В России
трудности развития малого предпринимательства
определяются рядом причин. Это,
прежде всего отсутствие необходимой
сети дорог и связи. При отсутствии
дорог предприниматели малых
населенных пунктов испытывают
большие затруднения в сбыте
продукции и обеспечении производства
необходимыми материальными ресурсами.
Помимо того, крайне обостряется
проблема комплектования предприятий
рабочей силой, ресурсы которой
ограничиваются чрезмерно малым
географическим районом. Аналогичная
ситуация сложилась и с электрической
связью. Ее недостатки создают
информационную «глухоту» у предприятий,
отрывают их от рынка.
Крайне неблагоприятные
природно-климатические условия
России не позволяют ей решать
проблему транспорта и связи,
подобно индустриальным странам
Запада. В частности, затраты на
строительство и содержание грунтовых
дорог в России в 3-15 раз выше,
чем в странах Западной Европы.
Отвлечение огромных ресурсов
на решение проблем транспорта
и связи, копирование практически
других стран в этой области
– для России дело абсолютно
не перспективное. Здесь требуются
новые решения. Малые предприятия,
очевидно, должны объединяться в
соответствующие территориальные
ассоциации и решать эти проблемы
совместно с органами власти.
К причинам,
сдерживающим развитие малого
предпринимательства, следует отнести
слабость государственного и
общественного контроля над деятельностью
малого бизнеса. По данным Рострудинспекции,
на малых предприятиях, которых в 1998 г.
насчитывалось более 840 тыс., работники
фактически бесправны. Рабочий день на
них длиться 12 часов и более. Под страхом
потерять работу персонал боится требовать
исполнения законов об охране труда. На
большинстве малых предприятий, где нарушаются
права работающих, не соблюдается техническая
безопасность. Персонал этих предприятий
склонен искать работу в другом месте,
что создает перспективу оттока рабочей
силы. В России был принят ряд мер содействия
малому предпринимательству. В его поддержку
стали выделять субсидии, была упрощена
государственная регистрация малых предприятий,
для них установлены налоговые льготы.
Предоставлены льготы банкам, лизинговым
и страховым компаниям, обеспечивающим
кредитно-инвестиционное обслуживание
субъектов малого предпринимательства,
стали создаваться региональные системы
поддержки малого бизнеса.
Налоговые льготы
дифференцируются в зависимости
от вида деятельности предприятий
(за исключением предприятий,
которые создаются за счет
выделения из структурных единиц
действующих крупных и средних
предприятий). Малые предприятия,
которые заняты переработкой
сельскохозяйственной продукции,
производством товаров народного
потребления, ремонтно-строительными
работами, в течение первых двух
лет могут полностью освобождаться
от уплаты налогов. Остальные,
как правило, в 1-й год после
их образования платят 25%, а во
2-й год – 50% установленной ставки
налога на прибыль. Далее берется
полностью – в соответствии
с установленным нормативом.
В России
возникли общественные организации
малого и среднего предпринимательства,
например Союз предпринимателей
России, который распространяет
свое влияние и на многие
страны бывшего СССР. Существуют
также федеральные и местные
фонды финансовой помощи, основная
задача которых – стимулирование
развития приоритетных производственных
видов деятельности малых предприятий.[2]
2. Зарубежный опыт Развитя
малого предпринимательства
2.1. Специфика малого бизнеса
в Германии
Малый бизнес
Германии один из самых активно
развивающихся секторов экономики.
Финансовая и технологическая
поддержка предприятий малого
бизнеса оказывается на всех
уровнях ветвей власти.
Программы содействия
развитию малого бизнеса в
Германии, как и в ряде развитых
стран, предусматривают приоритетную
поддержку, прежде всего, наукоемких
отраслей производства. Льготное
кредитование малого бизнеса
со стороны государственных органов
финансирования включает в себя
следующие направления:
• кредитование
малых и средних предприятий,
ориентированных на инновационную
деятельность;
• кредитование
проектов, направленных на сохранение
и улучшение благоприятной экологической
обстановки, связанных с охраной
окружающей среды;
• кредитование
малого бизнеса, участвующего
в развитии отсталых экономических
регионов Германии;
• кредитование
предприятий, занимающихся строительством
и решением жилищных проблем;
• проектное
финансирование предприятий, занятых
в определенных отраслях, наиболее
нуждающихся в коренной модернизации
производства.
