Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 4 Распределение  числа микро- и малых организаций  по формам собственности (в процентах  к итого)

 

Малое предпринимательство  охватывает практически все отрасли  и сферы деятельности.

По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 43,8 процента. В промышленности сосредоточено 15,4 процента, строительстве – 8,6 процента, транспорте – 9,5 процентов, сельском хозяйстве – 3,5 процента от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий (рисунок 5). [19]

 

Рисунок 5 Распределение  числа микро- и малых организаций  по видам экономической деятельности (в процентах к итого)

Анализ показателей  за последние три года свидетельствует  о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2007 по 2009 год сохраняется  значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 41,8–43,8 процентов. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 17,0 процента в 2007 году до 15,4 процента в 2009 году.

Недостаточное развитие получают такие отрасли  как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые  предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.

Списочная численность  работников в среднем за 2009 год в малых предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что на 118,3 тыс. человек или 20,7 процента больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 6).

 

Рисунок 6 Распределение  численности работников за 2009 год  по отраслям экономики (в процентах  к итого)

 

Следует отметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятиях частной формы собственности (рисунок 7).

 

Рисунок 7 Распределение  средней численности работников по формам собственности (в процентах  к итого)

 

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 января 2010 г. составила 219 605 человек. К уровню 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.

Удельный вес  поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2009 год составил 21,2 %, в том числе от юридических лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся  сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

3. Система поддержки  малого бизнеса

 

3.1 Зарубежный  опыт поддержки малого бизнеса

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее  предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малые предприятия  сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно  развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и  свыше 70 % работающего населения, в  США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

В Европейском союзе были приняты следующие стандартные  критерии для малых и средних  предприятий, пользующихся государственной  поддержкой:

средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;

микропредприятия - до 10 человек  работающих.

В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9]

Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

Средние предприятия, на которых  работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они  производят треть общего оборота.

Существуют  некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.

В странах ЕС реализация политики в отношении  малых и средних предприятий  распределена, как правило, между  несколькими министерствами или  между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в  задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства. [10]

При наличии  определенной специфики в большинстве  стран ЕС имеются похожие частные  институты поддержки:

торговые палаты, действующие, главным образом, в  области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

финансовые  учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу  к капиталу и финансированию;

частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и  администрации, технологическое, маркетинговое  консультирование и др.

Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении  малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

страны, где  формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса;

страны, где  регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет  место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в странах  ЕС выработаны общие подходы к  формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса:

административная  и регулирующая бизнес-среда - упрощение  системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получения лицензий и др. Большинство стран создали комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке мер по снижению административного бремени. В результате во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий;

финансовые  условия - в основном применяются  такие меры государственной поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых;

формирование  специальных резервов поддержки  малого и среднего бизнеса, а также  применение фискальных льгот и дотаций. Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, средства которого перечисляются частным специализированным банкам и затем используются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм по льготным процентным ставкам. [10]

В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу  статуса рискового капитала. В  частности, правительства гарантируют  компенсацию возможных убытков  венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [25]

С целью повышения  квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется  практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. [5]

Малому бизнесу  принадлежит ведущее место и  в американской экономике. Малый  бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [26]

Таких успехов  малый бизнес США достиг благодаря  системной поддержке со стороны  государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [26]

В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные  средства (ежегодный бюджет организации  составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых  видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.

Деятельность SBA предусматривает немедленное обслуживание клиента (по телефону, письменно и  лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при  их контактах с партнерами; техническую помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку рабочих контактов между предпринимателями и заказчиками - федеральными агентствами.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь