Макроэкономическая нестабильность и формы её проявления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучить макроэкономическую нестабильность и формы её проявления в РБ.
Исходя из цели, можно выделить задачи курсовой работы:
рассмотреть суть понятия макроэкономическая нестабильность;
рассмотреть формы проявления макроэкономической нестабильности: инфляцию, безработицу;
изучить формы проявления макроэкономической нестабильности в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Цикличность экономического развития и её причины. Фазы экономического цикла 5
Понятие макроэкономической нестабильности и причины циклических колебаний 5
Экономический цикл и его фазы 7
Инфляция: сущность, причины возникновения и виды 9
Сущность инфляции 9
Причины возникновения виды инфляции 10
Инфляция в Беларуси 12
Занятость населения. Безработица и её виды 18
Понятие и формы занятости 18
Безработица и её виды 19
Безработица и занятость в Беларуси 22
Социальные и экономические последствия инфляции и безработицы 28
Социально-экономические последствия инфляции 28
Социально-экономические последствия безработицы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

     Суть  организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

     Вместе  с тем не исключено, что влияние  мирового финансового кризиса на экономику Беларуси вызовет осложнение ситуации на рынке труда и увеличение численности безработных. Это потребует активизации содействия занятости населения. В частности, рассматривается возможность более широкой организации оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально полезную значимость. Актуальными остаются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности или штата. Предстоит продолжить развитие системы субсидирования рабочих мест. Прежде всего, имеется в виду частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников - «молодежная практика», реабилитация инвалидов.

     Целесообразно посредством бюджетных ссуд поддерживать организации, создающие и сохраняющие рабочие места. Не сбрасывается со счетов и такой резерв, как содействие безработным в развитии предпринимательской деятельности. Сохраняет свое значение и оказание им социальной поддержки.

     Предполагается, что усиление указанных мер при необходимости будет осуществляться в рамках выделенных средств путем перераспределения финансовых ресурсов с других мероприятий. Однако при повышении уровня безработицы на рынке труда более 2 % на реализацию Государственной программы содействия занятости потребуются дополнительные средства из республиканского бюджета.

     На  протяжении последних лет ситуация на рынке труда Республики Беларусь оставалась намного стабильнее, чем  в большинстве постсоветских, а  также европейских стран. В пределах СНГ Беларусь наряду с Казахстаном имела наименьший уровень безработицы.

     Первые  официально зарегистрированные безработные  появились в нашей стране в 1991 году. Уровень безработицы на начало 1992 года составлял около 0,05 % численности экономически активного населения. Максимальное значение этого показателя в 1991-2008 годы пришлось на 1996-й - 4 % (182,5 тыс. безработных). По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, где уровень безработицы зачастую превышал 10 %, рынок труда Беларуси характеризовался достаточно низким уровнем зарегистрированной безработицы и незначительными колебаниями показателя в 1996 – 2003 годах (в пределах 2-3%). Формой адаптации со стороны нанимателей в этот период стала работа в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставление неоплачиваемых отпусков.

     Начиная с 2004 г. уровень безработицы в  стране неуклонно снижался: с 1,9 в 2004 году до 0,8 в начале 2009 г. За это время  число безработных уменьшилось  с 83 тыс. до 37,3 тыс. человек, или в 2,2 раза. Наряду с этим до 2005 года с незначительными колебаниями и в целом снижалась численность населения, занятого в экономике. Так, если в 1991 году она равнялась 5 млн. 22,5 тыс. человек, то в 2004 году (минимальное значение) - 4 млн. 316,3 тыс. человек. Начиная с 2005 года, в стране наблюдается постоянное увеличение данного показателя: в 2008 году он составил 4 млн. 520,7 тыс. человек.[16, С. 8]

     Как и в целом в Беларуси, за последние  годы и уровень безработицы, и  численность безработных постоянно снижались по всем областям и городу Минску. Рекордно высокий уровень официально зарегистрированной безработицы был отмечен в 2002 году в Витебской области - 4,1 % численности экономически активного населения. За период с 1995 по начало 2009 года число безработных в регионах Беларуси значительно сократилось: в Брестской и Витебской областях - с 3 % до 1,1 %, в Гомельской - с 3,3 % до 1,0 %, в Гродненской - с 3,1 % до 1,0 %, в Минской - с 3,9 % до 0,8 %, в Могилевской - с 3,4 % до 0,8 %.[16, С. 9]

     Методикой МОТ для расчета уровня безработицы учитывается как регистрируемая безработица, так и показатель численности безработных, не зарегистрированных официально, определяемый на основе выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости и безработицы. В Беларуси такие обследования не проводятся, показатель уровня безработицы формируется на основании данных, официально предоставляемых органами по труду, занятости и социальной защите. Подробнее изучить создавшееся здесь положение поможет запланированная на 2009 год перепись населения, в вопроснике которой значительное место уделено занятости населения.

     Но  наряду с незарегистрированной безработицей к ее скрытой форме принято относить потери рабочего времени, связанные с занятостью в режиме неполного рабочего времени, а также вынужденные отпуска по инициативе нанимателя.

     До  сентября минувшего года показатель не отработанного по этим причинам времени имел тенденцию к снижению. Однако, начиная с октября 2008 года, наблюдается рост потерь рабочего времени. По данным Белстата, в ноябре 2008 года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей по инициативе нанимателя, составила 16,6 тыс. человек (в 2,5 раза больше по сравнению с октябрем). По отдельным отраслям показатель вырос в 3,7 раза (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), в 4,6 раза (машиностроение и металлообработка), в 5,8 раза (строительство).

     В вынужденные отпуска по инициативе нанимателей без сохранения или  с частичным сохранением заработной платы в ноябре было отправлено 14,4 тыс., работников - в 3,1 раза больше, чем в октябре. В промышленности этот показатель вырос в 3,3 раза, в том числе в машиностроении и металлообработке - в 6,6 раза, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - в 3,5 раза. Несмотря на то, что доля работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей и отправленных в отпуска по инициативе нанимателей, составляет менее 1 % от списочной численности, в целом по стране (3 млн. 556,3 тыс. человек в ноябре), рост потерь рабочего времени может являться признаком ухудшения экономической ситуации в отдельных отраслях экономики и причиной возможного высвобождения излишней рабочей силы в 2009 году.[16, С. 9]

       Насколько защищены безработные  в социальном отношении? Способно ли выполнить свою функцию в этом плане пособие по безработице?

     Пособие в размере двух базовых величин (70 тыс. рублей) назначается безработным, которые в течение предшествующих 12 месяцев имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель. На минимальное  пособие по безработице в размере 70 % базовой величины (24,5 тыс. рублей) могут рассчитывать те, кто ищет работу впервые или после длительного перерыва. Необходимо учесть, что пособие по безработице сохраняется в период временной работы безработного, если он предварительно уведомил о ней органы по труду, занятости и социальной защите, а также в период оплачиваемой общественной работы по направлению органа по труду, занятости и социальной защите. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы для назначения трудовых пенсий засчитывается период получения пособия по безработице (не более 6 месяцев) и период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных.

     Период  получения пособия не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода безработицы. А безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели.

     Проблемы  занятости людей в зависимости  от их пола и возраста решаются следующим  образом: несмотря на то, что женская безработица снизилась с 28,9 тыс. человек на 1 января 2008 года до 22,6 на 1 января 2009 года, а молодежная за этот же период - с 17,5 тыс. до 15 тыс., проблема трудоустройства этих категорий населения продолжает оставаться одной из основных в сфере занятости.[16, С. 10]

     Перспективным для расширения экономических возможностей женщин, согласно Государственной программе  содействия занятости населения, является вовлечение их в самостоятельную инициативную предпринимательскую деятельность, которая не только дает возможность получения дохода, но и обеспечивает профессиональную самореализацию. Важная роль в повышении профессиональной конкурентоспособности представительниц прекрасного пола принадлежит их профессиональному обучению, осуществляемому органами по труду, занятости и социальной защите. Помимо этого, соответствующие структуры создают у нанимателей субсидированные рабочие места для временного трудоустройства на них женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет.

     Отдельные направления оговорены законодательством  о занятости и в отношении  молодежи. Среди дополнительных гарантий со стороны государства - бронирование рабочих мест для молодых людей в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу, преимущественное право при обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, организация временной занятости молодежи в свободное от учебы время и так далее.

     К тому же органы по труду, занятости  и социальной защите создают у  нанимателей субсидированные рабочие  места для временного трудоустройства  на них молодежи из числа выпускников  государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионального технического образования

     В целях приобретения ими опыта  и практических навыков, повышения  шансов их трудоустройства на постоянные рабочие места. Одной из наиболее эффективных мер политики занятости остается организация профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие профессии и не поступившие в учреждения образования, могут получить первую профессию и стать конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.

     Значительное внимание уделяется также вопросам временной трудовой занятости студентов и учащихся в свободное от учебы время и в период летних каникул, что позволяет учащимся приобщиться к труду, получить профессиональные навыки и опыт взаимодействия с нанимателями.

     Говорить  с достаточной степенью определенности до уточнения анализа прогнозных параметров социально-экономического развития страны на 2009 год и ситуации в I квартале было бы преждевременно. Вместе с тем постоянно проводимый Министерством труда и социальной защиты мониторинг ситуации на рынке труда показывает, что массовых высвобождений и увольнений не ожидается, происходят незначительные сокращения работников в рамках запланированных объемов с учетом проведения мероприятий по либерализации и повышению эффективности экономики. Более того, правительством утвержден план либерализации условий осуществления экономической деятельности, что, помимо всего прочего, должно благоприятно сказаться и на рынке труда.

     Так, повышению занятости населения  будут способствовать сокращение ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям организаций; отмена обязательного установления органами госуправления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера включаемых в себестоимость продукции выплат стимулирующего характера. Положительное влияние на состояние этой сферы окажет и создание условий для самозанятости населения, в частности комплексное упрощение требований актов законодательства, регулирующих вопросы осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (услуг в торговле, общественном питании, деятельности парикмахерских). Будет дополнен перечень видов ремесленной деятельности. При этом физическим лицам предполагается предоставить право привлекать для осуществления ремесленной деятельности одно физическое лицо в качестве помощника (подмастерья). Кроме того, с 1 февраля в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 в стране вводится заявительный принцип государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. А в целом, благодаря проводимому комплексу активных мер государственной политики ситуация в сфере занятости в стране вплоть до последнего времени оставалась стабильной, управляемой и прогнозируемой, и к началу 2009 года негативные тенденции на рынке труда отсутствовали.[16,С. 7]

     Таким образом, эффективная социальная политика – важнейший фактор успешного развития экономики и общества в целом, реализации целей и задач социального государства. Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения.

 

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
 
    1. Социально-экономические  последствия инфляции
 

     Можно выделить экономические и социальные последствия инфляции. Экономические последствия весьма значительны, так как инфляция выводит из строя основные механизмы и индикаторы рыночной экономики, дезорганизует все народное хозяйство. Деньги перестают выполнять свои обычные функции обмена, меры стоимости и, что особенно важно, средства сохранения стоимости.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и формы её проявления в Республике Беларусь