Малый бизнес в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:38, реферат

Описание

Малый бизнес появился в истории человечества с того момента, как между людьми начали возникать первые товарно-денежные отношения. В настоящее время все больше внимания уделяется его развитию, так как именно малый бизнес порой является двигателем экономики и успешность его зависит напрямую от инициативы предпринимателя.

Содержание

Введение
Малый бизнес в развитых странах
Малый бизнес в США
Малый бизнес во Франции
Малый бизнес в Германии
Малый бизнес в Сингапуре
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 48.62 Кб (Скачать документ)

Ежегодно во Франции открывается  около 250 тыс. малых предприятий, а  банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых  рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на предприятия малого бизнеса. Этот вклад в жизнь государства  трудно переоценить. Ведь 10–12% самодеятельного  населения Франции числятся безработными, что является главной экономической, социальной и политической проблемой  страны. Не случайно каждое новое правительство  начинает свою деятельность именно с  обещаний хотя бы частично справиться с безработицей. Правда, пока это  сделать не удается. И если бы не усилия малого бизнеса, проблема занятости  во Франции стояла бы еще острее.

Во Франции к категории  малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных  работников. Сейчас из 3 млн. малых предприятий  около 1,5 млн. относится к индивидуальному  или семейному бизнесу и обходится  вообще без наемного персонала, а  на 1,2 млн. предприятий трудится менее  чем по 10 человек. Доходы фирм и компаний малого бизнеса не имеют четких законодательных  ограничений. Можно лишь констатировать, что, по налоговым данным, в среднем  доходы малых предприятий колеблются от 10 до 100 тыс. евро в год.

Известно, что представители  малого и среднего бизнеса Франции  виртуозно владеют различными приемами ухода от налогов. Самыми законно  непослушными в этом отношении являются представители свободных профессий  – дантисты, адвокаты, художники, косметологи, автомеханики. Именно среди них расчеты  с клиентами нередко производятся “черным налом” без соответствующего документального оформления, что, конечно, запрещено законом. Объясняется  такое ведение бизнеса очень  большими налоговыми ставками и необходимостью делать весьма серьезные отчисления в социальные кассы. Ни для кого не секрет, что существуют во Франции (чаще всего в крупных городах) и  подпольные мастерские, на которых  “вчерную” трудятся иммигранты, в том числе и нелегальные. Вообще активный уход от налоговых выплат начался во Франции с 1960-х годов, когда в страну пришла большая волна иммиграции. Конечно, такого размаха в налоговых нарушениях, как в Италии, где уклонение от налогов считается чуть ли не национальной традицией, во Франции нет. Тем более что налоговая инквизиция, как ее называют французы, не дремлет. А потому безнаказанно уходить от уплаты налогов удается далеко не всем бизнесменам-правонарушителям.

Во Франции частный  бизнес подлежит контролю государства  по трем основным каналам – налоговому, банковскому и уголовному. Налоговый  контроль осуществляется выборочной проверкой  деклараций о доходах, подаваемых всеми  физическими и юридическими лицами либо раз в год (в марте), либо трижды в год с разбивкой уплаты. К  декларации прилагаются подтверждающие документы по каждому виду доходов. Они по почте поступают всем налогоплательщикам. Частота контрольных проверок колеблется в зависимости от отрасли или  специальности. Например, за год выборочно  проверяются 150 фермеров, 75 агентов  по продаже недвижимости. Столь же регулярно, но тоже выборочно проводятся проверки бухгалтерской отчетности в финансовых отделах фирм (около 50 тыс. в год). Банковский контроль состоит  в том, что банки – как государственные, так и частные – обязаны  сообщать центральному банку Франции  обо всех крупных платежах при  купле-продаже собственности (движимой и недвижимой), а при переводах  за границу – даже о сравнительно небольших суммах порядка 2 тыс. евро.

Уголовный контроль проводится финансовыми бригадами (отделами) полиции, которые существуют во всех префектурах  и подчиняются соответствующему главному управлению МВД. Цель этого  контроля состоит в раскрытии  всевозможных экономических преступлений.

Умышленное уклонение  от налогов, не говоря уже об особо  тяжких противоправных действиях в  экономической сфере, карается во Франции  довольно сурово: штрафом от 40 тыс. евро и пятью годами тюремного заключения.

За последние четверть века во Франции создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия  на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных  налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на 2, а на 3 года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение создания предприятий  и предотвращение их банкротств является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение – Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует  будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможности скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Наряду с АНСЕ государственную  помощь при создании предприятий  оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления – региональные и генеральные  советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими  в свою очередь целевые налоговые  льготы (фонды Жака Дуса, Жака Гийомарка и др.). На территории всей страны существуют портовые и свободные экономические зоны, где также создаются максимально благоприятные условия для создания и развития бизнеса.

Малый бизнес во Франции  меняется в связи с общими процессами модернизации французской экономики, ее глобализацией и европейской  интеграцией. Малый бизнес Франции  существенно изменился за последние 20-30 лет. До этого времени небольшие производственные предприятия представляли собой весьма архаичный сегмент рынка, так как их владельцы могли позволить себе приобретение лишь дешевого или устаревшего оборудования. Сегодня ситуация качественно другая. Современные малые предприятия, особенно в производственной сфере, работают на высоких технологиях. В большинстве случаев это происходит потому, что крупным корпорациям теперь невыгодно все производить своими силами. Они стали сотрудничать на принципах подряда или субподряда с более мелкими предприятиями, которые и выпускают для промышленных гигантов отдельные комплектующие. При этом крупные предприятия на коммерческой основе помогают мелким фирмам оборудованием, сырьем, передачей технологий. По-прежнему уверенно чувствуют себя малые предприятия, работающие в сфере сервиса. Очень широко распространены комбинированные точки обслуживания. Например, состоящие из кафе, табачной лавки и зала по распространению десятков видов лотерейных билетов. Популярна и комбинация загородной бензозаправочной станции с небольшим магазинчиком и закусочной. Как правило, каждый такой небольшой комплекс принадлежит одному хозяину.

