Малый бизнес в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является познание малого бизнеса в России, проблемы развития и становления, а также перспективы малого бизнеса в РФ – таковы основные задачи, решаемые на пути достижения цели работы. Данные цели достигаются посредством постановки и решения задач:
Анализа теоретических положений, связанных с развитием, становлением и перспективами малого бизнеса в России.
Исследования проблем малого бизнеса и путей их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Малый бизнес в российской экономике…………………………….…5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства …………………....5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса………………….…...8
Глава II.Условия и факторы развития малого бизнеса……………………..…11
Глава III. Проблемы малого бизнеса в России………………………………...14
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России....……….….......14
3.2. Проблемы малого бизнеса в России в настоящее время…………20
3.3 Правовые проблемы малого бизнеса в России и решение
этих проблем…………………………………………………………......27
Глава IV. Перспективы малого бизнеса в России…………………………….30
4.1. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….....30
4.2. Программа поддержки малого бизнеса
на начало 2010- середину 2011 гг..............................................................34
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………..………..44

Работа состоит из  1 файл

Алиева С. 2 курс 1 группа.КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства . 

  • Следующая проблема — это та законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать  немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются

                 в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого        предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса13. 

Малый бизнес — это то, что будет  иметь смысл всегда, так как  людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.

Итак, что  можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса?

Разделим  все проблемы на 2 группы: общие и различающиеся по размерам городов – проблемы МП крупных городов (от 500 тыс. чел. населения) и малых городов (менее 500 тыс. чел.)

Общие проблемы:

  • Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
  • Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.
  • Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Поэтому часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.
  • Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи малому бизнесу, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.

Большие города:

    • На сегодняшний день в Москве очевиден запретительный уровень цен на аренду и в сложившейся ситуации, очевидно, может выжить малый бизнес  лишь с высокой нормой прибыли.
    • Высокая цена рабочей силы.
    • Следующей проблемой является исчезновение некоторых видов рабочих специальностей, это означает, что производственные рабочие, имеющие высокую квалификацию, уходят на более высокооплачиваемые, но более низкие по требуемому уровню квалификации должности.

  Малые города:

    • В малых населенных пунктах в основном отсутствует рынок, достаточный для развития компании.
    • Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге вы не нашли общего языка с конкретным чиновником, то у вас есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет – вас достанут на территории всего района, а то и области. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников14.

 В некоторых регионах трудно купить здания или землю – она не продается.

    • Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк.
    • Трудности выхода малого предприятия на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, которые имеют малые оборотные средства, зачастую просто неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является в принципе обязательным требованием к новичку на рынке.
    • Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии.

В то же время следует отметить, что в  малых городах за счет тесного  сотрудничества и относительной  малочисленности компаний между малыми предприятиями формируются особые связи, благоприятно влияющие их развитие, - это работа, основанная на личных контактах и точном знании потребностей друг друга, что позволяет эффективно планировать производство и выполнять заказы в кратчайшие сроки. 

Но  несмотря на все вышеперечисленные мной проблемы, новые малые предприятия продолжают образовываться, а некоторым даже удается существовать довольно долго.

2 февраля 2010 прошла конференция «Ставка на малый: проблемы и перспективы развития малого бизнеса», проведенного 2 февраля 2010 г. ИД «ТТ Финанс» совместно с редакцией газеты «МК в Питере». Участники обсудили вопросы, связанные с настоящим положением малого бизнеса, его структурой, долей в регионе, сферами деятельности, проблемами и инструментами его поддержки, как существующими, так и разрабатываемыми. 

Был поставлен вопрос об основных трудностях предпринимателей.

Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания СПб, отметил, что на долю малого бизнеса,  значительную часть которого составляют торговля и  бытовые услуги, приходится ¼ налоговых поступлений бюджета города15

 Так же он выделил основные трудности, с которыми сталкивается малое предпринимательство: недокапитализацию бизнеса, что делает затруднительным  получение кредитов;  непредсказуемый уровень тарифов, что затрудняет долгосрочное планирование; большое количество административных проверок, а также ограничение конкуренции и доступа на рынок.

Административные  препоны были признаны основной проблемой  для малого бизнеса почти всеми  участникамиконференции, но самой категоричной была, пожалуй, Марина Костромина, главный специалист Агентства по развитию малого бизнеса, которая сообщила, что законы и налоговый кодекс порой настолько сложны и запутанны, что предприниматели  не могут самостоятельно в них разобраться, а значит, просто на просто не понимают суть  предъявляемых им требований. Она  посетовала, что  некоторые моменты не регулируются законодательством вовсе. Другой серьезной проблемой Костромина  считает действия естественных монополий. Александр Ольховский возразил, заметив, что способность разобраться в законодательстве,  является обязательным требованием для человека, собирающегося заняться малым бизнесом,  иначе его не ждет ничего хорошего16. Он  добавил, что законодательство, несмотря на все его несовершенства,  не является инструментом подавления бизнеса, а общественные организации и администрация работают над ликвидацией таких несовершенств.

Солидарен с ним и Анатолий Ломов, исполнительный директор Санкт-Петербургского регионального отделения организации «Деловая Россия», приведший в пример ФЗ 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который  недавно вступил  в силу. Закон уже дал свои первые результаты и явился серьезным подспорьем для предпринимателей, ограничив  количество внеплановых проверок со стороны фискальных органов. К сожалению, отметил Анатолий Ломов, много нареканий со стороны предпринимателей остается  на действия МВД и налоговой инспекции, которые не  подпадают под действие закона.

 
 
 

 

3.3  Правовые проблемы малого бизнеса в России и решение этих проблем 

В настоящее  время в России идет активный процесс  развития малого бизнеса. Это связанно с стремлением граждан иметь  свое дело, самостоятельно решать вопрос обеспечения себя и своей семьи  материальными ценностями.

Как показывает Российский опыт вклад малого бизнеса в экономику трудно умалить. Около половины всего трудоспособного населения заняты именно в этом секторе экономики. Учитывая данные обстоятельства, изучение проблем малого бизнеса является значимым и важным делом 17.

Фирмы  постоянно сталкиваются с правовыми проблемами малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Здесь можно выделить четыре, на мой  взгляд, самых серьезных проблем, с которыми в большей или меньшей степени сталкиваются предприниматели в своей деятельности.

Это:

  • Административные барьеры;

Их можно  условно разделить на объективные  и субъективные.

К числу  объективных административных барьеров следует отнести необходимость  получения различных разрешений, лицензий, справок и согласований. Конечно во многих случаях данные разрешительные документы необходимы с целью защиты законных прав и интересов потребителей от недобросовестных действий предпринимателей, но зачастую количество, стоимость и техническая сложность получения таких документов существенно усложняет предпринимателям вхождение на рынок. Стоимость получения разрешительной документации иногда превышает все остальные затраты, которые необходимо произвести предпринимателю для открытия своего дела. Данные объективные административные барьеры необоснованно увеличивают не производительные затраты предпринимателя и делают менее привлекательным отдельные направления деятельности.

Следует также обратить внимание на тот факт, что существуют еще субъективные административные барьеры, которые  выражаются личности того или иного чиновника, его компетентности и порядочности. Зачастую, что бы получить какой-либо документ чиновник требует предпринимателя совершить различные определенные действия.  

  • Проблемы, связанные с несовершенством  законодательства;

 О несовершенстве действующего Российского законодательства можно говорить долго и много. Но главной проблей является та, которая связана с быстрым изменением законодательных актов.  

  • Низкий  уровень профессиональной подготовки специалистов;

При открытии своего дела предприниматель малого бизнеса зачастую имеет достаточно ограниченные материальные возможности, что ограничивает его возможности по подбору персонала. Если специалистов профильных специальностей еще можно себе позволить, то квалифицированного юриста, бухгалтера, финансового аналитика и иных специалистов высокого профессионального уровня оплачивать не в состоянии.

Проблема  низкого профессионального уровня специалистов стоит и перед государственными и муниципальными учреждениями. Требования о наличии профессионального образования не выполняются в силу различных причин, о которых мы не будем рассуждать в рамках настоящего доклада, но которые приводят к тому, что существенные вопросы, от которых зависит деятельности предпринимателя решаются не профессионально. 

  • Проблемы, связанные с разрешением конфликтов, в частности в судах.

Одной из причин возникновения конфликтных  ситуаций является самонадеянность  предпринимателей. Уверенность, что  сам знает как необходимо оформить ту или иную сделку, те или иные правоотношения, в результате чего в последствии не может получить то, на что рассчитывал и лишен возможности защитить свои интересы в суде. Экономия на профессиональной юридической консультации приводит тому, что расходы приходится нести намного большие, чем если бы проконсультироваться при оформлении отношений.

Одним из способов решения стоящих перед малым бизнесом проблем является создание законодательной базы для организации «бизнес-инкубаторов» 18. Бизнес-инкубатор - это структура, которая специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных фирм, которые реализуют оригинальные научно-технические идеи.

Этого можно  достичь  путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Перспективы малого бизнеса в России.

4.1. Перспективы  развития малого бизнеса в России 

Собственный бизнес в России – большое дело.  Молодого предпринимателя поджидают  сотни трудностей: большой риск, большие затраты, новые заботы и головная боль. Но,  при всем при этом,  есть и большие плюсы, главным из которых является – большие перспективы и надежды со стороны государства на малый бизнес.

Информация о работе Малый бизнес в российской экономике