Основными программами
развития малого и среднего
бизнеса в Германии являются
следующие:
• программа
«Концепция развития научно-технической
политики по отношению к предприятиям
малого и среднего бизнеса»;
• программа
«Стимулирование сбережений для
открытия своего дела».
Первая программа
обеспечивает финансирования малого
бизнеса Германии, вторая способствует
открытию своего собственного
бизнеса, так называемых «start-up»
проектов. Специальный государственный
орган – Кредитный совет по восстановлению,
подчиняющийся непосредственно федеральному
правительству – призван контролировать
реализацию вышеуказанных программ и
обеспечивать механизмы их выполнения.
В рамках
реализации федеральных программ
предоставляются кредиты для
бизнеса на льготных условиях.
Данные условия предусматривают
низкую процентную ставку (5-8%) и
длительные сроки кредитования (5-15
лет).
Отметим, что
малый бизнес в Германии имеет
свою специфику и историю развития.
В частности, еще в эпоху
зарождения капитализма, с появлением
первых крупных предпринимателей,
начали создаваться торгово-промышленные
палаты, которые явились первыми
объединениями и союзами по
сотрудничеству в сфере развития
производства и торговли. В современной
истории торгово-промышленные палаты
развились до уровня государственных
органов, и теперь каждый предприниматель
обязан войти в состав палаты.
Ни один правовой акт в Германии,
касающийся малого бизнеса, не
обходится без одобрения, согласования
и утверждения торгово-промышленными
палатами.
Ассоциация
Германских торгово-промышленных
палат объединяет собой все
палаты и представляет интересы
предпринимателей на федеральном
уровне. Основная задача этой
ассоциации сотрудничество тесная
работа с представителями торгово-промышленных
палат стран Европейского союза.
Вместе все ассоциации образуют
Объединение торгово-промышленных
палат Европейского сообщества.
В настоящий
момент торгово-промышленные палаты
Германии участвуют в формировании
бюджетов всех уровней, развитии
строительства и промышленности,
подготовке законопроектов, касающихся
регулирования деятельности малых
предприятий. Торгово-промышленные
палаты имеют большое влияние
на все стороны жизни общества,
участвуя в заседании местных
органов самоуправления, принимая
важнейшие социально-экономические
решения в области развития
страны. Это целая инфраструктура,
в которой участвуют и представители
СМИ, и консультационные службы.
Основная приоритетная задача
палат – оказание всяческой
поддержки и помощи малому
бизнесу Германии.
2.2. Китайские программы
развития малого бизнеса
Китайское правительство
уделяет большое значение развитию
малого бизнеса в стране, поскольку
именно этот сектор создает
новые рабочие места, активно
участвуя при этом в освоении
инновационных технологий. Малый
бизнес наиболее отвечает принятому
в 2006 году тезису – «переориентировать
ресурсоемкое производство в
сторону высокотехнологичных решений».
Несмотря на
это, малый бизнес Китая все
равно нуждается в дополнительной
поддержке государства, привлечении
инвестиций, расширении программ
кредитования малого бизнеса.
Осознавая это, китайские власти
пытаются всевозможными способами
стимулировать экономический рост
предприятий малого бизнеса, в
частности совершенствуют правовое
законодательство в области регулирования
деятельности малого бизнеса
и налогообложения малых предприятий.
Основным из таких законов
стал принятый в 2002 году «Закон
о стимулировании развития малых
и средних предприятий», который
предусматривает равные возможности
предприятиям малого бизнеса
относительно кредитования, инвестиций,
модернизации производства, внедрения
информационных и наукоемких
технологий.
Как и в
других странах, в Китае созданы
и активно усовершенствуются
государственные фонды содействия
развитию малого и среднего
бизнеса. Основная их роль и
задача – это обеспечение гарантийных
обязательств и залогового обеспечения
предприятиям малого бизнеса
для возможности получения банковских
кредитов для бизнеса. Для этого
Коммунистической партией Китая
было разработано и утверждено
специальное положение о создании
«Государственного фонда развития
малых и средних предприятий».
Данный фонд финансировался исключительно
из бюджета Китая и выступал
в роли катализатора развития
малых предприятий. Государственный
фонд призван защитить и отстоять
в борьбе с крупными компаниями
интересы предприятий малого
бизнеса во всех отраслях экономики,
обеспечивая им налоговые льготы,
финансирование, законную защиту
своих доходов.
Китайские программы
развития страны предусматривают
довольно внушительный экономический
рост и увеличение эффективности
деятельности народного хозяйства
именно за счет комплексного
развития, в том числе малого
и среднего бизнеса. В частности,
утверждены программы, рассчитанные
на полную модернизацию китайской
экономики вплоть до 2020-2050 годов.
Одной из таких программ является
принятая в 2003 году программа
социально-экономического развития
страны до 2020 года, предусматривающая
к 2050 году полную модернизацию
всей отраслей экономики.
После 2003 года
в КНР отмечен небывалый подъем
развития малого бизнеса, улучшение
рентабельности предприятий, увеличение
налоговых поступлений в центральный
бюджет. Этот скачок развития
был обеспечен, прежде всего,
увеличивающимся количеством малых
предприятий и индивидуальных
предпринимателей.
Государственный
комитет статистики КНР обнародовал
следующие данные: в 2005 году в
стране насчитывалось 3 млн. малых
предприятий и почти 30 млн.
индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, предприятия малого
бизнеса составили подавляющее
большинство от общего количества
предприятий в Китае. Становится
понятно, почему малый бизнес
считается в Китае ключевым
сектором экономики. Именно на
малый бизнес трудятся около
60% трудоспособного населения КНР.
Если дать
качественную характеристику малого
бизнеса Китая, то малый бизнес
является научным двигателем
страны, поскольку именно в этом
секторе производится больше
всего инновационной продукции,
изобретений и технических новинок.
Именно предприятия малого бизнеса
составляют экспортную основу
производимой в стране продукции,
поставляя свои товары на мировой
рынок.
Основным государственным
органами поддержки малых предприятий
в Китае выступает специализированное
агентство - Китайский центр по
координации и кооперации бизнеса.
Основная задача данного центра
– создание необходимой инфраструктуры
для технологического сотрудничества
между национальными и зарубежными
организациями в сфере поддержки
предпринимательства. По инициативе
центра реализуется консультационная
и информационная поддержка малого
бизнеса, организуются торговые
ярмарки, выставки в области
разработки инновационной продукции,
проводятся семинары, конференции
по исследованию проблем малого
бизнеса и реализации программ.
Еще один
важный орган поддержки и развития
малого бизнеса – это созданная
в 2001 году государственная информационная
служба CSMEO . Этот координационный
центр, в основном через свой
сайт в Интернете, оказывает
услуги по информационному обслуживанию
населения и организаций в вопросах
деятельности малых и средних предприятий.
Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города
КНР, своевременно информирует о состоянии
рынка труда, об изменениях действующего
законодательства, о последних научно-технических
достижениях и технологических новинках,
о состоянии и развитии предприятий малого
и среднего бизнеса. Помимо этого информационная
служба инициирует проведение ярмарок,
различных совещаний между предприятиями
и представителями власти, обеспечивает
консультативную поддержку предприятиям.
2.3. Малый бизнес в Египте
Начиная разговор
про малый бизнес в Египте,
нужно отметить, что основными
крупными предпринимателями в
этой арабской республике являются
эмигрантами. Среди них много
россиян, украинцев, европейцев.
Самые прибыльные компании по
переработке нефти и газа принадлежат
довольно узкому кругу лиц,
поэтому представители малого
бизнеса вынуждены искать свою
выгоду в сельском хозяйстве,
торговом, туристическом, гостиничном
бизнесе и т.д.
Однако сельское
хозяйство Египта в настоящее
время переживает далеко не
лучшие времена. Если раньше
более половины населения Египта
было занято в аграрном секторе,
то теперь сельским трудом
продолжают заниматься около
25% египтян. Цены на землю, удобрения,
накладные расходы растут с
каждым годом, в результате
его растет себестоимость, а,
следовательно, растут и цены
на финики, хлопок, бахчевые культуры.
Многие сельскохозяйственные угодья
в настоящее время либо заброшены,
либо выкуплены частными лицами
под строительство коттеджей,
отелей.