Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес................………………………………………………….5
1.1. Необходимость развития малого бизнеса...………………………..5
1.2. Государственная поддержка………………………………....……..9
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства………………………………………………....12
2.1. Специфика малого бизнеса в Германии…………………………..12
2.2. Китайские программы развития малого бизнеса.………………..14
2.3. Малый бизнес в Египте……………………………………………17
3. Российские перспективы развития малого предпринимательства………………………………………………...20
3.1. Формирование малого бизнеса……………………………………20
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..22
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников.…………………………28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 41.95 Кб (Скачать документ)

     Малый бизнес  Египта начал действительно по  настоящему развиваться в пику  развития туризма. Еще в 80-90 годы Египет был одним из  самых популярных местом отдыха  туристов со всего мира. Эмигранты,  пользуясь мизерной ценой на  землю, интенсивно строили гостиницы,  отели для отдыхающих и довольно  долго существовали за счет  этого. Отдыхающие пользовались  всеми видами сервиса (парикмахерские, магазины, бары, рестораны) прямо  на территории гостиниц или  рядом с ними. Но проблема была  именно в том, что малый бизнес (туризм, экскурсии, гостиницы) были  сосредоточены в руках иностранцев,  а, следовательно, все доходы, которые текли в то время  рекой, оседали в их карманах.

     Каждый местный  египтянин, желающий открыть свой  бизнес, сталкивался с сильной  конкуренцией в лице эмигрантов  и так называемых «новых» египтян.  Серьезных накоплений у них  не было, в то время как состоятельные  иностранцы могли позволить себе  крупные инвестиции в малый  бизнес. Главный тон продолжали  занимать европейцы (французы, немцы,  англичане), также выходцы из США.  Посетив однажды земли Египта  в качестве туристов, они поняли, насколько широки перспективы  организации малого бизнеса. Так  постепенно они начали осваивать  производство, фермерство, предлагать  жителям удобные сервисы. После  этого крупные западные компании  целенаправленно стали инвестировать  свои средстве в малый бизнес  в Египте.

     Все продолжалось  более-менее спокойно до 1997 года, когда во время экскурсии в  храме «Города мертвых» террористы  расстреляли 58 туристов, в том  числе французов, швейцарцев, японцев.  Это послужило причиной значительного  оттока предпринимателей-эмигрантов  обратно в США и страны Европы. Многие магазины, бары, гостиницы, салоны красоты были проданы за незначительные средства местным бизнесменам-египтянам. Теперь малый бизнес все больше сосредотачивался в руках египтян. Однако проблемы остались, во все эти гостиницы, магазины, нужно было кого-то завлекать, в частности туристов. Однако представители западного мира оказались серьезно напуганы минувшей кровавой бойней. Тогда египтяне стали активно привлекать в Египет жителей России и стран СНГ, вести большую пропаганду отдыха на курортах Египта. И тысячи россиян стали выезжать на солнечные пляжи теплого Красного моря.

     В настоящее  время по-прежнему, египетские земли  представляют собой прекрасную  почву для начала собственного  бизнеса. Имея несколько десятков  тысяч долларов в кармане, здесь  можно легко открыть ресторан, бар, даже небольшую гостиницу.  Те, кто располагает суммой в  60-70 тыс. долларов, уже считаются  олигархами и миллионерами по  местным меркам. Они могут спокойно  позволить себе открыть ювелирный  салон или магазин, шикарный  салон красоты и т.д.

     Центрами малого  бизнеса являются города Дахаб и Синай. Какие виды малого бизнеса популярны в настоящее время в Египте? Это школы обучения дайвингу, Интернет-кафе, салоны сотовых телефонов и т.д. Затраты на организацию подобных видов бизнеса довольно умеренные. Еще одно трагическое событие окончательно способствовало оттоку европейцев. В 2006 году террористы-смертники взорвали в немецко-итальянском курорте 3 бомбы. Иностранцы вновь начали дешево распродавать свой бизнес, чем и воспользовались российские бизнесмены, не побоявшиеся вложить свои средства в готовый бизнес. Готовые рестораны в хорошем состоянии продавались за 10-20 тыс. долларов. По российским критериям оценки малого бизнеса - это просто смешные деньги.                                                                                                                                           Нужно отметить еще одну особенность малого бизнеса в Египте, касающаяся наемного персонала. Им не нужно платить деньги, они обычно получают своей процент с прибыли предприятия. С одной стороны, это не совсем удобно, делится прибылью с обычным персоналам, с другой стороны снижается риск краха бизнеса. Ведь если есть доходы, значит, есть из чего платить проценты работникам. Нет доходов, платить не из чего.  Постепенно малый бизнес в Египте налаживается, благодаря как иностранным, так и местным предпринимателям. Отмечая успехи, нужно отметить систему кредитования малого бизнеса, которая касается египтян, работающих за рубежом и вкладывающих свои деньги в местный бизнес. Им гарантируется сохранность банковских вкладов, налоговые льготы при открытии бизнеса на территории Египта, субсидии, и, конечно, льготные ставки кредитования.

 

3. Российские перспективы  развития малого предпринимательства

     В последние  годы предприятия малого бизнеса  развиваются несколько опережающими  темпами по сравнению со всей  экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9% в 2001 г. до 7,6% в 2004 г. Статистика показывает, что за 2004 г. общее количество малых предприятий увеличилось приблизительно на 10%. На 1 апреля 2005 г. общее число зарегистрированных малых предприятий составило 989,3 тыс., что на 4,2% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2004 г. По итогам января-марта 2005 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2%.

     Таким образом,  увеличение количества зарегистрированных  субъектов с малого бизнеса  также сопровождалось ростом  среднесписочной численности занятых  в данном секторе экономики.  На фоне сокращения численности занятых по всему кругу предприятий доля малых предприятий по этому показателю увеличилась и достигла 15,8%.

     В январе-марте  2005 г. продолжилась тенденция  роста объема инвестиций в  основной капитал на предприятиях  малого бизнеса в целом по  стране, однако, темпы роста существенно  снизились: если в январе-марте  2004 г. инвестиции выросли на 44,2%, то за аналогичный период 2005 г.  рост показателя составил лишь 2%.

 

3.1. Формирование малого  бизнеса в России

 

     В конкретных  российских условиях малые предприятия  создавались двумя путями: выделение  структурных подразделений из  крупных и средних предприятий,  при котором небольшие цехи, филиалы  предприятия, отдельные участки  получали право юридического  лица и полную самостоятельность;  образование малых предприятий  на основе личной инициативы  предпринимателей – частных и  юридических лиц.

 

     При выделении  структурного подразделения из  состава крупного предприятия прежде всего должно быть решение трудового коллектива этого подразделения (цеха, участка, филиала) о его выделении и о создании на его базе малого предприятия. Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного подразделения. Далее необходимо согласие собственника имущества о выделении из его состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из состава которого выделяется новое малое предприятие.

 

     Собственник  имущества выступает в качестве  учредителя малого предприятия.  Подписывается учредительный договор,  в соответствии с которым малое  предприятие берет на себя  обязательство выполнять требования  учредителя, а учредитель дает  определенные гарантии содействия  малому бизнесу. После этого  разрабатывается устав предприятия,  в котором четко указывается  вид и сфера деятельности; уставный  капитал; учредители, их доля в  уставном капитале; почтовый адрес,  телефон (факс) предприятия, фамилия  руководителя и главного бухгалтера. Затем в местный орган власти  подаются заявления с просьбой  о регистрации предприятия и  подготовленные учредительные документы.  Местные органы власти могут  запросить дополнительные сведения  о санитарной и экологической  безопасности нового предприятия,  численности и структуре занятых и другие данные, связанные с конкретными условиями развития данного региона. После регистрации предприятие открывает счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на гербовую печать и становится полноценным юридическим лицом.

 

     При создании  нового предприятия с нулевого  цикла, прежде всего, возникает  вопрос о его форме, учредителях,  видах деятельности. Может быть  создано индивидуальное частное  предприятие или товарищество, общество  с ограниченной или неограниченной  ответственностью. В первом случае учредителем становиться частное лицо – один человек, во втором – коллектив учредителей. Дальнейшее оформление соответствует указанному порядку.

 

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых  инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупно масштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

 

     3.2. Государственной  поддержки малого бизнеса в  России

     Государственной  поддержки малого бизнеса, то  согласно Программе государственной  поддержки и развития малого  предпринимательства в РФ в  2005 г. на эти цели предусмотрено  выделение 1,5 млрд. руб. из федерального  бюджета. Реализацию данной правительственной  программы, в том числе в  области конкурсного отбора инвестиционных  проектов, обеспечивает Департамент  государственного регулировании  в экономике Минэкономразвития  РФ. Поддержка проектов осуществляется  по пяти приоритетным направлениям, среди которых – создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта и поддержка микрофинансовых организаций.

     Следует также  отметить, что финансовая поддержка  проектов осуществляется в форме  частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

     Дальнейшие  планы правительства предусматривают  увеличение объемов поддержки  предприятий малого бизнеса. Так,  в проекте бюджета на 2006 г. сумма  на поддержку малого бизнеса  из средств федерального бюджета  будет увеличена в 2 раза –  до 3 млрд. руб. Данные средства  планируется потратить как на  финансовое стимулирование развития  малого бизнеса в различных  формах, так и на проведение  институциональных преобразований, способствующих улучшению предпринимательского  климата.[3]

     Вывод: Согласно  проведенному анализу в начале  текущего года по основным  показателям развития малого  предпринимательства отмечается  положительный прирост. В то  же время, несмотря на положительную  динамику прироста новых субъектов  малого предпринимательства в  2004 г. и начале 2005 г., рост малого  предпринимательства мог быть  более значительным при условии  снижения административных барьеров  и более эффективной государственной  политики в данной области.

     Кроме того, настораживает существенное снижение  инвестиционной активности малых  предприятий в начале текущего  года, поэтому можно ожидать, что  в целом по итогам 2005 г. рост  сектора малого бизнеса может  несколько замедлиться относительно  предыдущего года. Однако в среднесрочной  перспективе можно прогнозировать  дальнейшее увеличение роста  инвестиций и занятости в данном  секторе экономики. В первую  очередь это связано с опережающий  темпом роста реальных располагаемых  доходов населения относительно  роста ВВП, а, как известно  услуги и продукция предприятий  малого бизнеса ориентированы,  прежде всего, на конечное потребление.  В связи с этим потенциал  развития малого бизнеса и  увеличения его вклада в рост  ВВП по-прежнему значителен.

     В целом же  в последние годы развитие  малого бизнеса в значительной  степени происходило вопреки, а не благодаря деятельности государственных органов. Делать какие-то выводы относительно эффективности текущей политики МЭРТа в области поддержки малого бизнеса преждевременно. Однако можно отметить ряд достаточно правильных принципов, которые лежат в основе правительственной политики: принцип софинансирования инвестиционных проектов, опора на "инициативу снизу", сотрудничество с общественными организациями. Другой вопрос, как эти принципы реализуются на практике.

     В то же  время увеличение расходов бюджета  на реализацию программ поддержки  малого предпринимательства неоправданно, если результативность федеральных  программ будет замалчиваться.  До сих пор нет ясности в  определении показателей, позволяющих  объективно судить об экономической,  коммерческой, бюджетной эффективности  и положительных социальных эффектах  государственных программ поддержки  малого бизнеса.

     Очевидно, что  пока не будет общедоступной  и адекватной системы показателей  эффективности и качественного  мониторинга реализации инвестиционных  программ поддержки малого бизнеса  говорить о совершенствовании  государственной политики в этой  области преждевременно.

 

Заключение

     Динамизм, развитие  и диверсификация форм малого  бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот  сектор хозяйствования в странах  Запада будет развиваться.

      В ближайшее  время наша страна, учитывая обширный  зарубежный опыт, пойдет по пути  адаптации предприятий малого  бизнеса к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие  корни в экономической истории  нашей страны малый и средний  бизнес не используется в полной  мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

     Социальная  значимость малого предпринимательства  определяется массовостью группы  мелких собственников - владельцев  малых предприятий и их наемных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее  существенных качественных характеристик  любой страны с развитой рыночной  экономикой. Именно эта группа  деятельного населения обслуживает  основную массу потребителей, производя  комплекс продуктов и услуг  в соответствии с быстро изменяющимися  требованиями рынка. При этом  необходимо учитывать следующие  важнейшие социальные факторы:

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы