Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП.

Основными задачами ДКП являются:

# обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов;

# выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

# воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег.

Содержание

Введение

1. Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике.

2. Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику.

3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Этот  процесс, распространяясь  на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. 
 

Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путём кредитования, а значит, и предложение денег в стране. 
 

При использовании данного  инструмента ДКП  следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают всё реже. 
 

Наиболее  важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые  ЦБ использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие  в стране развитого  рынка ценных бумаг. 
 

Сущность  операций на открытом рынке заключается  в покупке- продаже  государственных  ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При  этом объектом покупки-продажи  могут быть все  виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке ЦБ воздействует, прежде всего на величину денежной базы. 
 

При необходимости увеличить  предложение денег  ЦБ начинает покупать ценные бумаги. 
 

Если  ценные бумаги продают  коммерческие банки, то центральный увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. ЦБ может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе(операции РЕПО).  
 

В этом случае при покупке  ценных бумаг на определённый срок банковские резервы  увеличиваются, но как  только коммерческий банк выкупает свои бумаги- резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы. 
 

Покупку государственных  ценных бумаг у  населения ЦБ оплачивает чеками на себя. Население  приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения. 
 

Если  необходимо сократить  денежную массу, ЦБ продаёт  государственные  ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку  ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги. 
 

Население, покупая ценные бумаги у ЦБ, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. ЦБ, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объём денежной базы и предложения денег. 
 

Операции  на открытом рынке  стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, ЦБ не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег. 
 

Для воздействия на денежную массу может быть использован и  такой инструмент ДКП, как покупка-продажа  центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведёт к уменьшению денежной базы и предложения денег. 
 

Наряду  с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.  
 

Административный  контроль над процентной ставкой может  осуществляться путём  определения величины ссудного процента или  его предельного  значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии(кредитного потолок). Общие(совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объёмов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определённых секторов экономики. Выборочный кредитный контроль ещё называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учёту векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом и т.д. 
 

Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов. 
 
 
 
 
 

Виды  денежно- кредитной  политики. 
 
 

Виды  денежно-кредитной  политики различаются  в зависимости  от того, какие цели ставит перед собой ЦБ. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что ЦБ должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определённых целей, так как каждой ставке процента соответствует определённая величина денежной массы, и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить, что он будет контролировать- ставку процента или объём денежной массы. 
 

Существуют  разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший  основы денежно-кредитного регулирования, утверждал. Что передаточный механизм денежно- кредитной политики следующий: 
 

# ЦБ изменяет резервы  коммерческих банков, влияя тем самым  в необходимом  направлении на  предложение денег; 
 

# изменения в предложении  денег вызывают  понижение или повышение ставки процента; 
 

# изменения процентной  ставки приводят  к расширению или  сокращению плановых  инвестиций; 
 

# изменения плановых  инвестиций в свою  очередь повышают  или понижают уровень  номинального национального  дохода. 
 

Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно- кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом: 
 

# ЦБ изменяет резервы  коммерческих банков воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его; 
 

# изменения денежного  предложения вызывают  расширение или  сокращение совокупного  спроса; 
 

# изменения совокупного  спроса приводят  к увеличению или  к уменьшению уровня  национального дохода. 
 

Следовательно, монетаристы доказывали, что ЦБ должен регулировать предложение денег. 
 

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной  цели денежно-кредитного регулирования, каковы его последствия. Предположим, что  ЦБ избирает фиксацию ставки процента на уровне i0(гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать её, изменяя предложение денег. По мере её роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учётной, то возрастёт заимствование средств коммерческими банками через «учётное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним-M0/P, ЦБ должен предпринять определённые меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учётной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента всё происходит в обратном порядке. 
 

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может  привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, ЦБ проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что ЦБ допускает определённое расширение денежной массы, контролируя темпы её роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя её по мере надобности.  
 

Типы  денежно-кредитной  политики. 
 
 

Различают типы денежно-кредитной  политики в зависимости  от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).Она направлена на сокращение предложения денег путём ужесточения условий и ограничения объёма кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учётную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объём потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования. 
 

В периоды спада  производства для  стимулирования деловой  активности проводится политика «дешёвых денег» (экспансионистская денежно кредитная политика).  
 

Она заключается в  расширении масштабов  кредитования, ослаблении контроля над приростом  денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает государственные  ценные бумаги; снижает  резервную норму  и учётную ставку. Создаются более  льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. 
 

ЦБ  выбирает тот или  иной тип и вид  денежно-кредитной  политики исходя из состояния экономики  страны.  
 

При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определённое время; во-вторых, денежно- кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 
 
 

Создание  банками денег. 
 
 

Банки путём кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит. Коммерческий банк или другое кредитное учреждение должно иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет ЦБ: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в ЦБ, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10%; в балансовых отчётах банка отражаются только изменения; избыточные резервы(они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу. 
 

Предположим, что человек вложил в банк А 1000 дол. Тогда балансовый отчёт банка, в котором по условию отражаются только изменения, будет иметь следующий вид: 
 

Банк  А  
 

Активы  Пассивы 
 

Резервы +1000 дол. Депозиты+1000 дол. 
 
 
 

Фактические резервы банка  А составляют 1000 дол., обязательные –10%, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 дол. (1000-100). Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заём эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчёт будет иметь вид:  
 

Банк  А 
 

Активы  Пассивы 
 

Обязательные  резервы + 100дол. Депозиты+1000 дол. 
 

Ссуда + 900дол.  
 
 
 

Таким образом, на счету  банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900дол. Следовательно, банк А создал 900дол. дополнительных кредитных денег. 
 
 

Допустим, хозяйствующий субъект  использовал полученную ссуду в 900 дол. для  оплаты купленного сырья. Поставщики сырья  переведут полученные деньги (наличные или  чек) на свой счёт в  банке Б. Этот банк, получив вклад  в размере 900 дол., тоже оставит резерв в 10%, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчёт будет таким: 
 
 
 
 
 

Банк  Б  
 
 
 

Активы  Пассивы 
 

Обязательные  резервы + 90 дол. Депозиты+900 дол. 
 

Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь