Макроэкономическое равновесие в классической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Рассматривая основы классической теории, важно уточнить, прежде всего, понятие классической школы. Термин «экономисты-классики» в научный оборот впервые ввел К. Маркс, имея в виду главным образом научные изыскания А. Смита и Д. Риккардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу.
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).
Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Методологические основы классической теории……………………….5
Товарный рынок в классической модели………………………………...7
Рынок труда в классической модели…………………………………......10
Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег………………………………………………………………………...13
Классическая модель общего макроэкономического равновесия……15
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Методологические основы классической теории……………………….5
  2. Товарный рынок в классической модели………………………………...7
  3. Рынок труда в классической модели…………………………………......10
  4. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег………………………………………………………………………...13
  5. Классическая модель общего макроэкономического равновесия……15

Заключение……………………………………………………………………20

Список  литературы……………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Рассматривая основы классической теории, важно уточнить, прежде всего, понятие классической школы. Термин «экономисты-классики» в научный оборот впервые ввел К. Маркс, имея в виду главным образом научные изыскания А. Смита и Д. Риккардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей «классической школы» Ж.-Б. Сэя, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Дж. Милля, А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу.

       Во  второй половине XIX в. классическая экономическая  теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).

       Представители австрийской школы использовали в экономическом анализе субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия. Первым, кто наиболее широко использовал психологические мотивы в поведении экономических субъектов для построения макроэкономической теории, был Дж. Кейнс.

       Основное  направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки  и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, он сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).

       Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал остальные школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения. За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», вторые он определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.

       Американская  школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком. Он самостоятельно разработал теорию предельной производительности факторов и использовал ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости». Фундаментальным постулатом  «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.

       Таким образом, классики предполагали, что  рыночные механизмы в состоянии  обеспечить долгосрочное общее экономическое  равновесие, определяемое доступными ресурсами, технологией, а также  желанием работать, т.е. условиями, которые определяют границу производственных возможностей экономической системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методологические  основы классической теории
 

       Возвращающим  экономическую систему к ее естественному  уровню реального объема производства (макроэкономическому равновесию), по мнению классиков, является механизм гибких цен, заработной платы и процентной ставки, и в условиях совершенной конкуренции распределение доходов таково, что совокупный спрос на благо всегда достаточен для реализации всего произведенного продукта. Эластичная заработная плата исключает длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между неработающими за рабочие места способствует установлению такой заработной платы, при которой предпринимателям выгодно нанимать всех желающих на работу. Следовательно, заработная плата установится на уровне, обеспечивающем полную занятость. Рыночная экономика самостоятельно поддерживает макроэкономическую стабильность, и вмешательство государства не требуется. [1, c.183-184]

       Однако  классическая теория не отрицает, что  в краткосрочном периоде существует некая инерция в установлении цен и заработной платы, но в долгосрочном периоде они обладают гибкостью, реагируют на изменение конъюнктуры и обеспечивают макроэкономическое равновесие при полной занятости.

       Краткосрочные и долгосрочные аспекты в экономике вытекают из гипотезы естественного уровня и состоят в следующем: изменение совокупного спроса оказывает влияние на объем производства и занятость лишь в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – экономика возвращается к естественным уровням объема, занятости и безработицы.

       Механизм  оживления экономической активности, развернувшейся после спада, как  он представляется в классической теории, основанной на предположении о гибкости цен, рассмотрим с помощью графика (рис. 2.1).

       Представим, что экономика находится в состоянии равновесия в точке К0. Уровень цен на продукцию и ресурсы Р0, реальный объем производства соответствует своему естественному уровню У0, а запланированные расходы (доходы), достаточные для того, чтобы полностью «поглотить» всю продукцию, представлены в виде кривой спроса АD1. Если запланированные расходы при любом уровне цен сокращаются, то кривая спроса сдвинется в положение АD2, и при уровне цены Р0 его уже недостаточно, чтобы поглотить весь объем продукции. В результате происходит аккумуляция запасов, цена падает, растет безработица. Экономика «скользит» вдоль краткосрочной кривой совокупного предложения АS1 из точки К0 до К1, однако подобная ситуация не может длиться долго. Конкуренция между безработными и владельцами используемых ресурсов приводит к общему снижению цен на ресурсы. Как только цены на ресурсы падают (этого ожидали фирмы), вся кривая совокупного предложения сдвигается вниз (АS2). При этом экономическая система в целом также перемещается вниз вдоль кривой совокупного спроса в новое равновесное состояние, для которого характерен естественный уровень реального объема производства Y0. В точке пересечения АS2, АD2 и кривой совокупного долгосрочного предложения (К2) реальный объем возвращается на свой естественный уровень, то же происходит и с безработицей, и только цены на ресурсы и продукцию продолжают испытывать постоянное давление.