В небольших населенных пунктах  во Франции владельцы лавок, мастерских и других мелких предприятий являются весьма известными и уважаемыми людьми. Власти стараются идти им навстречу. Ведь, если хозяин магазинчика или  парикмахерской скажет своим клиентам, что поднял цены на товары или услуги из-за плохих условий, созданных местными властями, это может негативно  отразиться на результатах очередных  выборов. В крупных городах гораздо  престижнее быть, например, чиновником или педагогом, чем мелким предпринимателем. Исключение составляют представители  свободных профессий и те, кто  работает в сфере высоких технологий.

Во Франции имеются  организации, представляющие интересы мелких предпринимателей. Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских  предпринимателей (МЕДЕФ). В МЕДЕФ  на автономных началах входит Всеобщая конфедерация малого и среднего бизнеса, состоящая из 400 отраслевых федераций. Владельцы малых предприятий  достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством. Особенно когда дело касается налогов  и отчислений во всевозможные фонды. Нередко предприниматели устраивают забастовки, одновременно закрывая свои мастерские, парикмахерские или магазины, и, надо сказать, часто добиваются своего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Малый бизнес в Германии

В зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он  самостоятельно разделяется  на различные группы.

В Германии, например, существует 4 категории малого бизнеса по количеству работающих на предприятии:

от 20 до 49;

от 50 до 99;

от 100 до199;

от 200 до 499.

В Германии, чтобы фирму  признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM,

Но в любом случае система  градации фирм и их отнесение к  разряду малых или средних  является достаточно проблематичным,тем более, что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

Концепция поддержки малого и среднего бизнеса крайне популярна  в Германии, всесторонне развита  и весьма успешна. В отличие от развивающихся стран, где к сфере  микрокредитования относят займы  объемом в несколько сотен  евро, в Германии микрокредитом считается сумма до 25 тыс. евро. Основные клиенты подобных программ - мелкие бизнесмены, владельцы небольших семейных компаний: ресторанов, парикмахерских, ремонтных центров. Процедура выдачи микрокредита в берлинском Investitionsbank Berlin (IBB) и других подобных банках значительно проще и выгоднее, чем получение аналогичных сумм в частном банке. Так, по данным немецкого исследовательского института DIW, в обычном банке подобные кредиты даются под ставку до 20% годовых, а в земельных банках, работающих по программе стимулирования мелкого и среднего бизнеса, - под 4 - 6%. Неудивительно, что в кризис объем выданных таким образом кредитов значительно вырос: 145 млн евро в 2009 году против 120 миллионов в 2008 году. Количество выданных микро кредитов также увеличилось: с 7 до 8,1 тысячи по всей стране.

Наиболее востребованы микрокредиты в Баварии: здесь местные банки предлагают их работающим компаниям по ставкам от 4,2 до 4,7% в год, а открывающим бизнес - от 3,65 до 4,15% в год. «Столь выгодные условия возможны благодаря тому, что задействуются средства, представляемые бюджетом ЕС в рамках поддержки более отсталых регионов Баварии: севера и востока», - сказано в заявлении министерства экономики этого региона.

Между тем микрокредиты являются лишь малой частью финансовой поддержки, предоставляемой государственными и окологосударственными банками мелкому и среднему бизнесу. Гораздо более значима по объему средств программа выдачи гарантий под взятые бизнесом кредиты.

Помимо прямой финансовой поддержки, предпринимательство может  рассчитывать и на другую помощь. Многие федеральные земли компенсируют часть расходов, понесенных основателем  новой компании на посещение бизнес-семинаров, компаниям малого и среднего звена предоставляется поддержка в финансировании участия в отраслевых выставках, печати рекламной продукции, а также продвижения за рубежом. Наконец, бизнесмены могут обратиться за консультациями о том, какие именно программы поддержки будут для них наиболее полезны.

Эффективность малых предприятий  в Германии несколько выше, чем  в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода.  47,4%  национального дохода дает малый  бизнес.  Кроме того, 2/3рабочих  мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий  растет.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

- в развитии инфраструктуры  и средств связи произошел скачок;

- повысился общеобразовательный  уровень людей с одновременным  накоплением опыта в крупных  компаниях;

- уменьшение габаритов,  стоимости и упрощение использования  информационных систем;

- способствование малыми  фирмами решению вопроса безработицы;

- в создании малых предприятий  дополнительным стимулом оказалось  сокращение рабочей смены;

- большая конкурентноспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

- расширение сферы услуг,  базирующейся на малых предприятиях.

По мере развития мелкого  предпринимательства образуются различные  формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства  и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном  владении наиболее простая форма  для мелкого бизнеса. Обычно для  открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных  властей и зарегистрировать торговое имя.

Но, конечно, малые предприятия  как возникают, так и распадаются  по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет.

Доля банкротов среди  предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель  решает сложную проблему конкурентноспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в

невыгодное положение  по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более  высоких издержках, чем предпринимателю  действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет

более высокую себестоимость  продукции. Наиболее частые причины  банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта  продукции, а также недостаточная  компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит  число ликвидированных, что говорит  об абсолютном увеличении числа предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что  часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Информация о работе Малый бизнес в развитых странах