Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП.

Основными задачами ДКП являются:

# обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов;

# выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

# воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег.

Содержание

Введение

1. Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике.

2. Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику.

3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Как показывает мировая практика, правительству никогда не хватает денег для реализации своих программ. Если ЦБ подчинен правительству, то оно всегда найдет причину для привлечения его денежных средств. Обычно поводом служит дефицит бюджета, для покрытия которого правительство навязывает ЦБ государственные облигации. 
 

Очевидно, что в этом случае ЦБ неизбежно превращается в придаток министерства финансов или иного  госоргана, ответственного за состояние бюджета. При этом ЦБ фактически вынуждают изменять объем денежной массы вне зависимости от его долгосрочной денежной стратегии и краткосрочной денежной тактики. Приспособленная к нуждам правительства денежная политика уже не может препятствовать инфляции ,а, напротив, способствует ей.  
 

Вместе  с тем ЦБ не должен быть безучастным наблюдателем, держаться в стороне от бюджетных проблем. Правительство , выступая в качестве заемщика, вправе рассчитывать на кредиты ЦБ. Будучи независимым и действуя строго в рамках закона, ЦБ может дать правительству кредит, определив его объем, сроки погашения и ставку процента. Тогда он сможет проводить долгосрочную денежную политику, ни при каких обстоятельствах не допуская накачивания в экономику излишней денежной массы.  
 

Конечно, ЦБ не должен выполнять  не свойственные ему  функции, например, кредитовать предприятия, ибо этими операциями занимаются коммерческие банки. 
 
 

Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь. 
 
 

Объем рублевой денежной массы  в обращении на 1 января 2003 года составил 1,99 трлн. руб. и увеличился к уровню к началу года на 59,6%, или 3,97% в среднем за месяц, тогда как годом ранее аналогичный прирост достигал 87,4 %, или 5,37 % в среднем за месяц. В реальном выражении объем денежной массы увеличился к уровню начала года на 18,3% (за аналогичный период предыдущего года- на 28,1%). Сложившаяся тенденция стала результатом укрепления доверия к банковской системе и белорусскому рублю со стороны населения и сохранения высокого уровня спроса на деньги, главным образом , в качестве инструмента сбережений. Решающую роль сыграла проводимая Национальным банком политика процентных ставок, обеспечившая привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте.  
 

Основными целями этой политики являются защита и  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. 
 

В процессе денежно-кредитного регулирования требуется  оптимизировать выбор  между стимулированием  экономического роста  и борьбой с  инфляцией. Для стимулирования экономического роста проводится кредитная экспансия(дешёвый, доступный кредит, низкие процентные ставки), а для сдерживания инфляции- кредитная рестрикция , общее ограничение денежной массы. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой. 
 

Обеспечению макроэкономической стабильности в 2003г. будет способствовать снижение обменного  курса белорусского рубля к доллару  США на 17-22% в год, или 1.3-1.7% в месяц. 
 

Инструменты денежно-кредитной  политики формируются на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса рубля. В 2003г. инфляция в соответствии с прогнозом не должна превысить 24%, среднемесячная заработная плата составит 244-255 тыс. руб., а курс по отношению к доллару на конец года –2250-2350 руб. Программой же социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривается обеспечить курс белорусского рубля к доллару США на уровне 2000-2100 руб. в 2005г. 
 
 
 

Важнейшие денежно-кредитные  показатели на 2003 г. прогнозируются исходя из необходимости обеспечения цен и девальвации обменного курса белорусского рубля. В 2003 г. прирост рублевой денежной массы составит 25-32%, или 1,9-24 % в месяц. Намечаемое увеличение рублевой денежной массы может быть обеспечено приростом рублевой денежной базы на 24-32%. Рублевая денежная эмиссия за 2003г. составит 218-297млрд. руб.  
 

Увеличение  рублёвой денежной массы  расширит ресурсную  базу банков, их возможности  для кредитования экономики страны. Валовые рублёвые кредиты банков увеличатся по сравнению с 2002г. на 25-32%, а в реальном секторе экономики- на 22-31%. 
 

В2003г. в основном сохранятся подходы к формированию обязательных резервных  требований , сложившиеся  в 2002г. 
 
 

Прогноз и оценка вариантов  денежно–кредитной политики.  
 
 

Ретроспективная оценка точности прогнозов  на основе системы  моделей проводилась  для января-февраля 2003г. Фактические и  прогнозные значения целевых показателей, а также относительные  ошибки прогнозов  в процентах приведены  в табл.1. Оценка вариантов денежно-кредитной политики осуществлялась на период с марта по июнь 2003г., при этом за январь-февраль 2003г. использовались фактические данные. Значения экзогенных переменных, управляющих переменных и результаты расчётов для различных сценариев приведены в табл.2. Рассматривалось три возможных варианта(сценария) денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь. 
 

Сценарий 1(базовый). Соответствует «относительно  жёсткой политике»: объём эмиссии  Национального банка находится на уровне, предусмотренном « Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2003год»; процентная политика Национального банка достаточно взвешена и ориентирована на поддержание устойчивого значения реальной доходности по активам в национальной валюте. 
 

Сценарий 2, 3. Соответствуют некоторому смягчению ДКП, которое  выражается:  
 

а) в увеличении ресурсной  поддержки банков посредством наращивания  объёмов кредитной  эмиссии Национального  банка в соответствующий  период( увеличение прироста денежной базы в указанном периоде на 4 процентных пункта по сравнению с базовым сценарием); 
 

б) в удешевлении  заёмных ресурсов , что выражается в  более мягкой процентной политике(снижение базовой  ставки рефинансирования на 4 процентных пункта в июне по сравнению с мартом против 2 процентных пунктов по базовому сценарию. 
 

