Малый бизнес в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в выяснении проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть понятие малого бизнеса, его значение и функции в экономике, рассмотреть организационно-правовые формы малого предприятия в России, сравнить статистические данные за последние годы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Становление и развитие предпринимательства в России…………….5

1.1. Этапы развития предпринимательства в России…………………….5

1.2. Понятие малого бизнеса……………………………………………..10

1.3. Значение и функции малого бизнеса в экономике…………………13

1.4. Организационно-правовые формы малых предприятий в России………………………………………………………………………………...16

Глава 2. Малый бизнес в сфере услуг…………………………………………..18

2.1. Малое предпринимательство – статистика…………………………18

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России………………….23

2.3. Структуры поддержки малого бизнеса……………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

Приложение 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики………………………………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

   По  материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995.

 

     Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

       Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Но главная причина сокращения  числа малых предприятий - низкий  уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Еще один очень важный фактор  негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

     Все это приводит к тому, что  только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

       Весьма остра проблема формирования  финансовой базы становления  и развития малого бизнеса.  Но проводимая в нашей стране  налоговая политика не только  не эффективна, но экономически  опасна. Она идет вразрез с  установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство  (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию  лишь 5-10% полученной прибыли).

     К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

      Таким образом, в программе  по развитию предпринимательства  в России необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов  рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Структуры поддержки малого бизнеса

 

    В нашей стране очень много структур, поддерживающих малый бизнес и вообще предпринимательство. За годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Прежде всего, речь идет о следующих структурах:

  • структуры бизнес-образования;
  • структуры обучения кадров для малого бизнеса;
  • агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги);
  • фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка);
  • лизинговые фонды;
  • технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др;
  • предусмотрена для малого бизнеса и весомая юридическая правовая поддержка;
  • можно отнести сюда же весь перечень банковских кредитных продуктов, предоставляемых малому бизнесу.

    Для разработки и координации политики в области содействия малому бизнесу были созданы (как на федеральном уровне, так и более чем в 70 регионах РФ) специальные органы государственного управления. При ряде региональных структур исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции, такой же Общественный совет предпринимателей сформирован (но практически не приступил к работе) и при Правительстве РФ. На федеральном и региональном уровнях принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Так, в масштабе Российской Федерации в целом имеется опыт разработки и осуществления четырех таких программ - в 1994-1995, 1996-1997, 1998-1999 и 2000-2001 годах.

    18 февраля 2008 года первый председатель  Правительства РФ (на тот момент) Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам малого бизнеса в России.

    На  этом совещании была отмечена большая  роль малого бизнеса в формировании среднего класса, который по мнению Дмитрия Медведева, должно достигнуть в 2020 году 60-70% от всего количества населения. Малый бизнес должен формировать не менее 50% валового внутреннего продукта.

    Дмитрий Медведев выделил основную проблему развития малого бизнеса в России - «барьеры, препятствующие открытию собственного малого бизнеса».

    Из  совещания стало понятно, что  государство планирует максимально поддерживать наукоемкие предприятия малого бизнеса инновационной направленности. Для них предлагается введения четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений. При поддержке государства малый бизнес, производящий инновационную продукцию, будет иметь все возможности для упрощения и удешевления процедуры регистрации своих собственных изобретений.

    Дмитрий Медведев предложил создание общественных объединений, специальных патентных  фондов. Эти органы, наряду с работой  патентных поверенных, смогли бы непосредственно заниматься регистрацией, патентованием, защитой изобретений.

    Проведенное совещание на самом высшем уровне лишний раз подтвердило твердые позиции и серьезные намерения государства в отношении малого бизнеса. По мнению властей, малый бизнес наряду с развитием других секторов рыночной экономики может значительно способствовать социальной защищенности населения и созданию, нормальному функционированию стабильного экономически развитого государства.

Заключение

 

   Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  • развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  • массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

   Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Так как именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список  использованной литературы

 
   
  1. Кольчугина  А.В. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале ХХΙ века//Вопросы статистики. - 2004. -№12.
  2. Кураков В.Л., Климанова Г.В. Правовая поддержка малого бизнеса.-М.: Гелиос, 1998.
  3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  4. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается?//Человек и труд.
  5. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса». 1999.
  6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.-М.: «Дашков и К», 2002.
  7. Российский экономический журнал. - 2003. - №9-10.
  8. Россия в цифрах 2002.-М.: Госкомстат России, 2002.
  9. Сирополис Н.К., Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.
  10. Штайнхофф Д., Берджес Д. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997.
  11. Этапы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики. -1996. -№7.
 
 
 
 

Приложение 1

Распределение малых предприятий по отраслям экономики

(в процентах  к итогу)

 
  1996 1998 2000 2001
Всего 100 100 100 100
В том  числе по отраслям        
Промышленность 15,3 15,7 15,3 14,8
Сельское  хозяйство 1,3 1,6 1,6 1,6
Строительство 16,4 15,8 14,4 14,5
Транспорт 2,1 2,1 2,2 2,2
Связь 0,3 0,4 0,4 0,4
Торговля  и общественное питание 42,7 44,5 46,3 46,0
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 1,7 1,5 1,6 1,9
Информационно-техническое обслуживание 0,7 0,6 0,6 0,8
Операции  с недвижимым имуществом 0,5 0,7 0,6 1,7
Общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка 4,3 4,0 4,1 4,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,3 0,6 0,6 0,6
Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 1,2 1,0 1,1 1,1
Здравоохранение, физическая культура и социальное обслуживание 1,3 2,0 2,1 2,1
Образование 0,8 0,8 0,6 0,6
Культура  и искусство 0,8 0,9 1,0 0,9
Наука и научное обслуживание 5,5 4,5 3,5 3,4
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 1,3 0,9 0,7 0,7
Другие  отрасли 3,1 2,4 2,6 2,6

Информация о работе Малый бизнес в сфере услуг