Лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:46, реферат

Описание

Слово «лизинг» (от англ. Lease – сдавать в наем) вошло в употребление в последней четверти XIX века. В 1877 году телефонная компания «Bell» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду.

Содержание

Введение

3
1

Понятие лизинг

4

1.1 Виды лизинга

4
2

Финансовый лизинг

8
3

Оперативный лизинг

10
4

Преимущества лизинга

11
5

Участники лизинговых отношений

12
6

Лизинг в нефтегазовой отрасли

13
7

Проведение мероприятий

17


Заключение

20

Список использованных источников

21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Лизинг.docx

— 59.66 Кб (Скачать документ)

Все российские лизинговые компании можно разделить на четыре основные категории:

  1. компании, созданные банками;
  2. компании, которые поддерживаются местной администрацией;
  3. компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета;
  4. компании, финансируемые иностранными фирмами и имеющие статус юридического лица в соответствии с Российским законодательством.  
    Вместе взятые, эти четыре группы образуют категорию лизинговых компаний-резидентов. Все компании из перечисленных первых трех категорий небольшие, с уставным капиталом, как правило, ниже, чем 50 тыс. долларов. 

Наиболее многообещающими и  перспективными представляются те лизинговые компании, за которыми стоят банки. Эти компании имели возможность  заниматься лизинговой деятельностью  и реализовывать лизинговые договоры в благоприятных условиях, поскольку  большую часть их первых лизинговых контрактов составляли договоры о поставке оборудования своим банкам-учредителям  и их региональным отделениям. Кроме  того, эти компании имеют доступ к банковскому капиталу и, как  правило, находятся под пристальным  контролем банка-учредителя. В основном такие компании сосредоточены на обслуживании банка-учредителя и его  корпоративных клиентов, и только небольшой процент их деятельности приходится на долю клиентов извне. Вторая группа - муниципальные лизинговые компании - полагается на финансирование, напрямую связанное с муниципальным бюджетом. Как только получение льготного кредитования и муниципальных гарантий окажется невозможным, эта группа скорее всего столкнется с жесткой конкуренцией со стороны других лизинговых компаний. Обе компании, представленные в данной группе, снижают этот риск путем диверсификации своей деятельности и поиска дополнительных источников финансирования. 
Лизинговые компании, финансируемые из федерального бюджета, являются менее перспективными. Эти компании обычно служат интересам своих промышленных конгломератов или правительственного министерства, которое выделяет средства на поставку оборудования по договору лизинга всем предприятиям вне зависимости от их рентабельности. Например, лизинговая компания "Лизинг-уголь" - одна из наиболее крупных российских лизинговых компаний - занимается поставкой оборудования только угледобывающей индустрии, переживающей в настоящее время финансовые трудности. 
Следует отметить, что ряд российских банков выбрали для себя способ участия в лизинговых сделках не только через дочернюю лизинговую компанию, но и через механизм выдачи гарантий в пользу лизинговых компаний (обычно иностранных). Такая деятельность не является лизингом, однако, в отношении данных субъектов рынка сложилось мнение о том, что они активно "занимаются лизингом".

Лизинг в нефтегазовой отрасли

Внедрение лизинга является путем, который может дать мощное развитие отечественной нефтегазовой промышленности, поскольку приобретать нефтегазовую технику в лизинг, а затем выплачивать  деньги владельцу частями — вполне реальный и в сегодняшней экономической  ситуации один из немногих путей обновления промышленного оборудования, лизинг позволяет внедрить новую технику  даже тогда, когда нет средств  для ее закупки.

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.

Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65% .Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.

Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня  отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и  т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.

Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют  средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.

Например, инвестиции в добычу одной  только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около $45 млрд. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.

В общем объеме российского рынка  лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки  занял 4,5%, объем нового бизнеса в  сегменте (сумма новых заключенных  сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.).

В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено  новых договоров лизинга почти  на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб.

В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный  подвижной состав и грузовая техника  для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.

Первая часть указанной техники  обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ  пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть  оборудования несет в себе и специфические  риски ввиду узкой сферы его  применения (например, недвижимые неразборные  конструкции).

В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового  состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются  исключительно за счет устойчивого  финансового положения клиента.

Реализация предмета лизинга в  случае дефолта лизингополучателя  стороннему покупателю может стать  серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в  них вышка для выкачивания  нефти. Сама скважина при этом —  это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении  дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.

Помимо возможных финансовых проблем  клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В  этом случае оборудование, поддающееся  демонтажу, неизбежно придется снимать  и перевозить на новое месторождение  либо продавать. Поэтому зачастую вопросы  дальнейшей реализации добывающей техники  прорабатываются лизингодателями  еще на этапе заключения сделки.

Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует  в агрессивной среде, а также  в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у  лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой  защиты оборудования в условиях ограниченного  числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.

На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно  предлагают свои услуги независимые  лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня  сегмент лизинга техники для  нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается  главным образом двумя факторами.

«Во-первых, необходимо, чтобы в  штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать  контракт по поставке телеметрической  системы для установки горизонтального  бурения, производимой, например, поставщиком  в Шотландии, гораздо сложнее, чем  контракт на поставку автомобиля или  даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины».

Здесь возникает еще одна особенность  работы с данным видом оборудования — взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки  нефти и газа в России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им возможность диктовать  свои условия поставок. Значительное количество оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у  зарубежных производителей, которые  также работают в низкоконкурентной  среде.

«В то же время компании, предъявляющие  спрос на подобное оборудование, занимают лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а значит, очень чувствительны  к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно, немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг».

Это значит, что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать  сделки, добиваясь приемлемых условий  поставок с одной стороны и  выгодных условий финансирования для  лизингополучателя — с другой.

Все компании, осуществляющие лизинг нефтегазовой техники на территории Российской Федерации, можно разделить  на три основные категории:

1. Компании, созданные банками.  Примером может служить предоставление  нефтегазопромыслового или бурового  оборудования для лизинга российской  стороной, выделение финансовых  ресурсов российским банком. Например, банк «Авангард» (универсальный  коммерческий банк, оказывающий  все виды банковских услуг)  предоставляет кредит лизинговой  компании, средства идут на приобретение  нефтегазового оборудования отечественного  производства. Лизинговая компания  сдает данное оборудование в  лизинг нефтегазовой компании, которая  его эксплуатирует. В процессе  использования данного промышленного  оборудования нефтегазовая компания  осуществляет платежи лизинговой  компании, которая, в свою очередь,  из этих средств выплачивает  налоговые платежи в бюджет  Российской Федерации. На заключительном  этапе лизинговая компания оплачивает  проценты за использование кредитов  банку, который также платит  налоги в бюджет. В результате  все средства и налоги остаются  на территории Российской Федерации.

2. Компании, созданные при министерствах  и финансируемые из федерального  бюджета, т.е. государственные  лизинговые компании. Вопрос создания государственной лизинговой компании в России вызывает некоторые разногласия. По мнению некоторых аналитиков, создание таких компаний нецелесообразно, поскольку может повлечь не только «перекос» в рисках и ответственности субъектов лизинга из-за использования одним из них бюджетных средств, но и создаст возможность процедурно зарегулировать процесс, усложнив его за счет введения всевозможных конкурсов проектов, тендеров на участие. Наряду с этим, другие независимые эксперты считают, что создание государственной лизинговой компании способствует пополнению промышленного оборудования российских нефтегазовых компаний, а значит, способствует развитию отрасли в целом. Создание государственных компаний имеет для российской нефтегазовой промышленности принципиальное значение, поскольку развивающиеся нефтегазовые предприятия из-за отсутствия необходимых денежных средств не могут позволить себе приобретение высококачественного дорогостоящего оборудования и в связи с этим имеют проблемы с разработкой новых месторождений.

3. Лизинг может применяться как  инструмент распределения долгосрочных  инвестиций с использованием  налоговых преимуществ внутри  вертикально интегрированных корпораций. Даже ведущим экспортным компаниям  бывает сложно найти источник  финансирования на приемлемых  условиях для долгосрочного (10–15 лет) и высокорискового проекта,  например для разработки нового  нефтегазового месторождения. Для  этих целей в рамках корпораций  обычно создаются собственные  лизинговые компании, целью деятельности  которых фактически является  распределение средств самой  корпорации с использованием  налоговых преимуществ. Примером  лизинговых компаний данного  типа является «ЛУКОЙЛ-Лизинг»  (подразделение компании «ЛУКОЙЛ»). Прямой зависимости между потребностью  этих компаний в инвестициях  и использованием лизинговой  схемы нет, поскольку в разных  случаях могут применяться различные  методы налогового планирования.

Информация о работе Лизинг