Малый бизнес в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в выяснении проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть понятие малого бизнеса, его значение и функции в экономике, рассмотреть организационно-правовые формы малого предприятия в России, сравнить статистические данные за последние годы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России…………….5

1.1. Этапы развития предпринимательства в России…………………….5

1.2. Понятие малого бизнеса……………………………………………..10

1.3. Значение и функции малого бизнеса в экономике…………………13

1.4. Организационно-правовые формы малых предприятий в России………………………………………………………………………………...16

Глава 2. Малый бизнес в сфере услуг…………………………………………..18

2.1. Малое предпринимательство – статистика…………………………18

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России………………….23

2.3. Структуры поддержки малого бизнеса……………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

Приложение 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики………………………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)
 

   Таблица 1. Распределение выручки и основного капитала малых предприятий по отраслям в 2003г. (в % к итогу)

        Выручка    Основной  капитал (на конец года по полной учетной стоимости)
Всего    100    100
В том  числе по отраслям: промышленность    11,3    26,4
Сельское  хозяйство     0,4    10,2
Строительство    11,0    15,5
Транспорт    1,4    4,9
Связь    0,3    1,0
Торговля  и общественное питание    55,7    15,5
Оптовая торговля    8,8    5,4
Информационно-вычислительное обслуживание    0,5    0,4
Операции  с недвижимым имуществом    0,7    7,4
Общая коммерческая деятельность    3,0    2,4
Жилищно-коммунальное хозяйство    0,2    4,9
Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения    0,2    0,3
Здравоохранение    0,6    0,9
Образование    0,1    0,2
Культура  и искусство    0,3    0,5
Наука и научное обслуживание    1,7    1,4
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение    2,1    0,7
Другие  отрасли    1,7    2,0

   По  данным Российского статистического  ежегодника 2002.-М.:Госкомстат России,2002.С.325,л.690.

 

   Что касается малого бизнеса в сфере  услуг, одной из особенностей современной действительности является гигантский рост сферы услуг, особенно в экономически развитых странах. Сегодня в США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Германии – 41%, в Италии – 35%.

   В конце 80-х гг. доля услуг в ВВП  развитых стран приблизилась к 70%. Свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг: в основном в торговлю, банковские услуги и страхование. Это связано в первую очередь с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса; развитием и влиянием НТП на появление новых видов деятельности, в том числе в сфере услуг. Развитие производства в настоящее время невозможно без финансов, информационных, транспортных и иных услуг. Сбыт товаров требует все более развитой товаропроизводящей сети, состоящей в основном из услуг.

   В нашей стране развитию сферы услуг в последние годы способствовало:

   - сокращение государственного финансирования и увеличение доли платных услуг населению и организациям;

   - появление многих новых видов  услуг (бухгалтерские, операции  с ценными бумагами и др.);

   - усиление конкуренции между предпринимателями сферы услуг.

   Сфера услуг стала привлекательной  для предпринимателей, так как  многие из них не требует большого стартового капитала (например, консультационные).

   Вместе  с тем трудности переходного  периода коснулись и сферы услуг. О динамике объема и структуры платных услуг свидетельствуют следующие данные таблицы 2 и 3.

 

   Таблица 2. Объем платных услуг населению

   Годы    Млн.руб.(до 1998г.-млрд.руб.)    В процентах  к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
   1992

   1995

   1996

   1997

   1998

   1999

   2000

   2001

   515

   113043

   200985

   276288

   318478

   447379

   615737

   826605

   82

   82

   95

   106

   99

   107

   106

   101

 
 

   Таблица 3. Структура платных услуг населению  (в процентах к итогу)

  2002 2003 2004 2005 2006
Процентов Млн. руб.
Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 2798774
В том числе            
Бытовые 11,7 10,7 10,5 10,1 9,9 277873
Транспортные 24,2 22,9 22,2 21,5 21,2 593255
Связи 14,8 16,7 17,6 18,5 18,6 519651
Жилищные 4,3 4,5 4,8 5,3 5,6 155606
Коммунальные 16,1 17,3 17,4 18,3 18,0 505048
Гостиниц и аналогичных средств размещения 3,0 2,9 2,9 2,6 2,7 74711
Культуры 2,0 2,3 2,5 2,3 2,2 62334
Туристские 1,4 1,3 1,3 1,5 1,6 45228
Физической  культуры и спорта 0,4 0,4 0,5 0,7 0,6 15735
Медицинские 4,9 4,8 4,9 4,8 4,9 136672
Санаторно-оздоровительные 2,1 1,8 1,7 1,6 1,5 42766
Ветеринарные 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 5591
Правового характера 3,9 3,2 2,7 2,3 2,5 69468
Системы образования 6,7 6,7 6,8 6,7 6,9 192717
Другие  услуги 4,2 4,2 4,0 3,6 3,6 102119

      

   В последние годы изменилась и структура  платных услуг.

   Подорожание бытовых услуг, наиболее значимых для  населения, обусловило существенные структурные изменения в этой группе услуг (см. табл. 4).

 

   Таблица 4. Структура бытовых услуг населению (в процентах к итогу)

  2002 2003 2004 2005 2006
Процентов Млн. руб.
Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 277873
В том  числе            
Ремонт  и пошив обуви 2,9 2,9 2,8 2,7 2,6 7171
Ремонт  и пошив одежды, пошив и вязание трикотажной одежды 10,8 10,2 9,7 9,2 8,3 22998
Ремонт  и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 8,0 7,7 7,4 6,5 6,1 16960
Изготовление  и ремонт мебели 1,9 1,9 1,9 1,8 3,2 8967
Химическая  чистка и крашение 0.8 0,8 0,8 0,8 0,7 2083
Услуги  прачечных 1,1 1,1 0,9 0,8 0,7 1975
Ремонт  и строительство жилья и других построек 25,0 25,9 26,9 27,4 28,3 78406
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 21,9 21,7 22,4 24,1 23,7 65860
Услуги  фотоателье и фото- и кино- лабораторий 3,3 3,1 2,7 2,5 2,3 6346
Услуги  бань и душевых 1,9 2,0 1,9 1.9 2,0 5592
Услуги  парикмахерских 6,5 6,7 6,7 6,9 7,2 19916
Услуги  по прокату 0,3 0,4 0,5 0,5 0,5 1487
Ритуальные  услуги 6,9 7,3 7,7 8,0 8,2 22755
Другие  услуги 8,7 8,3 7,7 6,9 6,2 17357
 

   Все вышеизложенное свидетельствует о  необходимости дальнейшего обобщения  разносторонней деятельности малых  предприятий, выявления как положительных, так и отрицательных тенденций  их развития на современном этапе  реформирования российской экономики, увеличения вклада малых предприятий соответственно мировым тенденциям их роли в экономике.

 
 
 
 
 

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России

 

   Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

     Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых  в России экономических реформ, способных вывести страну из  кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

 

   Таблица 5. Основные проблемы частного предпринимательства  в России

 
Порядок значимости по мере упоминания
   Основные  проблемы
   1    Налоги
   2    Законодательство
   3    Инфляция
   4    Экономическая ситуация в целом
   5    Поставки, дефицит
   6    Трудности получения и высокая ставка за кредит
   7    Неплатежеспособность  партнеров, клиентов
   8    Несовершенство  банковской системы
   9    Политическая  ситуация
   10    Бюрократия
   11    Недостаток  производственных площадей, офисов
   12    Действия  правительства, властей
   13    Коррупция, взятки
   14    Недостаток  материальной базы
   15    Финансовая  политика государства, действия ЦБ
   16    Сбыт, поиск клиентов, потребителей
   17    Высокие цены на сырье и материалы
   18    Монополия государства, госпредприятий
   19    Трудности с арендой
   20    Разрыв  экономических связей
   21    Недостаток  информации
   22    Недостаток  культуры, опыта
   23    Необязательность  партнеров
   24    Проблемы  собственности
   25    Кадровые  проблемы
   26    Недостаток  собственных средств
   27    Невыгодность  производства
   28    Большая, громоздкая отчетность
   29    Нет льгот
   30    Рэкет
   31    Невыгодность  инвестиций' и
   32    Конкуренция
   33    Несовершенство  рынка
   34    Недоверие западных партнеров
   35    Отрицательное отношение к предпринимателям

Информация о работе Малый бизнес в сфере услуг