Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа
Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.
2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане…………9
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстана на 2006 год .....9
2.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………………………………………………………….....16
3. Меры для макроэкономического равновесия………………………….19
3.1 Распределение доходов………………………………………….19
3.2 Ос2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане…………9
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстана на 2006 год .....9
2.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………………………………………………………….....16
3. Меры для макроэкономического равновесия………………………….19
3.1 Распределение доходов………………………………………….19
3.2 Основные направления экономической политики Казахстана………………………………………….…………......26
новные направления экономической политики Казахстана………………………………………….…………......26
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане…………9
3. Меры для макроэкономического равновесия………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Все страны с переходной
экономикой сталкиваются с необходимостью
достижения макроэкономической стабилизации.
Эта задача является одной из важнейших
в общей программе
Макроэкономическая стабилизация предполагает
решение целого комплекса проблем, связанных
с замедлением или полной остановкой инфляционных
процессов, сбалансированностью государственного
бюджета, ужесточением налоговой и кредитной
политики, достижением равновесия на рынке.
Существуют разные экономические теории,
объясняющие с тех или иных позиций характер
и причины инфляции. Однако все они сходятся
на том, что при определенном, высоком,
уровне инфляция становится опасной для
экономики и социальной стабильности
общества. Отрицательно влияние высокой
инфляции состоит в следующем: обесцениваются
доходы населения, особенно занятого в
бюджетной сфере; происходит перераспределение
национального богатства от наиболее
бедных к наиболее богатым слоям населения,
что подрывает социальную стабильность
в обществе и усиливает социальное расслоение;
разрушается денежная система страны,
иностранные денежные знаки начинают
вытеснять национальную валюту в денежном
обороте, расцветает бартер; денежные
накопления предприятий обесцениваются,
невозможны инвестиции, никакие долгосрочные
решения не могут быть приняты, подрывается
база для экономического роста.
Для плановой экономики
были характерны две формы инфляции:
открытая (проходящая в виде одноразовых
административных повышений цен) и
скрытая. Последняя была основной формой обесценения
денег и проявлялась в виде всеохватывающего
дефицита товаров и услуг, ухудшения качества
товаров при неизменной цене, «вымывания»
дешевых товаров из ассортимента, наличия
неудовлетворенного спроса в виде вынужденных
сбережений населения.
На старте рыночных реформ, сразу после
либерализации цен, происходит их резкий
скачок: накопленный в обществе скрытый
инфляционный потенциал переводится в
форму открытой инфляции. Другими словами,
инфляция является неизбежным спутником
начального этапа переходной экономики.
Борьба с инфляцией и разработка специальной
антиинфляционной программы является
необходимым элементом стабилизации экономики.
В основе такой программы должен лежать
анализ причин и факторов, определяющих
инфляцию, набор мер экономической политики,
способствующих устранению или снижению
уровня инфляции до разумных пределов.
Составной частью программы шоковой терапии,
разработанной специалистами Международного
валютного фонда и Мирового банка для
стран Восточной Европы, являются антиинфляционные
меры из арсенала монетаризма. В самых
общих чертах эта концепция рассматривает
инфляцию как чисто денежное явление,
вызванное чрезмерным количеством денег
в обращении. Поэтому и введение инфляции
в разумные рамки может быть осуществлено
достаточно быстро путем сокращения платежеспособного
спроса и денежной массы.
Восточноевропейские страны с переходной экономикой, наиболее активно проводящие трансформационные преобразования, в основном ориентируются на монетарные концепции и подходы к стабилизации. Рассмотрим подробнее программу монетарной стабилизации.
1. Монетарные концепции и подходы к стабилизации
1.1 Сущность макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие
– это такое состояния
- ресурсами и их внедрением;
- факторами производства и плодами их использования;
- совокупным созданием и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное внедрение их интересов во всех сферах государственной экономики.
Макроэкономическое равновесие
может рассматриваться как в
статике, так и в динамике. Причем
статическое экономическое
В качестве условия общего (макроэкономического) равновесия в экономике можно выделить: во-первых, соответствие общественных целей и возможностей (материальных, финансовых, трудовых и др.); во-вторых, полное и эффективное использование всех факторов экономического роста; в-третьих, соответствие структуры производства структуре потребления; в-четвертых, рыночное равновесие, сбалансированность совокупного спроса и предложения на рынках товаров, труда, услуг, технологий и ссудных капиталов, которые должны взаимодействовать друг с другом.
