Лекции по национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций

Описание

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

  Телефонная  связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования достаточно значителен. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.

  Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное  государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

  Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи — документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.

  Наиболее  крупные телеграфы функционируют  в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске работает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (телетайпов) , прямых соединений и передачи данных. Из других средств документальной связи используются телекс и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт. Вместе с тем телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количество отправленных телеграмм с каждым годом сокращается.

  Значительное  развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть.

  На  телекоммуникационном рынке Беларуси операторами сотовой связи являются три предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (торговая марка VELСОМ) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС), и Life:).

  Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

  Особое  внимание будет уделено организации более дешевого и быстрого доступа к сети Интернет.

  Для развития и модернизации материально-технической  базы отрасли связь предусматривается  построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения. 

    4.6. Комплекс социально-культурных  отраслей.

    4.6.1. Образование.  Культура и искусство.

Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

  В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения - 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения.

Национальная  система образования включает все  виды и формы образовательной  деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

  Основным  источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.

К сфере культуры и  искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

  В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли.

  К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.

  В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.

  В настоящее время основой государственных  гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

  Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. 

      1. Здравоохранение.

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

  Отрасль здравоохранение имеет следующие  структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

  Законом «О здравоохранении» (2002 года) определены направления государственной политики в области охраны здоровья населения.

  В стране функционируют 1458 врачебных  амбулаторно-поликлинических учреждений (632 - в городах и 826 - в сельской местности), в том числе 454 поликлинических отделений больниц и роддомов; 790 необъединенных поликлиник и амбулаторий; 56 здравпунктов; 67 стоматологических поликлиник; 91 диспансеров. Получили развитие амбулаторно-поликлинические учреждения частной формы собственности - всего 224, более половины из них (147) сосредоточены в Минске.

    1. На  конец 2009 года в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь было 42891 врача (без зубных), на конец 2008 года - 42153 (прирост +738  человек или   +1,8 %).
    2. В 2009 году из консолидированного бюджета было направлено 5354 млрд. руб., что на 7% больше, чем в 2008 году.
    3. За 2009 год к врачам было сделано 117,9 млн. посещений, что на 24% меньше, чем в 2008 году.
    4. Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью характеризуется мощностью. В 2009 году в больничные учреждения поступило 2790743 человек, на каждые 1000 жителей было госпитализировано 294 человека в 2008 (году – 283).
    5. Средняя длительность пребывания больного на койке в 2009 году составила 11,4 дня (в 2008 году – 11,6 дня)больничная летальность составила 0,98 %.

  Одним из направлений реформирования системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических организаций и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи.

  В комплексе лечебно-оздоровительных  и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при ее эффективности позволяет в 2-6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей. С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Правительством страны и Министерством здравоохранения разработан ряд программных документов.. 

4.6.3. Физическая культура и спорт

  Физическая  культура и спорт – самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

  Физическая  культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства.

  В системе Министерства спорта и туризма  работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн человек, или 10 % населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов — 560 тыс., на предприятиях и в организациях — 250 тыс., по месту жительства - 187 тыс.).

  Материально-техническая  база отрасли физическая культура и спорт включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, около 1,4 тыс. стрелковых тиров, более 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения.

Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь предусматривает  создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах.  

4.7. Социально-потребительский  комплекс.

4.7.1. Социальное обслуживание.

Социальное  обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Целями социального  обслуживания являются:

  • оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
  • прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
  • активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Информация о работе Лекции по национальной экономике РБ