Лекции по национальной экономике РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций

Описание

Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Национальной экономике Беларуси.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

     Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС), которая возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах. Республиканская Система национальных счетов была разработана в 1993 г., до этого использовались статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства. Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз - как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования.

         Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.

      Важной  чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

      Макроэкономические  пропорции – количественные соотношения    между различными подразделениями и сферами общественного   производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

      Виды  макроэкономических пропорций:

       общеэкономические

       межотраслевые - между отраслями промышленности и др.;

  • внутриотраслевые между взаимосвязанными производствами   внутри одной отрасли;
  • территориальные - общеэкономические, меж-  и  внутриотраслевые в границах определенной территории;
  • межгосударственные – между государствами на основе международного разделение труда;
  • стоимостные - между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);

       ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;

      Каждая  страна, в том числе и РБ стремится  установить оптимальные пропорции  своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения  при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей. 

Сбалансированность  национальной экономики – соответствие    между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

      Пропорциональность  и сбалансированность постоянно  нарушаются, так как экономический  рост ведет к установлению новых  пропорций, поэтому необходимо постоянно  поддерживать сбалансированность путем  корректировки пропорций между  сферами экономики и внутри них.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

  Понятие «национальная экономика» тесно  связано с термином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную  совокупность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа.

Типологизация национальных экономических систем может быть различной:

  - по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

  - по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

  - по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

  - по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

  - по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

  - по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

  - по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые;

  - по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

  - по  механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

  Подобная  типологизация систем позволяет  выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов функционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем.

    Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

  Из  современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

  Американская  модель экономики основывается на свободном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивидуальная активность и ответственность. Государство поддерживает на основе частичных льгот и пособий малообеспеченные слои населения.

Японскую  модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, высокий уровень дисциплины, производительности труда, государственное программирование экономики.

Китайская модель смешанной  экономики - рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.

Германска модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства, которая увязывает расширение конкуренции с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов и предоставления возможности развития всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким). Особыми льготами пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Шведская (модель «государства благосостояния») – отличается сильной социальной политикой, направленой на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения НД в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такой тип экономических отношений возможен только в условиях высоких налогов. Функция производства ложится на частные предприятия, действующие в уловиях конкуренции, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Белорусская модель социально  ориентированной  экономики согласно НСУР — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

  Характерные черты белорусской модели развития экономики являются:

  • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;
  • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

 
Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям:

  1. создание единого внутреннего рынка;
  2. формирование экономического и валютного союза;
  3. гармонизация финансовой политики;
  4. сближение социальных моделей;
  5. обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержка конкурентной среды;
  6. принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.
 

  Каждая  страна должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, смешения различных черт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2: Экономический  потенциал Беларуси. 

      2.1. Понятие и состав совокупного  экономического потенциала страны.

      2.2. Система потенциалов НЭ Беларуси.

      2.2.1. Природно-ресурсный потенциал.

      2.2.2. Демографический и трудовой потенциалы.

      2.2.3. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

      2.2.4. Производственный потенциал.

      2.2.5.  Инвестиционный потенциал.

      2.2.6. Внешнеэкономический потенциал. 
 
 

      2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

      Под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Состав  совокупного экономического потенциала Беларуси:

      • природно-ресурсный потенциал;

      • демографический и трудовой потенциалы;

      • научный, научно-технический и инновационный  потенциалы;

      • производственный потенциал;

      • инвестиционный потенциал национальной экономики;

      • внешнеэкономический потенциал;

      • экологический потенциал.

      Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.  

      2.2. Система потенциалов  НЭ Беларуси. 

      1. Природно-ресурсный потенциал.

      Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

      Размер  природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.  

Информация о работе Лекции по национальной экономике РБ