Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций
Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).
Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.
Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.
В
соответствии с мероприятиями
В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.
С
целью предупреждения и снижения
уровня инвалидности, а также создания
и развития системы профессиональной,
трудовой и социальной реабилитации с
октября 2006 года начала выполняться Государственная
программа по предупреждению инвалидности
и реабилитации инвалидов на 2006—2010 годы.
Торговля — совокупность предприятий и организаций, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,2 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании — 14,3 % занятых в экономике (2007 г.).
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».
Показатели, характеризующие торговлю в РБ:
Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.
Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.
Показатели, характеризующие общественное питание в РБ:
4) Развитие общедоступных объектов общественного питания - около 70 % общедоступных предприятий — это рестораны, кафе, бары. В основном это предприятия 1 и 2 наценочных категорий, только 68 из них (или 0,6 % от числа всех объектов) имеют наценочные категории люкс и высшую.
Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. В настоящее время он составляет 19,9 мест на 1000 человек.
Постоянное
внимание направлено на выполнение задач,
поставленных Правительством Республики
Беларусь по развитию придорожного сервиса.
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг.
Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.
В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.
Основную долю в бытовом обслуживании занимают производственные услуги, которые в общем объеме реализации бытовых услуг достигают 80 %. Они оказываются как в индивидуальном порядке, так и через специализированные организации.
В сфере бытового обслуживания работает более 8 тыс. предприятий, из которых 40 % — частные.
Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы — один день.
В стране функционирует Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006— 2010 годы.
Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).
Управление отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Показатели, характеризующие работу ЖКХ в РБ:
Современное
состояние водопроводно-
В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатывают около 10 млн м3 твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на 163 полигона общей площадью около 900 га. Предприятиями саночистки охвачено свыше 80 % городских населенных пунктов республики. Осуществляется определенная работа по совершенствованию процесса саночистки городов. Отраслевым предприятием «Техноресурс» разработана концепция переработки твердых бытовых отходов. Разработана технология их технической переработки, в том числе и совместно с осадком сточных вод. Усовершенствованная технология позволит уменьшить масштабы строительства перерабатывающих заводов примерно в 1,8—2 раза, энергопотребление - в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами, действующими сегодня в СНГ.
В
июле 2003 года в стране принята Концепция
развития жилищно-коммунального хозяйства
Республики Беларусь на период до 2015 года.
5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РБ.
5.1. Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.
5.2.Формирование
и развитие институтов рынка
в Республике Беларусь.
5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.
Переходная
экономика характеризует
В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:
1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;
1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ;
2001 и н.в. —
переход на путь устойчивого
развития.
Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: