Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:28, курсовая работа
Целью исследования является познание малого бизнеса в России, проблемы развития и становления, а также перспективы малого бизнеса в РФ – таковы основные задачи, решаемые на пути достижения цели работы. Данные цели достигаются посредством постановки и решения задач:
Анализа теоретических положений, связанных с развитием, становлением и перспективами малого бизнеса в России.
Исследования проблем малого бизнеса и путей их преодоления.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Малый бизнес в российской экономике…………………………….…5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства …………………....5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса………………….…...8
Глава II.Условия и факторы развития малого бизнеса……………………..…11
Глава III. Проблемы малого бизнеса в России………………………………...14
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России....……….….......14
3.2. Проблемы малого бизнеса в России в настоящее время…………20
3.3 Правовые проблемы малого бизнеса в России и решение
этих проблем…………………………………………………………......27
Глава IV. Перспективы малого бизнеса в России…………………………….30
4.1. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….....30
4.2. Программа поддержки малого бизнеса
на начало 2010- середину 2011 гг..............................................................34
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………..………..44
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Малый бизнес в российской экономике…………………………….…5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства …………………....5
1.2. Преимущества
и недостатки малого бизнеса………………….…...8
Глава II.Условия
и факторы развития малого бизнеса……………………..…11
Глава III. Проблемы малого бизнеса в России………………………………...14
3.1. Проблемы становления малого
бизнеса в России....……….….....
3.2. Проблемы малого бизнеса в России в настоящее время…………20
3.3 Правовые проблемы малого бизнеса в России и решение
этих проблем………………………………………………………….
Глава IV.
Перспективы малого бизнеса в России…………………………….30
4.1. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….....30
4.2. Программа поддержки малого бизнеса
на начало 2010- середину 2011 гг............................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Малый
бизнес- это совокупность мелких и
средних предприятий, ограниченных
определенными правовыми
Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, хочу отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.
Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей.
Также хочу отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Предметом исследования является становление, проблемы и перспективы малого бизнеса в России.
Объектом исследования является малый бизнес в России: проблемы его развития и перспективы.
Целью исследования является познание малого бизнеса в России, проблемы развития и становления, а также перспективы малого бизнеса в РФ – таковы основные задачи, решаемые на пути достижения цели работы. Данные цели достигаются посредством постановки и решения задач:
Структура
работы: Введение, четырех теоретических
глав, заключения и библиографического
списка.
Глава I. Малый бизнес в российской экономике.
1.1. Роль
и значение малого предпринимательства
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.
В научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин "малый бизнес". Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин "малое предпринимательство" - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а "малый бизнес" - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
В юридической и экономической литературе дается множество определений малого предпринимательства или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина "малое предпринимательство", данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия2:
-
небольшой рынок сбыта, не
- правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
-
персонифицированное
Становление малого бизнеса в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
-
малое предприятие
- более высокая оборачиваемость капитала;
-
малые предприятия часто
В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях.3 При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет 4;
-
относительно невысокие
- высокая приспособляемость к изменениям рынка;
-
близость к местным рынкам
и приспосабливание к запросам
клиентуры и другие
Эффективное
функционирование экономики возможно
лишь при оптимальном соотношении
количества крупных, средних и малых
предприятий. В нашей стране количество
малых предприятий по сравнению с крупными
предприятиями гораздо меньше, чем в развитых
странах. В США 97% предприятий - малые, а
в России - 28% .6
1.2. Преимущества и недостатки
малого бизнеса
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства?
Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость7.
Существенным
преимуществом малой фирмы
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец,
нужно отметить, что для организации
малого бизнеса, как правило, не требуется
крупных вложений в основные средства.
Это преимущество привлекает многих
начинающих предпринимателей и положительно
сказывается на себестоимости выпускаемой
продукции.
Однако
наряду с преимуществами малый бизнес
имеет и недостатки. Предприниматель
работает под страхом быть разоренным,
т.е. велика степень риска. Многое зависит
не столько от гения руководителя,
сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
Малому
бизнесу практически нет
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная
номенклатура выпускаемой продукции
делает малое предприятие уязвимым
с точки зрения конъюнктуры рынка.
Относительно скромные масштабы производства
и ограниченные ресурсы ставят в
невыгодное положение малые бизнес, делают
его неспособным на равных конкурировать
с крупным производством 8.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Глава II.Условия и факторы
развития малого бизнеса.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислю важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса9:
- политическая обстановка в обществе;
- состояние экономики страны;
- политика
государства в области
- меры поддержки малого бизнеса;
- правовое обеспечение малого бизнеса;
- налоговая политика;
- финансово-кредитная политика;
- уровень жизни населения;
- цивилизованность предпринимательства.
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.