Все производственные, рыночные и нерыночные (политические, социальные, демографические и др.) факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие, взаимосвязаны в процессе государственного регулирования экономики. Без этого невозможно достигнуть макроэкономического равновесия как в статике, так и в динамике, обеспечить сбалансированность всех сфер общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления), согласованность между отраслями и рынками, всеми участниками экономической деятельности, направленной на ускорение экономического роста. Кроме сбалансированности и пропорциональности, являющихся необходимым условием и предпосылкой равновесного состояния макроэкономической системы, экономическое равновесие включает в себя исторически определенный механизм поддержания и корректировки макроэкономических балансовых соотношений.
Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В настоящей жизни происходят разнообразные нарушения требований таковой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия дозволяет найти конкретные причины отклонений настоящих действий от идеальных, отыскать пути реализации рационального состояния экономики.
1.2 Монетарная антиинфляционная политика
Монетарная теория инфляции исходит из того, что инфляция всегда и везде имеет исключительно денежную природу. Согласно классическому уравнению обмена, темпы инфляции (прироста цен) прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны величине реального продукта. Известное уравнение И. Фишера, связывающее уровни цен и производства с денежной массой:
PY = МV,
где P — уровень цен;
Y — объем производства;
М — денежная масса;
V — скорость обращения денег.
Зная эти переменные,
можно не только объяснить
движение инфляции в прошлом,
но и спрогнозировать ее
Денежная масса создается Национальным банком. Процесс ее создания имеет две стадии. Первая стадия — первичная эмиссия, когда Национальный банк увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам, а также приобретая золотовалютные резервы. Увеличение активов есть одновременное возрастание пассивов, т.е. создание денежной базы. Она складывается из наличности в обращении, а также обязательных и необязательных резервов коммерческих банков в Национальном банке.
Вторая стадия — вторичная
эмиссия наступает тогда, когда
коммерческие банки, опираясь на свои
резервы, увеличивают кредитование
своих клиентов. Остатки денег
на счетах клиентов наряду с наличностью
в обращении составляют денежную
массу. Соотношение между денежной массой и денежной
базой, показывающее, какое количество
денег создается в результате «разрастания»
денежной базы, называется денежным мультипликатором.
Таким образом, количество денег в обращении
полностью предопределяется кредитной
эмиссией Национального банка. Рост его
активов неизбежно приводит к увеличению
денежной базы, что через эффект мультипликатора
ведет к увеличению денежной массы, которая
воздействует на ускорение темпов инфляции.
Любое увеличение активов Национального
банка носит инфляционный характер.
Согласно монетарной теории, инфляция
обусловлена безудержной раздачей кредитов
Национальным банком. Главным источником
инфляции является громадный дефицит
государственного бюджета, финансируемый
за счет бесконтрольной эмиссии. Первопричина
такого дефицита — продолжающаяся поддержка
бывшего государственного сектора экономики
путем выделения кредитов, освобождения
от налогов и предоставления субсидий
предприятиям. Фактором косвенного субсидирования
выступает также «мягкая» кредитная политика
Национального банка.
Высокая инфляция прекращается только
тогда, когда правительство находит новые
источники пополнения бюджета или снижает
расходы. Без разрешения проблемы дефицита
бюджета меры по ужесточению денежно-кредитной
политики не дают ожидаемого эффекта.
Бюджетный дефицит — главный, но не единственный
источник увеличения денежной массы. Она
может возрастать за счет выдачи Центральным
банком кредитов коммерческим банкам.
2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстан на 2006 год
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2005 году.
Нет сомнений, в последние годы в Казахстане сложились исключительно хорошие экономические условия. Республику признают одним из лидеров по макроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ, но и среди стран, в которых осуществляется системная трансформация экономических систем.
Действительно, ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса 1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).
Диаграмма 1. Динамика ВВП в Казахстане, 1990-2006 гг.1
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2005 годом увеличилось на 10,6%.
Таблица 1. Макроэкономические параметры развития Казахстана, 2002-2006 гг.2
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
ВВП, млрд долларов США |
22,152 |
24,637 |
30,832 |
40,754 |
56,088 |
Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году |
113,5 |
109,8 |
109,2 |
109,4 |
109,4 |
ВВП на душу населения, в долларах США |
1491,3 |
1658,5 |
2045,4 |
2703,6 |
3703,0 |
Инфляция |
8,4 |
5,9 |
6,4 |
6,9 |
7,9 |
Биржевой обменный курс KZT/USD |
153,49 |
149,45 |
135,92 |
125,54 |
122,88 |