Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае
отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными
мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача
макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или
ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к
ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания
активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс
адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и
проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов
населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой
активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет
множество вариантов.
Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация
доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией
предпринимателей или с
в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов
конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от
темпа инфляции.
В Европе
механизм антиинфляционной
больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо
сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-
это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет
целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В
случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты
индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой
(активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание
индексации от фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов -- одно из направлений адаптационной
антиинфляционной борьбы. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран
проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению
роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а
не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают
намеченной цели. одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы.
История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и
других странах внедрялась политика «стоп--вперед», оказавшаяся
неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою
снижения производительности и жизненного уровня населения.
Параллельное применение различных мер для решения противоречивых
проблем может сделать экономическое
регулирование в целом
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов
(Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-
что получается (Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но
долгосрочно и эта политика не приживается.
Следующий вариант -- государственные рекомендательные ориентиры
установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в
США. Этого тоже не хватает надолго.
Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант --
минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная
антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к
«невидимой руке» А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является
идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был
найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный
рост цен и невысокую
Поиск новых вариантов
выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов,
которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на
добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его
малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не
теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с
инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория
инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции
взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо
увеличивать количество безработных.
В связи с популярностью,
«естественностью» стихийного
применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.
Естественный уровень безработицы--тот, при котором динамично
уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При
нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается
через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в
случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного
уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный,
умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного
уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во
временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к
различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного
уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к
экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность
теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.
Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все
больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы.
Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7%
трудоспособного населения.
Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение
уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1%
безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного
уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже
потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила
160 млрд. долл. Для СНГ проблема
необходимости платить
недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом
случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее,
чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного
продукта.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два
подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е.
активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях
воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем
ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут
привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению
безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для
его расширения, осуществляются программы
государственных
других государственных
очередь для получателей средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить
инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать
расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое
осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком
страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного
процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для
кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство
должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса,
поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание
заработной платы путем
потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к
значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для
снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше
своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт
( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например,
такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
53. Фискальная политика гос-ва.
Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Первоочередной задачей
Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.
Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом
ΔВНП = kg ΔG,
где kg = 1/1–MPC – мультипликатор государственных расходов.
Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом
ΔВНП = – kt ΔT,
где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.
Мультипликатор kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.
Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся: пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.
В системе финансовых отношений
немаловажную роль, с точки зрения
пополнения доходной части бюджетов
различных уровней и
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени
для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий
налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.