Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП.

Основными задачами ДКП являются:

# обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов;

# выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

# воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег.

Содержание

Введение

1. Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике.

2. Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику.

3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Лизинг-кредит – это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств  и так далее  при сохранении права  собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом технические средства предоставляются на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства. 
 

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами; международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа. 
 
 

Кредитный рынок и его  виды. 
 
 

Основная  форма кредита  –это банковский кредит. Как заёмщики, так и кредиторы действуют на кредитном рынке. Это рынок, на котором формируются спрос и предложение на свободные деньги, предоставляемые в ссуду. Субъекты кредитного рынка- государство, центральный банк, коммерческие банки данной страны, зарубежные банки, другие финансовые институты, физические лица и т.д. Объектом купли- продажи являются деньги, предоставляемые на определённый срок.  
 

В зависимости от субъектов, которые действуют  на рынке, и той  роли, которую они  выполняют, можно выделить следующие сегменты банковского кредитного рынка:  
 
 

а) межбанковский кредитный  рынок;  
 

б) рынок кредитов, предоставляемых  коммерческими банками; 
 

в) рынок международного кредита.  
 
 

Рассмотрим  их подробнее.  
 
 

Межбанковский кредитный рынок- это рынок, на котором банки предоставляют ссуды друг другу. Он выполняет задачу поддержания ликвидности банковской системы путём обеспечения её необходимыми ресурсами. 
 

Под ликвидностью понимается способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объёма имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры.  
 

Источниками ресурсов межбанковского рынка являются межбанковские  депотизы, которые  банки хранят на корреспондентских счетах друг друга и в центральном банке. Особенностью рынка является то, что предоставляются краткосрочные ссуды. 
 

Межбанковский рынок делится  на рынок кредитов центрального банка  и рынок межбанковских  ссуд. 
 

Центральный банк, предоставляя кредиты коммерческим банкам, взимает с заёмщика определённый процент. Норма этого процента называется учётной ставкой (дисконтом). 
 

Коммерческие  банки прибегают  к займам в двух случаях.  
 

Во-первых, для пополнения обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня. При этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, если учётная ставка центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены. 
 

Во-вторых, в том случае, когда  на денежные средства, взятые в центральном  банке, коммерческий банк может получить прибыль.Это будет  возможно, если разница  между учётной  ставкой и ставкой  ссудного процента будет  достаточно велика.Она  должна покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль. 
 

Следует отметить, что центральный  банк далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает, как часто коммерческий банк обращался к нему, его финансовое положение, ограничивает объём предоставляемых средств. для какой цели нужна ссуда и так далее,т.е. центральный банк ограничивает объём предоставляемых средств.  
 

Рефинансирование коммерческих банков центральным происходит на рыночной основе, в России, например, путём проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучёта векселей. К участию в кредитных аукционах допускаются только финансово устойчивые банки. Кредитные ресурсы центрального банка на них покупаются на коммерческой основе по цене, определяемой спросом и предложением. Покупателями могут быть только российские коммерческие банки. 
 

Ломбардный  кредит предоставляется  под залогом ценных бумаг (в основном государственных). Он выдаётся на определённый срок и правом его получения обладают только банки, которые отвечают определённым требованиям Центрального банка РФ. 
 

Центральный банк может рефинансировать  коммерческие банки  и путём переучёта векселей предприятий. Сначала вексель учитывает коммерческий банк, предоставляя векселедержателю взамен векселя определённую сумму денег. Затем коммерческий банк предъявляет этот вексель центральному банку. Последний покупает (переучитывает) этот вексель на условиях его обратного выкупа через конкретное время, взимая определённый процент.  
 

В странах с переходной экономикой центральный  банк также предоставляет  коммерческим банкам целевые централизованные кредиты, которые  те используют для  выдачи ссуд сельскому хозяйству, на жилищное строительство и т.д. Такие кредиты по существу являются государственными дотациями, и, как правило, значительная часть их не возвращается, что негативно сказывается на ликвидности банков. Объём целевых кредитов постоянно сокращается. 
 

В некоторых странах  СНГ центральные  банки до сих пор  финансируют значительную долю бюджетного дефицита, выдавая напрямую кредиты правительству  или покупая государственные  ценные бумаги и тем  самым стимулируя инфляцию. 
 

На  рынке межбанковских  ссуд в отношения друг с другом вступают коммерческие банки. Они обращаются на этот рынок по следующим причинам: одни из них нуждаются в кредитах других банков, чтобы поддержать свою ликвидность на соответствующем уровне или, используя разниницу в уровне процентных ставок на разные финансовые активы, получить доход; другие стремятся разместить свободные денежные ресурсы с целью получения ссудного процента. Прямое межбанковское кредитование может осуществляться разными способами. Например, путём торговли депозитами, хранящимися на счетах центрального банка. Стоимость ккедитов определяют ставки межбанковского рынка. 
 

Главным сегментом кредитного банка является рынок, на котором в качестве кредитов выступают  коммерческие банки, а в качестве заёмщиков  как юридическое, так и физические лица. 
 

По  заёмщикам кредит, представляемый коммерческими  банками, делится  на производственный и потребительский. Производственный - это кредит, который  обеспечивает финансирование производственных инвестиций. Он позволяет предприятиям увеличивать оборотные средства, расширять производство товаров и услуг, проводить реструктуризацию. Сюда же относятся и кредиты, выдаваемые и на жилищное строительство.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Кредитно-денежная  политика и её  влияние на экономическую  динамику. 
 

Инструменты денежно-кредитной политики. 
 
 

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации. Прежде всего, они  делятся на общие, влияющие на рынок  ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определённых форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые(административные). Основными инструментами ДКП являются: изменение учётной ставки; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке. 
 

Изменение учётной ставки –  старейший метод  денежно-кредитного регулирования. В  его основе лежит  право центрального банка предоставлять  ссуды коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определённых обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах.  
 

За  предоставление средств  центральный банк взимает с заёмщика определённый процент. Норма такого процента называется учётной ставкой (дисконтом). Таким образом, учётная ставка- это «цена» дополнительных резервов, которые ЦБ предоставляет коммерческим. ЦБ имеет право изменять её, регулируя тем самым предложение денег в стране. 
 

При понижении учётной  ставки увеличивается  спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заёмщиков.  
 

Эти резервы являются избыточными, так  как для поддержания  таких ссуд, как  правило, не требуется  обязательных резервов. Поэтому взятые у ЦБ средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведёт к снижению ставки ссудного процента, т.е. процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. 
 

При повышении учётной  ставки происходит обратный процесс. Оно ведёт  к сокращению спроса на ссуды ЦБ, что  замедляет темпы  роста (или сокращает) предложение денег  и повышает ставку ссудного процента. «Дорогой» кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства. 
 

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать  вкладчикам выплату  денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объёмом денежной массы и кредитом. Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объёмы кредитования, является изменение норм обязательных резервов.  
 

Резервирование  возникло в связи  с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективны. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из инструментов ДКП. Центральные банки могут применять его как ко всем институтам кредитно-финансовой системы, так и выборочно. Например, в США до 1980г. требование обязательных резервов касалось только банков, являющихся членами Федеральной резервной системы. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то ЦБ может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие для депозитов до востребования. 
 

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведёт, во-первых, к изменению величины денежной базы, а во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путём кредитования. 
 

В период инфляции центральный  банк может повысить резервную норму. В ответ на это  коммерческие банки, во-первых, могут  оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить  выдачу ссуд, что  приведёт к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы и соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заёмщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам.  
 

Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь