Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес................………………………………………………….5
1.1. Необходимость развития малого бизнеса...………………………..5
1.2. Государственная поддержка………………………………....……..9
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства………………………………………………....12
2.1. Специфика малого бизнеса в Германии…………………………..12
2.2. Китайские программы развития малого бизнеса.………………..14
2.3. Малый бизнес в Египте……………………………………………17
3. Российские перспективы развития малого предпринимательства………………………………………………...20
3.1. Формирование малого бизнеса……………………………………20
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..22
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников.…………………………28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 41.95 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образца

«Российская таможенная академия»

Кафедра экономической теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы»

 

                               Выполнил: студент 1-ого курса  очной

                               формы обучения факультета таможенного

                               дела, группы т-082 Е.А. Волкова

                               Подпись______________________

 

                               Научный руководитель: Е.М. Свиридова,

                               Подпись______________________

 

Москва

2009

Оглавление

 

Введение...…………………………………………………………………….3

1. Малый бизнес................………………………………………………….5

           1.1. Необходимость развития малого  бизнеса...………………………..5

           1.2. Государственная поддержка………………………………....……..9

2. Зарубежный опыт развития  малого предпринимательства………………………………………………....12

           2.1. Специфика малого бизнеса в  Германии…………………………..12

           2.2. Китайские программы развития  малого бизнеса.………………..14

           2.3. Малый бизнес в Египте……………………………………………17

3. Российские перспективы  развития малого предпринимательства………………………………………………...20

           3.1. Формирование малого бизнеса……………………………………20

           3.2.Государственная поддержка малого  бизнеса в России…………..22

Заключение………………………………………………………………...25

Список использованных источников.…………………………28

 

Введение

     Малый и средний  бизнес в рыночной экономике  — ведущий сектор, определяющий  темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП). Во всех развитых  странах на долю малого бизнеса  приходится 60-70% ВНП. [1]

     В большинстве  стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от  количества предприятий составляют  так называемые малые и средние  предприятия (МСП). Они выделяются  среди прочих по численности  занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного  капитала. На них производится  почти половина объема выпускаемой  продукции. Как правило, такие  предприятия дают 75—80% новых рабочих  мест в отличие от крупных  производств, где наблюдается  сокращение занятости.

     Но дело не  только в количественных показателях.  Этот сектор по своей сути  является типично рыночным и  составляет основу современной  рыночной инфраструктуры.

     Особенно актуальна  проблема внедрения на рынок  малых предприятий в свете  последних изменений в экономике  нашей страны.

Целью моей работы было показать необходимость развития и поддержки государством малого бизнеса, так как в наше время  индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку  для этого не требуется крупного первоначального капитала. Так же малый бизнес является основной современной  экономики во многих странах мира.

     Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно  стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений  значительной части населения.  В условиях устойчивого социально-экономического  и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются  наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности  и экономической свободы. Слой  мелких собственников проявляет  наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.

В наше время  также актуален вопрос о поддержке  малого бизнеса в различных странах. Основными задачами моей работы было рассмотреть:

     1. Малый бизнес  и необходимость развития данного  предпринимательства, а так же  его государственную поддержку;

     2. Зарубежный  опыт развития малого предпринимательства,  в это входит анализ специфики  малого бизнеса в Германии, китайские  программы развития малого бизнеса  и малый бизнес в Египте;

     3. Российские  перспективы развития малого  предпринимательства, формирование  малого бизнес и его государственную  поддержку в России;

    В данной работе  будет сделана попытка охарактеризовать  малое предпринимательство в  России в настоящее время, выделить  особенности малого предпринимательства  и обозначить основные и наиболее  острые его проблемы.

      Чтобы глубже  и подробнее разобраться и  понять необходимость малого  бизнеса, безусловно, необходимо  рассмотреть опыт ведущих зарубежных  стран по развитию малого бизнеса.

        В  своей работе я использовала  сравнительные и аналитические  методы, что бы как можно глубже  разобраться в своем вопросе.

 

1. Малый бизнес

 

1.1. Необходимость развития  малого бизнеса

 

     Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские  инициативы организуются на базе  малых предприятий, поскольку  для этого не требуется крупного  первоначального капитала. Наряду  с этим у малого бизнеса  появляются некоторые реальные  шансы конкурировать с крупными  фирмами. Отмечаются следующие  преимущества малого предпринимательства:

 

           Большая адаптивность, гибкость  и оперативность реагирования  на спрос рынка;

 

           Мобильность при выполнении работ,  связанных с внедрением новой  техники, изобретений;

 

           Более экономичное использование  ресурсов, в том числе вторичных;

 

           Снижение косвенных расходов  связанных с содержанием управленческих  непроизводственных структур;

 

           Повышенная скорость оборота  капитала.

 

     Эти преимущества  позволяют малому бизнесу успешно  решать ряд производственно-хозяйственных  задач:

 

           Ускорять заполнение товарного  рынка требующимися потребителям  изделиями;

 

           Ускорять внедрение несложных  научно-технических достижений;

 

           Полнее удовлетворять потребности  экономики страны и населения  в промышленных, строительных и  прочих услугах, расширять номенклатуру  и качества услуг;

 

           Наладить выпуск продукции малыми  сериями.

 

     Как показывает  опыт, малый бизнес позволяет  создать условия для повышения  заинтересованности каждого работника  в конечных результатах труда.

 

     В последние  десятилетия в промышленности  индустриально развитых стран  проявилась тенденция к оптимизации  размеров предприятий, сосредоточенных  на одной территориальной площадке.

 

     В связи с  паданием серийности производства  и разбуханием номенклатуры  производимых  изделий развитие несложных производств,  второстепенные производственные  операции, разного рода обслуживание  были переданы крупными корпорациями  специализированным мелким и  средним фирмам, который благодаря  узкой специализации добились  значительных успехов в своей  деятельности. Сложился своеобразный  симбиоз монополий, мелких и  средних фирм в гибком обеспечении  меняющихся потребностей рынка.  Подобное разделение труда позволило  повысить общую рентабельность  производства, как монополий, так  и предприятий малого бизнеса.  В Японии до 70% суммарного объема  производства товаров и услуг  малого бизнеса приходится на  кооперационные связи с монополиями,  в США – 30-40%. Кооперирование  малого бизнеса с крупным создает  для первого устойчивый рынок  сбыта, охраняет от неожиданной  конкуренции, позволяет специализировать  деятельность внутри фирмы. С  другой стороны, малое предприятие  подчинено работодателю – крупной  фирме, которая диктует, что  конкретно изготовлять, в каком  количестве, в какие дни и часы  поставлять продукцию, по какой  цене.

 

     В России  малое предпринимательство в  производственной сфере начало  развиваться лишь в конце XX века, однако уже приобретен и  позитивный и негативный опыт.

 

     В послевоенной  Японии, где разрушенная экономика  начала возрождаться путем образования  миллионов мелких и мельчайших  фирм, успешно работающие отдельные  предприниматели вскоре становились  совладельцами крупного капитала, вкладывая свой доход в акции  фирмы-патрона.

 

     Большая часть  акций перешла, таким образом,  в руки юридических лиц (фирм). Считается, что «снижение удельного  веса акционеров - физических лиц  – и высокая концентрация акций  в руках юридических лиц представляет собой интернациональное явление и нет никаких признаков того, что эпоха расцвета ослабевает». Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета крохотного индивидуально-частного бизнеса заканчивается. Очевидно, что в дальнейшем он сможет существовать не как основное, а как вспомогательное производственное предпринимательство. Это подтверждает российский опыт.

 

     Основной правительственный  замысел развития индустриального  и малого предпринимательства  в России в конце 1980-х –  начале 1990-х годов связывается  главным образом с производственной  сферой экономики, возможностью  увеличения товарной массы на  потребительском рынке, появлением  массовых конкурентов крупных  производителям продукции. Для  этого законодательно создавались  необходимые экономические условия  для развития малого бизнеса  : выдавались льготные кредиты , снижались налоги, а в первый год образования малые предприятия вовсе не платили налогов. Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества.

 

     Вместе с  тем неразвитость малого производственного  предпринимательства отражает серьезные  недостатки в стриктуре экономики  страны, которые трудно исправить  в основе диверсификации крупного  капитала. Насыщение рынка товарами  мелких партий, развитие сферы  производственно-технического и  бытового обслуживания вблизи  жилых массивов и дорожных  магистралей – это сфера деятельности  в основном малого предпринимательства.

 

     Развитие малых  городов, поселков, сел немыслимо  без участия малых производственных  предприятий. Их создание снижает  социальную напряженность, возникающую   в результате роста безработицы,  обусловленной научно-техническим  прогрессом. Малые предприятия и  создаваемые на их основе художественные  и различные кустарные промыслы  способствуют укреплению экономики  небольших поселений, сглаживают  различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень  и образ жизни населения. Чрезмерная  концентрация производства в Советском союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась хронически неразрешимая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности.

 

     Перед малыми  предприятиями реально может  ставиться задача не завоевания  рынков путем вытеснения монополий,  а заполнения свободной ниши, образующейся в промежутках между  товарной массой, поставляемой на  рынок предприятиями-гигантами,  в том числе и в небольших  поселениях. Вследствие того, что  потребителей конкретных товаров  на современных рынках, как правило,  в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные  запросы каждого потребителя  не могут быть удовлетворены.  Крупные поставщики ориентируются  в основном на усредненные  стандарты и потребности, из  которых выпадает значительная  часть неудовлетворенного и ли не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполняя пустующие рыночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства.

 

     Подобные примеры  правильно выбранной ниши предпринимательской  деятельности скорее являются  исключением из правил. Большинству  мелких фирм не удается выйти  в разряд крупных – часто  они или сливаются в более  крупные предприятия на основе  долевого (акционерного) участия, или  поглощаются крупным капиталом,  или разоряются. Эти процессы  характерны не только для России, но и для ФРГ, США, Англии  и других стран.

 

1.2. Государственная поддержка

 

     Практически  во всех странах, в том числе  индустриально развитых, малым предпринимательствам  устанавливаются определенные льготы, и оказывается государственная  поддержка. Удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получать кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получения необходимой коммерческой и научно-технической информации. Одно дело, когда, скажем, малое предприятие с оборотом 100 тыс. долл. тратит на рекламу 5 тыс. долл. – 5% к обороту. Другое дело, когда крупная фирма с оборотом, допустим, 1 млрд. долл. расходует на рекламу 100 тыс. долл. в год – всего лишь 0,01% к обороту. И конечно же, рекламная компания, организованная крупной фирмой за 100 тыс. долл., окажет большее воздействие на покупателей, чем реклама малого предприятия.

 

     Без помощи  государства малые предприятия  не смогут существовать и конкурировать  с монополиями, которые устанавливают  полный контроль над рынком, ценами, качеством продукции в ущерб потребителям. Малым предприятиям обычно предоставляются льготы по налогообложению и кредитам, а также привилегии в получении информации.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы