Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выяснении проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть понятие малого бизнеса, его значение и функции в экономике, рассмотреть организационно-правовые формы малого предприятия в России, сравнить статистические данные за последние годы.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России…………….5
1.1. Этапы развития предпринимательства в России…………………….5
1.2. Понятие малого бизнеса……………………………………………..10
1.3. Значение и функции малого бизнеса в экономике…………………13
1.4. Организационно-правовые формы малых предприятий в России………………………………………………………………………………...16
Глава 2. Малый бизнес в сфере услуг…………………………………………..18
2.1. Малое предпринимательство – статистика…………………………18
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России………………….23
2.3. Структуры поддержки малого бизнеса……………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложение 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики………………………………………………………………………………….32
По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995.
Потеря административного
Анализ развития
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор
негативного воздействия на
Все это приводит к тому, что
только часть
Весьма остра проблема
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
Таким образом, в программе
по развитию
2.3. Структуры поддержки малого бизнеса
В нашей стране очень много структур, поддерживающих малый бизнес и вообще предпринимательство. За годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Прежде всего, речь идет о следующих структурах:
Для разработки и координации политики в области содействия малому бизнесу были созданы (как на федеральном уровне, так и более чем в 70 регионах РФ) специальные органы государственного управления. При ряде региональных структур исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции, такой же Общественный совет предпринимателей сформирован (но практически не приступил к работе) и при Правительстве РФ. На федеральном и региональном уровнях принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Так, в масштабе Российской Федерации в целом имеется опыт разработки и осуществления четырех таких программ - в 1994-1995, 1996-1997, 1998-1999 и 2000-2001 годах.
18 февраля 2008 года первый председатель Правительства РФ (на тот момент) Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам малого бизнеса в России.
На этом совещании была отмечена большая роль малого бизнеса в формировании среднего класса, который по мнению Дмитрия Медведева, должно достигнуть в 2020 году 60-70% от всего количества населения. Малый бизнес должен формировать не менее 50% валового внутреннего продукта.
Дмитрий Медведев выделил основную проблему развития малого бизнеса в России - «барьеры, препятствующие открытию собственного малого бизнеса».
Из совещания стало понятно, что государство планирует максимально поддерживать наукоемкие предприятия малого бизнеса инновационной направленности. Для них предлагается введения четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений. При поддержке государства малый бизнес, производящий инновационную продукцию, будет иметь все возможности для упрощения и удешевления процедуры регистрации своих собственных изобретений.
Дмитрий Медведев предложил создание общественных объединений, специальных патентных фондов. Эти органы, наряду с работой патентных поверенных, смогли бы непосредственно заниматься регистрацией, патентованием, защитой изобретений.
Проведенное совещание на самом высшем уровне лишний раз подтвердило твердые позиции и серьезные намерения государства в отношении малого бизнеса. По мнению властей, малый бизнес наряду с развитием других секторов рыночной экономики может значительно способствовать социальной защищенности населения и созданию, нормальному функционированию стабильного экономически развитого государства.
Заключение
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Так как именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список использованной литературы
Приложение 1
Распределение малых предприятий по отраслям экономики
(в процентах к итогу)
1996 | 1998 | 2000 | 2001 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по отраслям | ||||
Промышленность | 15,3 | 15,7 | 15,3 | 14,8 |
Сельское хозяйство | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Строительство | 16,4 | 15,8 | 14,4 | 14,5 |
Транспорт | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,2 |
Связь | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Торговля и общественное питание | 42,7 | 44,5 | 46,3 | 46,0 |
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 1,7 | 1,5 | 1,6 | 1,9 |
Информационно-техническое обслуживание | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,8 |
Операции с недвижимым имуществом | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 1,7 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,3 | 4,0 | 4,1 | 4,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 1,1 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обслуживание | 1,3 | 2,0 | 2,1 | 2,1 |
Образование | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 |
Культура и искусство | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
Наука и научное обслуживание | 5,5 | 4,5 | 3,5 | 3,4 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 1,3 | 0,9 | 0,7 | 0,7 |
Другие отрасли | 3,1 | 2,4 | 2,6 | 2,6 |