Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:49, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

Каждому набору потребительских товаров  можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе мы используем для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

Теперь мы должны сделать следующий  шаг - найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы нерыночного характера.

Числовые  свойства функции полезности оказалось  удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих  приростной характер. Примером такого рода может послужить решение  получать ежемесячно дополнительно  по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием "предельный" (маржинальный). Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10 - 9.

По  мере роста потребления товара или  услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.

Согласно  закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого  блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Практическое  значение закона убывающей предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной ситуации, когда перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом:

Понятие потребительской полезности товара является основой при конструировании  так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает  зависимость совокупной потребительской  полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных.

16. Бюджетное ограничение.  Условия равновесия потребителей.

Потребительский бюджет, бюджетная линия 

Чтобы понять, как бюджет ограничивает выбор  человека, рассмотрим ситуацию, когда  семья располагает доходом, который может быть потрачен на два вида товаров - продукты питания и одежду. Сделаем еще одно важное допущение: будем поначалу полагать, что цены на одежду и продукты питания, а также доход Ивановых не меняются.

Пусть условная единица одежды стоит 150 руб., а условная единица продуктов питания - 50 руб. Легко вычислить, что, располагая доходом в 600 руб., Ивановы могут приобрести в течение месяца, например, 4 единицы одежды и ни одной - питания. Либо 12 единиц питания и ни одной - одежды. Отложим по оси X графика количество приобретаемых единиц продуктов, а по оси Y - одежды. Между величинами количества товаров существует связь, которую можно выразить как: 12х + 4y = 600, которая отражает тот факт, что потребитель не имеет возможности потратить на покупку более имеющихся у него 600 руб., составляющих бюджетное ограничение.

Соединив  точки графика одной линией, получим  прямую АВ, которая называется бюджетной  линией домохозяйства Ивановых. Эта  линия, ограничивающая область возможных  покупок набора товаров при определенном объеме денежных средств покупателя и известных ценах на эти товары.

Каждая точка этой прямой показывает, какое количество единиц продуктов питания и одежды могут приобрести Ивановы, располагая фиксированным доходом в 600 руб. и тратя его полностью, при условии, что цены не меняются. При любом возможном сочетании на прямой количество закупок этих двух товаров домохозяйство потратило свой доход в 600 руб. Иначе говоря, на прямой АВ можно выбрать любое сочетание количества продуктов питания и одежды и оно будет обеспечивать удовлетворение потребностей.

Как известно, доходы и цены часто  меняются. Что происходит при этом с бюджетной линией? Из уравнения  линейной функции следует, что при  изменении дохода меняется длина  отрезка на вертикальной оси, но угол наклона остается неизменным. Например, при удвоении дохода бюджетная линия сдвигается вправо от линии АВ. Отметим, что NL остается параллельной АВ. Соответственно, если доход уменьшится, то бюджетная линия сместится вниз.

Если цены на оба товара будут  изменяться пропорционально, то бюджетная  линия может сдвинуться так, что новая линия останется параллельно старой. Например, если цены обоих товаров снижаются наполовину, то наклон бюджетной линии не изменяется, но оба отрезка на осях увеличиваются вдвое и бюджетная линия перемещается вправо.

Выходит, что пропорциональное изменение цен товаров воздействует на бюджетную линию также, как и изменение доходов. Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. Это обстоятельство имеет практический смысл: индексация доходов уравновешивает инфляционное повышение цен и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются. Их покупательная способность остается на прежнем уровне.

Изучив предпочтения с учетом представлений покупателя о полезности, воплощенных в виде кривой безразличия и бюджетных ограничений, мы теперь можем показать, каким будет потребительский выбор. Очевидно, что потребители делают данный выбор рациональным путем. Они выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете.

Оптимальный выбор должен отвечать двум требованиям. Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии, предполагая, что весь доход расходится в настоящее время. Во-вторых, набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Теперь вполне очевидно, что рациональный выбор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, должен находиться в точке пересечения самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией (LM). Так что в нашем примере на графике (рис. 7.5.)потребитель приобретает за свои 600 руб. 2 единицы одежды и 6 единиц питания. Набор потребительских благ в точке C, например, на кривой безразличия обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе. Заметим, что в нашем примере на каждый товар (одежду и продукты питания) потребитель затратит одну и ту же сумму (300 руб.), что соответствует принципу максимизации полезности, изложенному ранее.

Как было нами ранее установлено, одним  из главных факторов потребительского выбора является полезность того или  иного товара. Однако полезность - понятие  индивидуальное. Даже если выбранный продукт полезен для потребителя, есть обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Поэтому существуют концепции альтернативные теории полезности. Такой подход не связан непосредственно с предельной полезностью и измерением полезности. Предлагается объяснение закона спроса, основанное на концепциях эффектов замещения и эффектов дохода. На анализе зависимости спроса от цены товара, цен на другие товары и дохода мы и остановимся.

"Нисходящий" характер кривой спроса, как мы знаем, отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий. Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров.

Рассмотрим каждый из этих процессов  в отдельности на графике (Рис. 7.6.).

Первоначальная бюджетная линия  обозначена RS. Потребитель максимизирует  полезность за счет выбора "потребительской  корзины" (одежда и продукты питания) в точке А, достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1.

При снижении цены бюджетная линия  проходит по линии RT. Теперь в точке  В на кривой U2 потребитель выбирает свой набор. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF1 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF2, т.е. увеличение объема покупок продуктов питания представлено отрезком F1F2. На этом фоне заметно снижение покупок одежды от C1 до C2. Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии параллельно новой бюджетной линии RT, которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия. При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке С и, следовательно, потребляет OE единиц продовольствия. Отрезок линии FE представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.

Теперь рассмотрим изменение потребления  продовольствия, вызванное ростом доходов  при изменении цены. Предположим, что цены на продукты питания снова  уменьшились, а цены на все остальные товары и услуги остались неизменными. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.

Если  вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OE до OF2 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается тем, что пунктирная бюджетная линия, проходящая через точку С, смещается к бюджетной линии RT. Потребитель приобретает теперь набор товаров В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.

Для некоторых товаров эффект дохода теоретически может быть достаточно высоким, чтобы вызвать подъем кривой спроса. Чтобы это произошло, на потребление  товара, о котором идет речь, должна приходиться значительная часть  бюджета потребителя. Допустим, первоначально потребитель покупает относительно немного одежды и много продовольствия. Затем цена продуктов питания снижается. Это высвобождает достаточную часть дохода на приобретение большего количества одежды и питания. Кривая спроса приобретает "восходящий" вид, положительный наклон. Такой товар был назван товаром Гиффина (Роберт Гиффин - английский экономист, выявил, снижение потребления низкосортных товаров (типа картофеля) с уменьшением их цены). Эффект Гиффина встречается весьма редко, потому для большинства товаров кривая спроса имеет "падающий" характер.

19. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные  черты монополистической конкуренции: 
– как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены; 
– как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля; 
– отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен; 
– экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"