       Многие  положения классиков приобрели  особую актуальность в наши дни, особенно после кризиса экономической  политики, опиравшейся на концепцию ортодоксальных кейнсианцев. В результате появилась и оформилась в качестве самостоятельного научного направления новая классическая теория, включающая большую часть основных идей своих создателей. Корни современного монетаризма, теории рациональных ожиданий и других направлений современного экономического анализа также глубоко уходят в классическую теорию, и было бы неправильно рассматривать их как просто важный этап в истории экономической мысли. [1, c.184-185]. 
 
 
 
 
 
 

  1. Товарный  рынок в классической модели
 

       Рынок товаров и услуг является центральным  звеном макроэкономики. Покупателями на товарном рынке выступают четыре макроэкономических субъекта, формирующих  его совокупный спрос (Yd) и структуру (Yd= С + I + G + Хn). Совокупный спрос, как уже известно, состоит из спроса на потребительские инвестиционные товары, и его величина отражает объем национальных расходов (Е).

       Совокупное  предложение (Ys)в классической модели исходит со стороны бизнеса, и его общая величина определяется производственной функцией от переменной: Ys = f (K, L). [2, c. 331]

       Закон Сэя предполагает равенство объема национальных расходов и величины национального  дохода, и сбереженные средства будут  полностью израсходованы на инвестиции (S = I). По мнению классиков, разумное поведение индивидуумов состоит в том, чтобы сберегаемые средства приносили доход. Владельцы сбережений не станут хранить их в ликвидной форме, а поместят их в банк под выгодный процент (r) или приобретут ценные бумаги. При этом, чем выше процентная ставка, тем выше стимул к сбережению и, наоборот. Следовательно, объем сбережений является возрастающей функцией процентной ставки: S = S (r). [2, c.332]

       Бизнес, в свою очередь, готов использовать предлагаемые на рынке сбережения, вкладывать их в производство в расчете на получение дополнительной прибыли. Предприниматели станут наращивать объемы инвестиций до тех пор, пока предельная эффективность этого фактора превышает процентную ставку; как только эти величины сравниваются, рост инвестиций прекращается. Отсюда следует, что объем инвестиций функционально связан с процентной ставкой. Классики рассматривали инвестиции как убывающую функцию процентной ставки: I = I (r).

            Следовательно, в классической модели появляется как бы денежный рынок или рынок капиталов, где спрос представлен инвестициями (I), предложение сбережениями (S), а цена – процентной ставкой (r).  (рис. 2.2, а)             Представим рынок, где в равновесном состоянии сбережения равны инвестициям и тем самым утверждается справедливость закона Сэя:

S (r) = I (r).

       Равновесное состояние (точка К) имеет устойчивый характер. Любые отклонения реальной процентной ставки (r0) от ее равновесного значения неустойчивы, и рыночный механизм вернет ее к равновесию. Допустим, процентная ставка превышает равновесное значение и составляет r1. В этом случае объем сбережений превышает объем инвестиций на величину S1, I1. Поэтому не все предприниматели смогут найти себе партнера, готового уплатить за пользование свободными средствами процентную ставку r1. Многие из них готовы предоставить своим фирмам сбережения под более низкий процент. В свою очередь, предприниматели охотно согласятся на это, так как более низкая процентная ставка обеспечит им получение дополнительной прибыли. В результате возникает тенденция к снижению процентной ставки вплоть до ее равновесного состояния (r0).

       В случае, если процентная ставка ниже равновесного уровня (r2), то описанные события  будут развиваться в прямо  противоположном направлении. Их результатом  будет тенденция к увеличению процентной ставки до ее равновесного уровня (r0). Таким образом, рыночный механизм конкурентной экономики сам обеспечивает равенство инвестиций и сбережений за счет гибкости процентной ставки. [2, c. 334-335]

       Представители классической школы полагали, что  изменение процентной ставки, помимо всего прочего, оказывает влияние и на механизм формирования сбережений. Процентный доход может принимать форму выплаты, поступающей непосредственно индивидууму, выступающему в роли кредитора. Такая ситуация имеет место в тех случаях, когда домашние хозяйства приобретают облигации. Процентный доход может выплачиваться и каким-либо финансовым посредником, скажем, банком, открывающим депозитные счета и кредитующим фирмы, заинтересованные в деньгах для последующего инвестирования. Как в первом, так и во втором случае процентный доход представляет собой своего рода вознаграждение за сбережения. Чем больше будут размеры этого вознаграждения, тем большими будут и размеры накоплений.

       Рассмотрим  ситуацию, складывающуюся на товарном рынке (рис. 2.2, б), отложив на оси ординат совокупные национальные расходы (Е), а на оси абсцисс – национальный продукт (Y). Предположим, что совокупное предложение определилось на уровне Ys, и оно не зависит ни от Y, ни от Е, т.е. представлено отрезком прямой, параллельной оси ординат.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в классической модели