Лекции по национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций

Описание

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

  Производство  цемента. Крупнейшее предприятие отрасли - РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), мощность - 1,2 млн т в год. Предприятие «Кричевцементно-шифер» (г. Кричев) объединяет цементный завод и завод асбоцементных изделий по выпуску волнистого кровельного шифера. Перспективная потребность Республики Беларусь с учетом экспорта продукции на 2015 год прогнозируется в объеме 4 млн т в год. Экспорт цемента из Беларуси осуществляется в основном в Польшу, Литву, Латвию, страны СНГ. Планируется увеличение объема экспорта до 25 % общего объема производства.

  В республике ожидается дальнейшее увеличение потребности в цементе, поэтому ставится вопрос о расширении существующих мощностей и строительстве новых производств.

Производство керамического кирпича. Мощности по производству строительного кирпича используются только на одну треть. Наиболее крупное производство создано в Минске (завод стройматериалов и комбинат силикатных изделий), Витебске (ОАО «Керамика»), Могилеве (комбинат силикатных изделий), Бресте и Гродно (комбинаты стройматериалов), Минской области (Молодечненский и Любанский комбинаты, Радошковичский керамический завод), Витебской области (керамический завод в г. п. Оболь), Брестской области (Горынский комбинат стройматериалов). Расширяется производство стеновых изделий из ячеистого силикатного бетона (армированные панели, панели перекрытий и покрытий).

  Производство  ячеистого силикатобетона. В Беларуси созданы мощности по производству ячеистого силикатобетона в объеме около 2 млрд шт. усл. кирпича в год, которые пока используются только на 50 %. Основными предприятиями являются ОАО «Силикат» (г. Бобруйск) и ОАО «Забудова» (г п. Чисть Минской обл.).

  Производство  рулонных кровельных материалов. Производство кровельных материалов сосредоточено в ОАО «Кровля» (г. Осиповичи) и ОАО «Гидростеклоизол» (Брестская обл.). Здесь налажен выпуск кровельных материалов на негниющнх основах (синтетической и стекольной) с битумно-полимерным покрытием и битумно-полимерных кровельных материалов на основе стеклотканей. Срок службы таких кровельных материалов соответствует европейским стандартам и в отличие от традиционного рубероида составляет до 40 лет.

  Производство  керамической плитки. В Беларуси керамическую плитку выпускают три предприятия: ОАО «Керамин» (Минск), мощностью 6760 тыс. м2 в год; ОАО «Брестский КСМ» (Брест), мощностью 628 тыс. м2 в год; ГП «Березастрой-материалы» (г. Береза), мощностью 1,35 млн м2 в год.

  Керамическая  плитка занимает первое место среди  экспортируемых из Беларуси строительных материалов. ОАО «Керамин» экспортирует около 80 % выпускаемой плитки.

  Производство  стекла. Оконное стекло в Беларуси выпускает ОАО «Гомельстекло». Высокохудожественные хрустальные изделия выпускают на РУП «Стеклозавод "Неман"» (г.п. Березовка) и Борисовском хрустальном заводе; другие виды стеклянных изделий - в Гродно, Елизово и др. Фарфоро-фаянсовые заводы действуют в Минске и Добруше.

  Производство  сборного железобетона. В производстве сборного железобетона выпускаются изделия для индивидуального строительства (пустотный настил, элементы благоустройства, цементно-песчаная черепица и т. д.).

  Известковые и гипсовые материалы выпускают Гродненский и Клпмовичский комбинаты стройматериалов, Минский завод гипса и гипсовых строительных деталей, ОАО «Доломит». Намечается реконструкция Минского гипсового завода, создание совместного предприятия с немецким концерном.

  Республика  Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируется цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные строительные материалы и др. Из всей экспортной продукции почти пятая часть реализуется в странах дальнего зарубежья.

Для отрасли  разработан перечень инвестиционных проектов:

  - линия по производству панелей типа «сэндвич» с минераловатным утеплителем с вертикально ориентированным волокном (Молодечненский ЗЛМК);

  — линия по изготовлению металлочерепицы (Молодечненский ЗЛМК);

  - технологическая линия для упаковки цемента (ОАО «Красносельскстройматериалы»);

  — технологическая линия по производству щебня кубовидной формы (ГП «Гранит»); технологическая линия по производству керамической плитки качества (ГП «Березастройматериалы»); 
цех по производству оконных блоков с тройным остеклением (Гомельский комбинат строительных конструкций);

  - техническая линия по производству ячеисто-силикатного плитного утеплителя плотностью 250—300 кг/м (Бобруйский ОАО «Силикат»). 
 
 

4.5. Транспорт и связь.

  Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.

  Транспортный  комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

  Управление  отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

  Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2009 год):

  1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2008 году увеличился на 10,9%).
  2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2008 году возрос на 7%).
  3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2008 году – на 9,7%).

  Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

  Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2009 году составил 42,7 млрд т/км, что 14,6% меньше, чем в 2008 году.  Пассажирооборот — 7,4 млрд пассажиро-км, что на 10,6% меньше, чем в 2008 году. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.

  Техническое оснащение БЖД в основном соответствует  Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % —диспетчерской централизацией, 34 % — полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.

  Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

  Грузовой  автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

  Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный в 2009 году приходится 24,4%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте.

  Разрабатывается новая Государственная программа  «Дороги Беларуси» на 2006—2015 гг.

  Внутренний  водный транспорт. Удельный вес в общем грузообороте за последние годы значительно сократился: в 2004 году составлял 0,37%, а в 2009 году лишь 0,14 %.

  Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

  Актуальным  для Беларуси является создание и  развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

  Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

  В 2009 году доля воздушного транспорта в грузообороте составила 0,09 %.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

  Важнейшим направлением является обеспечение  безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

  Трубопроводный  транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

  В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин - Брест — государственная граница; Волко-выск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс - Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.

Нефтепроводный  транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси — 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

  В Беларуси действуют три магистральных  продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

  Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение  и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

  Почтовая  связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему, которая проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта». На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.

Информация о работе Лекции по национальной экономике РБ