Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.

Характерно, что  помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:

предприятия, в  которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава  работающих данного предприятия (таких  в МСП в США около 40 %);

предприятия, управляемые  ветеранами и/или инвалидами;

малый бизнес в  среде коренного населения;

предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».

Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств  направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.

SBА разработала  стандарты и методику определения  оптимальных размеров малых предприятий.  Стандарты касаются среднегодовою  дохода на определенное время  (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.

Не менее  значительна в развитии малого бизнеса  роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря  продуманной политике в отношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь. [17]

Опыт США  показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы:

финансовый (наличие  многочисленных доступных источников рискового капитала);

материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

консультативный (развитие специализированных услуг  консультирования, ориентированных  на организаторов мелких инновационных  предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).

Таким образом, опыт развития предпринимательства  в ряде зарубежных стран свидетельствует, что обеспеченность финансовыми  средствами, а также доступ к кредитным ресурсам является весьма сложной проблемой (в особенности, относительно сегмента микропредпринимательства и вновь образующихся малых предприятий).

Это обусловлено  особенностями данного сектора  экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.

В мировой практике для решения проблемы ограниченности доступа малого и среднего бизнеса  к финансовым ресурсам применяются  различные варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются:

прямое финансирование;

гарантирование  кредитов;

субсидирование  процентных ставок по кредитам;

стимулирование  развития отдельных сегментов финансового  рынка (лизинг, венчурное финансирование);

стимулирование  развития микрофинансирования.

 

3.2 Проблемы  развития малого бизнеса в  Республике Беларусь и условия  его активизации

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:

право граждан  и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с  законодательством страны и договорами;

научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

страхование предпринимательского риска;

запрет вмешательства  собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя  после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных  в контракте.

Для повышения  эффективности и широкого распространения  предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора экономики.

В целом поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства  имеет свои эффективные формы, которые  широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки  малого и среднего предпринимательства.

Субъектами  инфраструктуры являются:

1 центры поддержки  предпринимательства (юридические  лица, осуществляющие деятельность  по обеспечению экономической  и организационной поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

2 инкубаторы  малого предпринимательства (юридические  лица, имеющие на праве собственности,  хозяйственного ведения, оперативного  управления или на ином законном  основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

По состоянию  на 1 октября 2010 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки  предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. [26]

Финансовое  обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства  осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

средств министерств  и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

ассигнований  из республиканского бюджета;

банковских  процентов за использование временно свободных средств фонда;

иных поступлений  и доходов.

Фонд осуществляет:

финансирование  разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

финансовую  поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки  предпринимательства;

установление  и развитие взаимовыгодных контактов  с аналогичными фондами и другими  организациями зарубежных стран.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малого предпринимательства:

финансовые  средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

имущество на условиях лизинга;

гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками  Республики Беларусь.

Данные о  деятельности БФФПП приведены в  таблице 1.

 

Таблица 1 объемы финансово-кредитной поддержки субъектов  малого предпринимательства через БФФПП

Год

Объем финансово-кредитной  поддержки (млн. руб)

Количество поддержанных проектов

 

Факт всего

в том числе  на условиях

 
   

лизинга

кредита

 

2008

2 221,3

1 223,1

998,2

52

2009

2 235,4

1 225,9

967,5

55

1-е п/г

2010

897,3

386,7

510,6

18


Примечание - Источник: [26]

 

Как следует  из приведенных данных, Белорусский  фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как  серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых  ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.

В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая. [26]

Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.

Наделение БФФПП  функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении  развития механизмов финансовой поддержки  малого предпринимательства и повышения  эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, исследования показали, что в последнее  время в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации  условий экономической деятельности, принят целый ряд нормативных  правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, упразднение необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008–2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформы прошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, инфраструктуры. [12]

Очередное исследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. [16]

Наибольший  прогресс в реформах наблюдался в  регистрации предприятий. Благодаря  принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь