Малый бизнес в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является познание малого бизнеса в России, проблемы развития и становления, а также перспективы малого бизнеса в РФ – таковы основные задачи, решаемые на пути достижения цели работы. Данные цели достигаются посредством постановки и решения задач:
Анализа теоретических положений, связанных с развитием, становлением и перспективами малого бизнеса в России.
Исследования проблем малого бизнеса и путей их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Малый бизнес в российской экономике…………………………….…5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства …………………....5
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса………………….…...8
Глава II.Условия и факторы развития малого бизнеса……………………..…11
Глава III. Проблемы малого бизнеса в России………………………………...14
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России....……….….......14
3.2. Проблемы малого бизнеса в России в настоящее время…………20
3.3 Правовые проблемы малого бизнеса в России и решение
этих проблем…………………………………………………………......27
Глава IV. Перспективы малого бизнеса в России…………………………….30
4.1. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….....30
4.2. Программа поддержки малого бизнеса
на начало 2010- середину 2011 гг..............................................................34
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………..………..44

Работа состоит из  1 файл

Алиева С. 2 курс 1 группа.КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Как уже  оговаривалось ранее,  по мнению многих предпринимателей, одной из основных причин, тормозящих развитие малого бизнеса в нашей стране, является немалое количество проверок со стороны различных контролирующих органов, которые наносят ощутимый вред работе малых предприятий. В настоящее время количество проверок, которые могут проводиться на малых предприятиях, значительно снижено.

Еще одним  видом помощи, которую может получить малый бизнес со стороны государства, является получения грантов.

Начинающий  предприниматель может предоставить бизнес - план в соответствующие  органы, на основе которого может быть принято решение о выделении  частному предприниматели гранта в  размере 0,3 млн рублей. Данная сумма  неизменна для всех регионов нашей страны, но если в Москве программа грантов не пользуется большой популярностью из-за довольно высокого порога «вхождения в бизнес», то в Санкт-Петербурге за получение грантов развернулась довольно серьезная конкурентная

борьба 21.

Кроме того, Правительство Российской Федерации выделяет довольно крупные средства, которые направляются на льготное кредитование предпринимателей. Данные средства позволяют снизить процентные ставки по кредитам, которые предоставляются предпринимателем. Но, не смотря на данную меру, ставки по кредитам относительно высоки, да и получить мини-кредит на пополнение оборотных средств или закупку оборудования для производства в настоящее время довольно сложно.

Для того чтобы начинающий бизнесмен мог  получить необходимые знания, разработана государственная программа переподготовки кадров, благодаря которой люди могут получить дополнительное образование, которое может пригодиться при создании и развития малого бизнеса. 

Кроме того, помощь малому бизнесу со стороны государства заключается в развитие программ, которые направлены на поддержку малого бизнеса, занимающегося инновационными технологиями. В последние годы во многих регионах Российской Федерации создаются технопарки, где компании, занимающиеся разработкой инновационных технологий, получают все необходимые условия для работы.  

Несмотря  на помощь малому бизнесу со стороны  государства,  предпринимательство в нашей стране развивается крайне низкими темпами. По мнению специалистов, основной причиной медленных темпов развития малого предпринимательства в России является низкая  предпринимательская активность большинства россиян.

Для ускорения  процессов развития малого бизнеса  в нашей стране Правительство  Российской Федерации утверждает разнообразные льготы предпринимателям.  

Прежде  всего, была существенно упрощена процедура  регистрации предприятий, благодаря  чему частные предприниматели могут  потратить намного меньше времени  для того, чтобы работать в легальном бизнесе.  

Второй  крупной льготой для предпринимателей стало создание упрощенной системы налогообложения, что позволило многим компаниям избавиться от многочисленных отчетов и платить налоги по меньшей ставке. 

Льготы  предпринимателям могут выражаться в том, что в некоторых регионах частные предприятия, занимающиеся определенным видом бизнеса, могут быть освобождены от местных налогов. Таким образом, местные власти стараются стимулировать развитие малого бизнеса, например, в строительной или пищевой промышленности.

Льготы  предпринимателям  могут выражаться в лизинге оборудования, необходимого для развития производства, что также стимулируется деятельность предприятий, работающих в определенной сфере экономики. 

Еще одним  послаблением для предпринимателей, которое также можно назвать  льготой, стало снижение количества проверок малого бизнеса со стороны контролирующих органов. 

По мнению чиновников, подобные льготы предпринимателям должны были увеличить деловую активность населения, что должно было бы привести к резкому росту количества малых  предприятий в нашей стране, но предпринимательская активность остается пока ещё  на довольно низком уровне. 

Одной из серьёзных проблем малого бизнеса  остаются высокие ставки по банковским кредитам, хотя  многими банками были  разработаны льготные схемы кредитования малых предприятий. В настоящее время создаются специализированные фонды поддержки малого бизнеса, которые помогают предпринимателям в получении микрокредитов. 

К льготам  для предпринимателей можно отнести  и снижение арендных ставок в некоторых  бизнес-центрах, а также создание техноцентров, где планируется сконцентрировать научные и производственные предприятия с высоким потенциалом развития. 

Несмотря  на все старания государственных  органов, льготы предпринимателям не являются серьезным стимулом для развития частного бизнеса, многие решения властей «на местах» приводят к тому, что частный бизнес становится убыточным, а люди предпочитают работать в крупных корпорациях, а не на малых предприятиях.

В ноябре Госдума рассмотрит ряд законопроектов, напрямую затрагивающих малый бизнес: об отмене обязательного аудита, налоговых льготах, отмене НДС при выкупе помещений и т.д.

17 ноября  во втором чтении будет рассмотрен  законопроект, касающийся предоставления  налоговых льгот отдельным категориям предприятий в связи с очередным этапом реформы Единого  социального налога  с 1 января 2011 г. Речь идет о замене единого социального налога страховыми взносами на пенсионное, медицинское и другие виды обязательного страхования. Совокупный тариф страховых взносов для большей части малого и среднего бизнеса вырастет с 14 до 34%.

На 24 ноября запланировано второе чтение законопроекта, отменяющего обязательное проведение аудита для малых компаний, зарегистрированных как ООО.

Обязательный  аудит должны будут проводить  компании с объемом выручки от 400 млн рублей (раньше этот порог составлял 50 млн рублей) или с суммой активов баланса 160 млн рублей (раньше было 20 млн). 

Отношение к этому законопроекту неоднозначное.

С одной  стороны, у предпринимателей появится выбор: проводить аудит для себя или экономить на отчетности. Услуги аудиторов обходятся малым компаниям от 11 тыс. до 15 тыс. рублей за один день работы.

В то же время эксперты отмечают, что поднятие порога выручки до 400 млн рублей может  привести к увеличению фирм-однодневок.

В ноябре Госдума, по информации «ОПОРЫ России», также должна рассмотреть один из самых актуальных для предпринимателей законопроектов, касающийся отмены НДС при выкупе помещений. Пока 18%-ный НДС заставляет многих отказаться от выкупа.

Также парламентарии рассмотрят законопроект, уточняющий порядок вступления в  члены саморегулируемых организаций  оценщиков.

В июне 2010 г. вступило в силу Постановление  Правительства от 21 июня 2010 г. N 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году».

В рамках этого постановления, было предложено: Направить бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 5000000 тыс. рублей на предоставление в 2010 году бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий в рамках оказания государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства для реализации следующих мероприятий:

а) поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;

б) поддержка  муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства  монопрофильных муниципальных образований, включенных в перечни монопрофильных муниципальных образований с  высокой степенью проявления кризисной ситуации в социально-экономической сфере и (или) находящихся в зоне повышенной степени риска;

в) поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территориях субъектов  Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В октябре 2010 г. вступило в силу Постановление  Правительства от 1 октября 2010 г. N 781 «О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и(или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта». В рамках этого постановления было предложено: направить бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные в 2010 году на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, в размере 2 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.


Заключение.
 

Итак, малый  бизнес в России занимает важное место  в экономики страны.

Развитие малого бизнеса может быть одним из источников реальной реструктуризации российской экономики. Малый бизнес решает одну из наиболее важных социальных задач - формирует средний класс - основу эффективности национальной экономики,

Малый бизнес - это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества - молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – это  эффективный способ разработки и внедрения инноваций.

Таким образом можно подвести итог, что  малое предпринимательство ведет  к оздоровлению экономики в целом  а, следовательно, лучший выход для  Российской Федерации - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на развитие и расширение предприятий малого предпринимательства в нашей стране. 
 
 
 

 

Список  литературы 

  1. Официальные документы и нормативные акты:
    1. Постановление  Правительства РФ от 14.02.2000 № 121"О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы".
    2. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году».
    3. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. N 781 «О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и(или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта».
    4. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

        2.  Литература:

2.1. А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

2.2. Бабаева В.А. Менеджмент малого бизнеса: Малое предпринимательство в отечественной практике. Обобщения, методы и рекомендации. М.: Экзамен, 2006.

2.3. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Балацкий Е., Потапова А. // Экономист. 2005.

2.4. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учеб. М.: ИТК "Дашков и К", 2006.

2.5. Бондаренко, Г. В. Развитие малого предпринимательства в современной России / Новая экономика: реалии XXI века, проблемы и перспективы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

2.6. Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2003.

2.7. Горфинкель В.Я., В.А. Швандер, Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» 3-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ_ДАНА,2007.

2.8. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М., 1998

2.9. Каганова И. Поддержка малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, N 35.

2.10. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. Справ. пособ. М., 1991.

2.11. Крапивин О.М. Особенности правового положения малого предприятия: Ответы на вопросы. М., 2001

2.12. Лысаковская Е. В. . Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006

2.13. Малое предпринимательство России. Организация, экономика, управление Серия: Высшее образование Издательство: Феникс, 2010 г.

2.14. Малый бизнес — большая политика. Редакционная статья // Эксперт №28, 2007.

2.15. Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления».

2.16. Мрочковский Николай. Реальное управление малым бизнесом Издательство: Феникс Год: 2010.

2.17. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006.

2.18. Сидоров М.А Материалы бесед по малому бизнесу с представителями 11 московских и 6 иногородних предприятий(2010г)

2.19. Табатадзе Р.В. Организационно-экономический механизм воздействия на эффективность малого бизнеса (На примере предприятий легкой промышленности). Дис. канд. экон. наук. М., 2002.

Информация о работе Малый бизнес в российской экономике