В Сценарии 2 поддержка  банков распределяется равномерно в течении  прогнозного периода, а в Сценарии 3- осуществляется единовременно  в марте 2003года. Прогнозная динамика остальных  экзогенных переменных для обоих вариантов одинакова. 
 

Согласно  прогнозным расчётам, обменный курс белорусского рубля по отношению  к доллару США  за первое полугодие 2003г. снизится на 8% по сценарию 1 и на 8.5% по Сценарию 2, прирост потребительских  цен составит соответственно 12.0 и 12.9%. Столь незначительное увеличение целевых показателей при увеличении эмиссии ЦБ по сравнению с базовым вариантом объясняется эффектом запаздывания: негативные последствия от выпуска необеспеченных денег в экономику на исследуемом временном периоде проявились не в полном объёме, а лишь обозначили тенденцию к ускорению инфляционно девальвационных процессов. 
 

В настоящее время  воздействие мер  денежно-кредитной  политики на уровень  девальвации и  инфляции сильно проявляется  на полугодовом интервале. Поэтому общий эффект от увеличения денежной эмиссии ЦБ во 2 квартале можно оценить только в 3-4 кварталах 2003года. Наличие эффекта запаздывания может быть проиллюстрировано на основе сравнения результатов 2 и 3 сценариев, отличающихся только моментом осуществления эмиссии. Очевидно, что усилие инфляционно девальвационных процессов проявятся в исследуемом периоде в большей степени при более раннем «впрыскивании» денег в экономику. Так, согласно прогнозным расчётам, по сценарию 3 обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США за первое полугодие 2003г. снизится на 9%, прирост потребительских цен составит 14% против соответственно 8.5 и 12.9% по сценарию 2. 
 

Результаты  экспериментальных  исследований свидетельствуют  о том, что разработанная система эконометрических моделей может использоваться как единый модельный аппарат для получения согласованных прогнозов анализируемых показателей, а также применяться длч проведения многовариантных (сценарных) расчётов по оценке вариантов денежно-кредитной политики. 
 
 
 

Финансовые  индикаторы. 
 
 

Ставка  рефинансирования Национального  банка Республики Беларусь с 22 сентября снижена до 29% с 30% годовых. 
 

Сообщение Национального банка  снижение ставки было традиционно обоснованно  уменьшением темпов роста инфляции. Но снижение инфляции закончилось, и ожидается её сезонный рост. В прошлом году в августе потребительские цены увеличились на 1.1%, в сентябре на 1.2% , в октябре на 1.7%, в ноябре на 3.2%, в декабре на 3.2% .Нечто подобное ожидается в текущем году. 
 

В связи с возможным  ростом инфляции Национальный банк должен будет  приостановить темпы  снижения ставки рефинансирования . В прошлом году ставка рефинансирования снижалась в плоть  до ноября достигнув 38% годовых. В конце  года инфляция возросла до такого уровня, что реальная доходность ставки рефинансирования стала отрицательной, но Национальный банк не увеличил ставку.  
 

Согласно  планам Национального  банка РБ, в текущем  году ожидается снижение ставки рефинансирования до 28 % годовых. Таким  образом, за оставшееся до конца года время ставка может 
 

быть  уменьшена только на 1 процентный пункт. 
 

По  данным Национального  банка РБ объем  денежной массы (М2) на 1 августа 2003 г. составил 2,8 трлн. руб. и увеличился за январь –июль 2003 г. на 40%. 
 

Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат М0) составил на 1 августа 2003 г. 803,6 млрд. руб. и увеличился за январь-июль на 23,6 %. Доля этого показателя в объеме денежной массы (М2) уменьшилась с 35,2 % на 1 августа 2002 года до 28,8 % на 1 августа 2003 г.. Объем безналичных денег на 1 августа 2003 г. составил 2 трлн. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ужесточение денежно-кредитной  политики на 2004 год. 
 
 

В проекте Основных направлений денежно-кредитной  политики Беларуси на 2004 г. предусмотрено  ужесточение финансовой политики, проводимой Нацианальным банком РБ. Сближение с Россией продолжается. 
 

В 1-ом полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля  к российскому  может снизиться  на 4-5 % до 72,75-73,24 BYR/RUB. Данный уровень станет уровнем так называемой жесткой фиксации курса белорусского рубля по отношению к российскому, которую предполагается ввести с 1 июля ( а не с 1 января 2004 г., как предполагалось ранее). При этом допускается отклонение от уровня жесткой фиксации в размере плюс – минус 5%. Данное решение было принято по предложению Правительства Беларуси, а сам по себе перенос даты не является принципиальным вопросом. Действительно, данная дата не фигурирует в Соглашении об использовании рубля РФ в качестве единственного законного платежного средства на территории РБ, поэтому сдвигая ее, Правительство Беларуси не нарушает договоренностей с Россией. 
 

В 1-м  полугодии 2004 г. обменный курс белорусского рубля  к доллару США  может снизиться  на 6-8 % до 2300-2350 BYR/USD. 
 

Ставка  рефинансирования в  течение 2004 г. должна быть снижена до 15-19 %, т. е. чуть ли не в 2 раза.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение. 
 

Таким образом, кредитно денежная политика предоставляет  комплекс взаимосвязанных  мероприятий, воздействующих на денежное обращение  и состояние кредита. 
 

Проводит  их центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости. 
 

Важнейшими  инструментами кредитно-денежной политики являются: 
 

• операции на открытом рынке; 
 

• изменение учетной  вставки; 
 

• изменение резервной  ставки; 
 

Операции  на открытом рынке  представляют покупку  или продажу государственных  облигации. Одна из причин использования этого  инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом кредитно-денежной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться. 
 

Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь