Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:49, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

инфляцией.  Подобная  борьба  под  стать  только  государству.   В   случае

отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными

мельницами».   Следовательно,    борьба    с    инфляцией    есть    задача

макроэкономическая.  Перед  правительством  стоит   главный   вопрос:   или

ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер,  или  адаптироваться  к

ней. Различные страны решают эту  дилемму  по-своему.  США,  Великобритания

активно борются  с  инфляцией,  другие  же  страны  разрабатывают  комплекс

адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и

проч.). Итак, либо пассивная адаптация  к росту цен через индексацию доходов

населения, или активная стратегия  ликвидации инфляции в ходе спада  деловой

активности  и  усиления  безработицы.  Каждый  из  отмеченных  путей  имеет

множество вариантов.

          Начнем  с адаптационной  политики.  На  частном  уровне  индексация

доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза  с  ассоциацией

предпринимателей или с отдельным  предпринимателем. Рост заработка  ставится

в зависимость от роста инфляции.  Так,  в США 60%  трудовых  контрактов

конкретно и многовариантно оговаривают  рост  заработка  в  зависимости  от

темпа инфляции.

          В Европе  механизм антиинфляционной защищенности  распространен  еще

больше. Государственное вмешательство и  контроль  за  индексацией  гораздо

сильнее. Индексация же доходов людей  с фиксированной оплатой труда (для СНГ-

это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет

целью не ухудшить их положение в  сравнении с занятыми в частном секторе.  В

случае  резких,  неожиданных  скачков  цен,  все  надлежащие   коэффициенты

индексации приходится чаще и быстрее  пересматривать. Даже при очень высокой

(активной)   адаптационной   «расторопности»    правительства    отставание

индексации от фактического роста цен неизбежно.

            Политика  доходов   --   одно   из   направлений   адаптационной

антиинфляционной борьбы. Начиная  с  60-х  гг.  правительства  многих  стран

проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению

роста заработной платы. Поскольку  эта политика означает административную, а

не  рыночную  стратегию  борьбы  с  инфляцией,  она  не  всегда   достигают

намеченной цели. одно из направлений  адаптационной антиинфляционной борьбы.

История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и

других   странах   внедрялась    политика    «стоп--вперед»,    оказавшаяся

неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен  покупалось  ценою

снижения производительности и  жизненного уровня населения.

 

      Параллельное  применение  различных  мер  для  решения   противоречивых

проблем может сделать  экономическое  регулирование в целом малоэффективным.

 

              Другая  политика  -  контроль  соотношения   цен   и   окладов

(Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном  плане  кое-

что  получается  (Финляндия  1967--1971  гг.,  США--  1951-1952  гг.),   но

долгосрочно и эта политика не приживается.

 

            Следующий вариант -- государственные  рекомендательные  ориентиры

установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди  и  Картера  в

США. Этого тоже не хватает надолго.

 

             Наиболее  радикальный  и   пока  еще   популярный   вариант   --

минимизация государственного вмешательства  в игру рыночных  сил,  усиленная

антимонопольными мерами. Подобная  политика  есть  своеобразный  возврат  к

«невидимой руке» А. Смита.

  К сожалению, ни один из  перечисленных видов политики  доходов  не  является

идеальным. Экономисты с мировым  именем признают: к концу 80-х гг.  не  был

найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный

рост цен и невысокую безработицу.

 

            Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна   идея

выборочного государственного налогового поощрения тех  фирм  и  профсоюзов,

которые  медленнее  других  повышают  цену  товаров  и  рабочей   силы   на

добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что  в случае его

малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего  не

теряют.

 

          В   основе  большинства  вариантов   стратегии  активной  борьбы   с

инфляцией лежит, по  преимуществу,  так  называемая  «компромиссная  теория

инфляции», в соответствии  с  которой  рост  безработицы  и  рост  инфляции

взаимообратны.  Это  означает,  что  для  снижения  темпов  инфляции   надо

увеличивать количество безработных.

 

  В связи с популярностью,  «естественностью» стихийного рыночного   механизма

применяется обеспечение так называемого  естественного уровня безработицы.

 

           Естественный  уровень безработицы--тот,  при котором динамично

уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и  цен. При

нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной  платы.

Естественным такой уровень  можно назвать еще и потому, что  он  достигается

через естественный для рынка механизм адаптации  спроса  к  предложению:  в

случае экономического спада безработица  увеличивается  сверх  естественного

уровня и инфляция спадает. Таким  образом, в долгосрочном плане  стабильный,

умеренный рост инфляции  возможен  только  после  достижения  естественного

уровня занятости.  Последний  определяется  эмпирически.  К  сожалению,  во

временном аспекте не ясно, сколько  лет необходимо экономике для  адаптации к

различного рода экономическим потрясениям для достижения  естественного

уровня занятости. При этом не забудем  и о пределах терпимости  населения  к

экономическим неурядицам. Все это  может поставить под  сомнение  полезность

теории естественного уровня безработицы  для СНГ и для России.

         Для сдерживания  инфляции практически во всех  странах требуется  все

больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы.

Так, за последние 20 лет этот уровень  возрос для США, например, с 4  до  7%

трудоспособного населения.

         Зададимся  вопросом: какую цену заплатит  наше общество за  снижение

уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на  1%

безработица должна в течение года быть  на  2%  выше  своего  естественного

уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на  4%  ниже

потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря  продукта  составила

160 млрд. долл. Для  СНГ  проблема  необходимости  платить  безработицей  и

недопроизводством за  снижение  инфляции  стоит  особенно  остро.  В  любом

случае, никто еще не доказал, что  уволить человека для экономики  выгоднее,

чем обеспечить его работой и  получить в итоге больше дефицитного  конечного

продукта.

 

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно  выделить  два

подхода:

 

      1. Первый подход  предусматривает  активную  бюджетную   политику,  т.е.

активное  маневрирование  государственными  расходами  и  налогами  в  целях

воздействия на платежеспособный спрос.

 

      При  инфляционном  спросе  государство  может  уменьшить   его   путем

ограничения своих расходов и повышения  налогов. Однако такие действия  могут

привести к застою и различным  кризисным  явлениям  в  экономике,  увеличению

безработицы.

 

      В условиях спада  спроса бюджетная политика  может  использоваться  для

его расширения, осуществляются программы  государственных капиталовложений  и

других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают  в  первую

очередь для получателей средних  и низких доходов.

 

      Однако стимулирование  спроса   бюджетными  средствами  может  усилить

инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты  не  позволяют  маневрировать

расходами и налогами.

 

      2. Второй подход  это гибкое денежно-кредитное   регулирование,  которое

осуществляется формально неподконтрольным правительству  центральным  банком

страны. Банк  изменяет  количество  денег  в  обращении  и  ставку  ссудного

процента.  Денежно-кредитная  политика   используется   как   средство   для

кратковременного  воздействия   на  экономику.  Иными  словами,  государство

должно  проводить  антиинфляционные  мероприятия  для  ограничения   спроса,

поскольку стимулирование экономического роста  и  искусственное  поддержание

заработной платы путем снижения естественного  уровня  безработицы  ведет  к

потере контроля над инфляцией.

 

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к

значительным потерям в  народном  хозяйстве.  По  некоторым  подсчетам,  для

снижения инфляции на 1% безработица  должна быть в течение года  на  2%  выше

своего естественного уровня, при  этом реальный Валовой Национальный  Продукт

( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению  с потенциальным. Для  США,  например,

такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось  в 160 млрд. долларов.

 

53. Фискальная политика  гос-ва.

Фискальная политика – важнейший  элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда  средств, необходимого для обеспечения  нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении  доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения  бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ΔВНП = kg ΔG,

где kg = 1/1–MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ΔВНП = – kt ΔT,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

Мультипликатор kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся: пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений  немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности  воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: 
– сочетание прямых и косвенных налогов; 
– универсальность налогообложения; 
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; 
– однократность налогообложения; 
– использование системы налоговых льгот; 
– стремление к стабильности условий налогообложения; 
– запрет обратной силы налоговых законов.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"