Методика маржинального анализа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
а) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
в) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Содержание

Введение……………………………………………………….….………………3
1. Понятие и значение маржинального анализа………………..……………5
2. Методика маржинального анализа прибыли………………………………6
3. Методика маржинального анализа рентабельности……………………...11
4. Предельный анализ и оптимизации прибыли……………………………14
5. Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия……………………………………...………………………………18
Заключение…………………………………………………….…………………23
Список литературы………………….…….……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Методика маржинального анализа.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, сравнительный  анализ познавательных свойств различных  методик факторного анализа прибыли  убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

3. Методика  маржинального анализа рентабельности

 

Наиболее полно,  чем  прибыль конечные  результаты  отражает  рентабельность.  Этот  показатель  соизмеряет  результаты  хозяйственной  деятельности  и  затраты,  или  полученную  выручку,  или  совокупный  капитал.

Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь "затраты  — объем — прибыль". По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

В действительности, как  мы уже убедились, и прибыль и  издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Используя данные таблицы  № 1, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия А), для чего используем следующую факторную модель:

                            Ri = 

                    

Rпл =

Rусл1=

Rусл2=

Rусл3=

Rф =

Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом ниже планового на 9,45%.

В том числе за счет изменения:

  • объема реализованной продукции:  ΔRvРП = 18,75 – 25,0 = -6,25%;
  • цены реализации:                               ΔRц  = 23,5 - 18,75 =  +4,75%;
  • удельных переменных затрат:          ΔRb = 15,29 - 23,5 = - 8,21%;
  • суммы постоянных затрат:               ΔRА = 15,55 – 15,29 = +0,26%

По формуле  объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа  рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

             R =

На основании данных таблицы  № 2 произведем расчет влиянии факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:

Rпл=

Rусл1=

 

Rусл2 =

 

Rусл3 =

 

Rусл4 =

 

Rф =

 

Изменение  уровня  рентабельности  за счет:

а)  объема  продаж         ΔRvРП  = Rусл1 – Rпл = 22,79 – 23,14 = - 0,35%,

б)  структуры  продаж   ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 25,5 – 22,79 = +1,71%,

в)  цен                             ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 28,8 – 24,5 = +4,3%,

г)  переменных  затрат  ΔRb =  Rусл4 – Rусл3 = 26,8 – 28,8 = - 2%,

д)  постоянных  затрат  ΔRА =  Rф – Rусл4 = 23,93 – 26,8 = - 2,87%,

                                                                                            Итого   +0,79%

На данном предприятии  план по физическому объему реализации продукции недовыполнен на 0,88%, что  привелок снижению рентабельности на 0,35%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:

 

                                 Rоб =

 

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов, и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

4. Предельный анализ  и оптимизация прибыли

 

Максимизация прибыли  является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение  максимальной прибыли возможно при  определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализацию продукции равны предельному доходу.

Предельный доход — это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту  прибыли, так как:

а) по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен  при росте объема выпуска продукции.

Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход.

Существует несколько  способов определения оптимального

объема производства:

бухгалтерско-аналитический;

графический;

статистический.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства, как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Согласно данным таблице  № 3, самый выгодный объем производства при 7 тыс. ед. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для предприятия.

Следовательно, до 7 тыс. ед. предприятию выгодно производить продукцию, но сверх этой величины производство неэффективно.

Этот же результат можно  получить и графическим методом (рис. 1). До 7 тыс. ед. кривая предельных издержек (МС) ниже кривой предельного дохода и поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает сумму прибыли. Максимальная прибыль — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. После этой точки кривая предельных издержек располагается выше кривой

предельного дохода, из чего следует, что каждая дополнительная единица продукции уменьшает прибыль и ее производство неэффективно для предприятия.

Таблица  3

Максимизация  прибыли на основе предельного подхода

Объем   продук-ции, тыс. шт.

  Цена ,

   руб.

Общий доход (выручка),

млн. руб.

Общие  издерж-ки,

млн. руб.

Прибыль,

млн. руб

Предель-ный  доход, млн. руб.

Предель-ные издерж-ки,

млн. руб.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

250

240

230

220

210

200

190

180

170

160

150

0

240

460

660

840

1000

1140

1260

1360

1440

1500

210

350

480

600

710

810

915

1030

1155

1300

1455

-210

-110

-20

+60

+130

+190

+225

+230

+205

+140

+45

----

240

220

200

180

160

140

120

100

80

60

 

140

130

120

110

100

105

115

125

140

155


 

 

 

Рис. 1  Предельные  издержки  и доход  на единицу  продукции

Сущность статистического метода заключается в том, что на основании массовых данных исследуется зависимость предельного дохода и предельных издержек от объема реализации продукции.

Данные таблицы № 3  позволяют сделать вывод, что  зависимость между предельным доходом и количеством реализованной продукции может быть описана уравнением прямой:

                                                 MR = а + Ьх,

где MR — предельный доход на единицу продукции; х — количество продукции в натуральном выражении.

Найдя неизвестные параметры а и Ь по методу наименьших квадратов, получим

                                                MR = 260 - 20х.

Зависимость предельных издержек от объема производства продукции можно  описать уравнением параболы:

                                                МС = а + Ьх + сх .

В нашем примере оно  будет иметь следующий вид:

                             МС = 163,16 -22,235х + 2,159х

Зависимость общей суммы  издержек от объема продаж получила следующее выражение:

                                       З  =  а  + bх = 229 + 115х

Сейчас приравняем предельный доход и предельные издержки и  найдем величину оптимального объема производства продукции, который обеспечит  максимальную сумму прибыли:

                           260 -20х = 163,16 -22,235х +2,159 х ,

                    2,159 х -2,235х = 96,84 =0, Рх  = 250х - 10 х ;

         V = тыс. руб.

Приведенные расчеты показывают, что оптимальный объем производства составляет 7230 ед. При таком объеме выручка составит:

В = Р х х = 180 х 7,23 = 1300 млн руб.

Издержки производства:   229 + 115 х 7,23 = 1060 млн руб.

Прибыль:  П = В- 3 = 1300 - 1060 = 240 млн руб.

Следовательно, данному предприятию  можно придерживаться стратегии  наращивания объема производства до 7200 ед. при условии, что себестоимость  его продукции существенно не повысится в ближайшей перспективе.

 

      1. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения  их уровня можно использовать аналитический  и графический способы.

Пример.

Производственная  мощность предприятия — 1 000 шт.

Цена изделия (р) — 20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В) — 20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты ( А ) — 4 000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции   (b) — 12 тыс.руб.

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) — 12 000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П) — 4 000 тыс. руб.

Маржинальный доход (МД = В - З пер) — 8 000 тыс. руб.

Доля маржинального дохода в выручке — 0,4                                                              

Ставка маржинального дохода — 8 тыс. руб.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис.2).

По горизонтали показывается объем реализации продукции в  процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

 

 

 

Рис 2. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции  предприятие получит прибыль, а  при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты  будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая  точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн руб. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Информация о работе Методика маржинального анализа прибыли