Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:49, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного  налога (более 50 %) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис.30.1).

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения  до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 30.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

54. Налоги 

 

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (НК).

Функции налогов

В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую. Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т.п.). Налоги являются основой доходов государства, поскольку именно они обеспечивают наибольшую часть поступлений в бюджет.Таким образом, для осуществления необходимых программ расходов государство должно иметь эффективную налоговую систему, обеспечивающую требуемый уровень доходов даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Перераспределительная функция налогов связана с использованием как инструмента выравнивания доходов населения. Рыночный механизм обеспечивает рост эффективности производства, однако он безразличен к социальным последствиям принимаемых решений. Возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. В рамках рыночной системы часть людей по объективным причинам не может самостоятельно себе такой уровень доходов, который необходим для нормальной жизни. Речь идет о социально-уязвимых слоях населения, таких как инвалиды, пожилые граждане, многодетные семьи и др. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в данной области в послевоенные годы, низкий уровень жизни определенных слоев населения продолжает оставаться острой проблемой не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах.

Перераспределение доходов с помощью  налоговой системы может достигаться путем применения прогрессивных налогов, при которых более высокие доходы облагаются по более высоким ставкам. Как правило, по прогрессивной шкале рассчитывается подоходный налог с физических лиц, а в ряде случаев - налог на собственность и на прибыль предприятий. С другой стороны, косвенные налоги, играющие не менее заметную роль в структуре обязательных отчислений, фактически имеют регрессивный характер. Поясним это утверждение.

Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги. С изменением уровня доходов граждан структура их потребительских расходов претерпевает определенные изменения. Существуют такие виды расходов, которые люди должны делать независимо от уровня благосостояния. К ним относится приобретение товаров первой необходимости (важнейших продуктов питания, медикаментов), оплата жилищно-коммунальных услуг и др. Однако, при росте благосостояния их доля в структуре потребительских расходов снижается. Более динамично растут расходы на товары длительного пользования и услуги. Но наиболее чувствительны к уровню доходов размеры сбережений. В доходах обеспеченных граждан сбережения имеют высокий удельный вес, в то время как низкодоходные слои населения в основном используют доход на приобретение товаров и услуг. Поскольку сбережения не являются объектом косвенного налогообложения, бремя косвенных налогов в большей степени ложится на малообеспеченных граждан.

Соотношение поступлений в бюджет за счет прямых и косвенных налогов характеризует перераспределительные возможности налоговой системы. Различные их сочетания по-разному влияют на распределение доходов и могут порождать различные представления о справедливости налогов, даже если суммарный объем налоговых обязательств при этом не изменяется. При построении налоговой системы следует учитывать целый комплекс противоречивых требований. Например, расширение косвенного налогообложения может быть более удобным для государства, поскольку не требует жесткого контроля за доходами граждан и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Увеличение ставок косвенных налогов ощущается гражданами опосредованно, в форме повышения цен товаров, а значит и порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства.

Перераспределительный эффект прямых налогов также не столь однозначен. Как правило, выравнивание доходов за счет применения прогрессивных налогов в масштабах всего общества весьма незначительно. Во-первых, повышение налогов, взимаемых с богатых людей, ведет к большему сокрытию доходов от налогообложения, снижению экономической активности и, следовательно, сокращению налогооблагаемой базы, в результате чего доходы государства могут не только не увеличиться, но и уменьшиться. Во-вторых, даже если доходы бюджета в результате подобных мероприятий возросли, это не означает одновременный прирост социальных расходов государства, хотя может повлечь за собой сокращение расходов предпринимателей на зарплату и другие социальные цели.

Дифференциация налоговых ставок налогообложения является не единственной формой построения социально-ориентированной налоговой системы. Перераспределительная функция может выражаться в снижении налоговой базы для определенных категорий плательщиков - пенсионеров, инвалидов, начинающих предпринимателей и др. Очень часто такие меры связаны со стимулирующей функцией налоговой системы. Речь идет о предоставлении налоговых льгот занятым в различных отраслях экономики (например, в сельском хозяйстве), в сфере малого бизнеса и др. Установление социально-ориентированных налогов в этом случае выполняет те же задачи, что и государственные расходы на выплату социальных пособий и предоставление иных социальных гарантий.

Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства (включая расходы на НИОКР); малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения (например, инвалидов).

Стимулирующая функция реализуется  с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.

56.  Сущность и функции денег.

Деньги возникли в  результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.

(В результате этого  из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар - золото.)

Русский экономист Зибер: "Д - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров."

Они стихийно выделились из массы  товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического  развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

Монета - определенной формы, веса и  достоинства металл.

Бумажные деньги: банкнота -выпускается центральным банком страны; казначейский билет - государственным казначейством.

Существуют наличные, безналичные  деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Деньги - это  особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денег:

  • мера стоимости
  • средство обращения;
  • средство накопления;
  • средство платежа;
  • мировые деньги.

МЕРА СТОИМОСТИ. Стоимость товаров  находит всеобщее выражение в  деньгах, т.е. величина их стоимости  определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не деньги а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого и выступают деньги.

Особенность функции денег как  меры стоимости заключается в  том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т.е. обладающие самостоятельной стоимостью.

Цена - денежное выражение  стоимости товара.

Получившая денежное выражение  стоимость товара проявляется в  виде цены. Но так как различные  товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен.

Масштаб цен - денежная единица  с её делениями, в основу которой  положено определенное количество денежного металла.

Масштаб цен - это весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров.

СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров  и выполняют функцию средства обращения.

По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует:

взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев;

совпадения по времени актов  продажи и купли;

совпадения актов купли-продажи  в пространстве.

С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.

Функцию денег как средства обращения  выполняют реальные, а не идеальные  деньги, не обязательно являющиеся полноценными. Являясь мимолетным посредником  при актах купли-продажи, полноценные деньги могут быть заменены знаками стоимости. С развитием денежного обращения наряду с металлическими деньгами получили широкое распространение бумажные деньги.

СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег необходимо для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения необходимых товаров для физических лиц.

Металлические деньги выполняли роль стихийного регулятора денежного обращения. При сокращении потребности в металлических деньгах часть их уходила в сокровище, а при увеличении - поступала в обращение.

СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолжительности периодов производства различных товаров, к моменту  появления к/л товаропроизводителя на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.

Купля-продажа в кредит м.б. представлена: 1. О-Т; 2. Т-Д; 3. Д-О, где О - долговое обязательство. В функции средства платежа деньги выступают как завершающее звено в процессе обмена и как самостоятельное воплощение самой стоимости.

МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие международных  политических и экономических связей (внешнеторговых, международных кредитных  отношений, т.д.) обусловливает функционирование денег на мировом рынке. Мировые  деньги выступают в виде слитков  благородных металлов, а в условиях развитого капитализма - в виде слитков золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мировом рынке теряют силу.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"