Макроэкномическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание

Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную.
Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке.

Содержание

2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане…………9
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстана на 2006 год .....9
2.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………………………………………………………….....16
3. Меры для макроэкономического равновесия………………………….19
3.1 Распределение доходов………………………………………….19
3.2 Ос2. Общий обзор макроэкономической ситуации в Казахстане…………9
2.1 Обзор макроэкономических показателей экономического роста Республики Казахстана на 2006 год .....9
2.2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………………………………………………………….....16
3. Меры для макроэкономического равновесия………………………….19
3.1 Распределение доходов………………………………………….19
3.2 Основные направления экономической политики Казахстана………………………………………….…………......26
новные направления экономической политики Казахстана………………………………………….…………......26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

 

В 2006 году наблюдалась  положительная динамика во всех сферах экономики.

Рост объемов промышленного  производства в 2006 году по сравнению  с 2005 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%.

Прирост объема валовой  продукции сельского хозяйства  в 2006 году к 2005 году составил 7%.

Существенный вклад  в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2006 год объем строительных работ увеличился  по сравнению с 2005 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2006 году возросли по сравнению с 2005 годом на 5%, услуги связи -  на 20,4%.

Наблюдалась высокая  динамика инвестиций в основной капитал. В 2006 году относительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.

Существенно выросли  показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2006 года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и увеличился по сравнению  с январем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд.долл.США и возрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд.долл.США.

 

Диаграмма 2. Индексы физического  объема по отраслям экономики

в 2005-2006 гг.  (в % к соответствующему периоду прошлого года)3

Источник: Агентство Республики Казахстан  по статистике.

 

Уровень инфляции в среднем  за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что  на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9–8,5% в соответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы.

Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная ликвидность  банковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитования экономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции, рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитость конкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целом для сдерживания роста инфляции Правительством совместно с Национальным Банком проводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планом мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2005-2006 годы.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 18,4%.

Одним из наиболее динамично  развивающихся секторов экономики  являлся финансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоков капитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектов экономики.

Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых  динамично развивающихся сегментов  финансового рынка и характеризовался ускоренным ростом банковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитам банков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7 млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006 года выросли на 95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте - на 70,3%, составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%.

Наблюдается тенденция  роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочные кредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге, удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.

Кредиты банков субъектам  малого предпринимательства за январь-декабрь 2006 года увеличились на 83,3%,составив 861,7 млрд. тенге.

Развитие депозитного  рынка также характеризовалось  ростом объема депозитов. Депозиты в  депозитных организациях на 1 января 2007 года составили 3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%. Вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года увеличились на 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.

Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару  США в среднем за 2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в  номинальном выражении на 5,06%.

Активы Национального  фонда на конец 2006 года составили более 14,1  млрд. долл. США, увеличившись с начала 2006 года на 74,5%.

Ситуация на рынке  труда республики характеризуется  стабильным снижением  уровня безработицы  за счет роста числа трудоустроенных  граждан на вновь создаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения, обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики было занято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2005 году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году – 8,1%).

Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года к аналогичному периоду 2005 года выросли  на 10,8%, реальная заработная плата – на 10,6%.

В целом, совместными  действиями Правительства и Национального  Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.

Кроме того, об этом свидетельствует  улучшение субиндекса Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим параметрам в системе показателей по глобальному индексу конкурентоспособности, а именно перемещение с 26 на 10 место.

В июне 2006 года международным  рейтинговым агентством Moody’s Investors Service инвестиционный кредитный рейтинг  Республики Казахстан был повышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям в иностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочным облигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным  облигациям и нотам в иностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связи с чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Был подтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям в национальной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочным банковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингам прогноз «стабильный».

В ноябре 2006 года международное  рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный рейтинг  Республики Казахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ», долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ» до «ВВВ+» и краткосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан по обязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенный рейтинг «kzAAA» по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов - «Стабильный».

Диаграмма 3. Индексы физического  объема промышленной продукции  в 2005 - 2006 гг.      (в % к соответствующему периоду прошлого года)4

 

В декабре 2006 года Fitch Rating’s Ltd информировало о повышении  прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан в иностранной  и местной валютах со «стабильного» до «позитивного» и подтвердило инвестиционный кредитный рейтинг страны на уровне «ВВВ» по долгосрочным облигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям в национальной валюте, «F3» по краткосрочным облигациям в иностранной валюте.

Объем промышленного  производства в январе-декабре 2006 года возрос на 7% по сравнению с соответствующим  периодом 2005 года.

В горнодобывающей промышленности в январе-декабре 2006г. произведено  продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2005г. за счет увеличения добычи руд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) и марганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на 6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на 0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%), золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на 6%) и медной (на 0,8%).

Нефтегазовая промышленность. В целом по республике в 2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% - к 2005 году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК– 24,4 млн.тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара – 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье; по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу - 2,2 млн. тонн; порт Актау – 9,9 млн. тонн; Оренбург – 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ – 3.9 млн.тонн.

Нефтеперерабатывающими  заводами республики в 2006 году переработано 11,7 млн. тонн нефти (104,6% к  2005 году).

В сентябре 2006 года завершена реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин и дизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 по бензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.

Газовая промышленность. Деятельность в этой сфере осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы.

В республике действует  три газоперерабатывающих завода с  общей проектной мощностью переработки  порядка 8 млрд. куб. м газа в год, газотранспортная система протяженностью более 10 тыс. км с годовой пропускной способностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных хранилища газа (ПХГ) с общей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.

В обрабатывающей промышленности в январе-декабре 2006 года к соответствующему уровню 2005 года объем промышленного производства возрос на 7,3 %.

 

    1.  Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент

 

«В течение трех последних  лет наша экономическая стратегия  заключалась в достижении стабилизации макроэкономики, что означает сокращение дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жесткой монетарной и кредитной политики. Сегодня мы как никогда близки к решению этой задачи. Однако сегодняшние успехи не дают нам оснований для успокоения.»5.

В своем послании народу Казахстана, президент РК Нурсултан Назарбаев сделал акцент на том, что мы стоим на пороге решения проблемы сокращения дефицита государственного бюджета. Это будет достигаться путем сокращения расходов госбюджета, за исключением социального обеспечения населения. Для окончательного решения, необходимо снизить уровень инфляции в Казахстане и стараться удерживать его в соответствующих рамках, беря пример с таких стран как Япония, Корея, Индонезия, Тайвань и Чили.

Макростабилизация - лишь средство достижения экономического роста, нашей основной цели. Если же говорить о стабилизации на долгосрочный период, то «большой поток наличности, способный прийти в страну в связи с освоением наших полезных ископаемых и ростом, как мы надеемся, нашего экспорта в отдельных секторах экономики, может подвергать серьезной опасности курс нашей валюты, толкать его вверх. А это будет грозить потерей других отраслей, прежде всего экспортных и перерабатывающих».

В своем последнем  послании, Президент отметил, что необходимо усилить борьбу с инфляцией. «Надо усилить борьбу с инфляцией. Рассчитываю, что и Национальный Банк добьется весомых результатов в борьбе с инфляцией»6.

Новый трехлетний бюджет должен обеспечить:

  • увеличение относительно 2007 года в целом средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году, в том числе в 2009 году – на 25%, в 2010 году – 25% и в 2011 году - на 30%. При этом к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;
  • увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года - в среднем ежегодно на 9%;
  • поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;
  • увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;
  • повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в т.ч. в 2009 году – на 25%, 2010 году – на 25% и в 2011 году - на 30%.
  • в 2009 году надо увеличить ежегодную квоту для переселения на историческую Родину оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год.7

По данным Агентства  Республики Казахстан по статистике, за 2006 год (декабрь 2006 года по сравнению  с декабрем 2005 года) цены и тарифы на потребительские товары и услуги возросли на 8,4% (за 2005 год – на 7,5%), продовольсьтвенные товары – на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Меры для  макроэкономического равновесия

3.1 Распределение  доходов

Распределительный процесс  осуществляется, как известно, в  двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Информация о работе Макроэкномическое равновесие