Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Основной целью курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.
В целях стимулирования
экспорта белорусских товаров
Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.
Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.
Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
«Ведение бизнеса-2010» |
«Ведение бизнеса-2009» |
Изменение рейтинга | |
Общее место |
58 |
82 |
+24 |
Регистрация предприятий |
7 |
98 |
+91 |
Получение разрешений на строительство |
44 |
62 |
+18 |
Наем рабочей силы |
32 |
40 |
+8 |
Регистрация собственности |
10 |
13 |
+3 |
Кредитование |
113 |
109 |
−4 |
Защита инвесторов |
109 |
105 |
−4 |
Налогообложение |
183 |
183 |
0 |
Международная торговля |
129 |
134 |
+5 |
Обеспечение исполнения контрактов |
12 |
14 |
+2 |
Ликвидация предприятий |
74 |
74 |
0 |
Примечание - Источник: [12]
И, тем не менее,
принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали
серьезное влияние на изменение
бизнес-климата и деловой
Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
создание льготных
условий для доступа субъектов
малого предпринимательства к
введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Таким образом, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.
Заключение
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.
2 Малые предприятия
сегодня стали неотъемлемой час
Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
Очевидно, что
активная поддержка малого бизнеса
западными государствами
3 Малый бизнес
Республики Беларусь
Малые предприятия
могут внести значительный вклад
в решение проблем
4 Для активизации
малого предпринимательства в
Беларуси необходимо устранить
факторы, препятствующие его
На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.
И, тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительство будет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционирования бизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции.
Список использованных источников
Алейников, А.Н.
Предпринимательская
Аналитические
доклады «О социально–экономическом
положении Республики Беларусь и
состоянии государственных фина
Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
БСП продолжает
диалог. Итоги работы Белорусского
союза предпринимателей за 3 года, подведенные
Х съездом БСП – «Индивидуальны
Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-24
Горбань, О.П. Роль малого бизнеса
в рыночной экономике, Научно-практическая
конференция, 2007, МГТУ, кафедра экономки
и управления www.mstu.edu.ru/publish/conf/
Государственная
программа поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы:
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 // http://www.pravo.by/webnpa/
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] - Дата доступа: 19.10.2010.
Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102.
Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.svoedelo.by
Малый и средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.research.by
Национальная
стратегия устойчивого
О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 03.11.2010.
О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 12.10.2010.
О некоторых
мерах государственной
О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25 сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2015 годы// Экономический бюллетень НИЭИ. – 2007, №1, с.4-21.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.
Положение о лицензировании − Положение о лицензировании отдельных видов деятельности: декретом Президента Республики Беларусь , 14 июля 2003 г. № 17, с послед. изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
Предпринимательство. // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.economy.gov.by
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. - Мн.: 2005.
Соколинская, Т. Политика стабилизации: опыт Германии // Банкаускi веснiк. - 2006. - N 10. - С. 10-15.
Судакова, Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация. //Ж.США Канада – экономика – политика – культура. 2008, №5, с.93-113