Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:48, контрольная работа
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
а) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
в) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Введение……………………………………………………….….………………3
1. Понятие и значение маржинального анализа………………..……………5
2. Методика маржинального анализа прибыли………………………………6
3. Методика маржинального анализа рентабельности……………………...11
4. Предельный анализ и оптимизации прибыли……………………………14
5. Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия……………………………………...………………………………18
Заключение…………………………………………………….…………………23
Список литературы………………….…….……………………………………
Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
3. Методика
маржинального анализа
Наиболее полно, чем прибыль конечные результаты отражает рентабельность. Этот показатель соизмеряет результаты хозяйственной деятельности и затраты, или полученную выручку, или совокупный капитал.
Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь "затраты — объем — прибыль". По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.
В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Используя данные таблицы № 1, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия А), для чего используем следующую факторную модель:
Ri =
Rпл =
Rусл1=
Rусл2=
Rусл3=
Rф =
Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом ниже планового на 9,45%.
В том числе за счет изменения:
По формуле объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
R =
На основании данных таблицы № 2 произведем расчет влиянии факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:
Rпл=
Rусл1=
Rусл2 =
Rусл3 =
Rусл4 =
Rф =
Изменение уровня рентабельности за счет:
а) объема продаж ΔRvРП = Rусл1 – Rпл = 22,79 – 23,14 = - 0,35%,
б) структуры продаж ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 25,5 – 22,79 = +1,71%,
в) цен ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 28,8 – 24,5 = +4,3%,
г) переменных затрат ΔRb = Rусл4 – Rусл3 = 26,8 – 28,8 = - 2%,
д) постоянных затрат ΔRА = Rф – Rусл4 = 23,93 – 26,8 = - 2,87%,
На данном предприятии план по физическому объему реализации продукции недовыполнен на 0,88%, что привелок снижению рентабельности на 0,35%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
Преимущество рассмотренной
методики анализа показателей
4. Предельный анализ и оптимизация прибыли
Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализацию продукции равны предельному доходу.
Предельный доход — это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.
При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:
а) по-разному выглядит динамика издержек;
б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.
Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход.
Существует несколько способов определения оптимального
объема производства:
бухгалтерско-аналитический;
графический;
статистический.
Сущность бухгалтерско-
Согласно данным таблице № 3, самый выгодный объем производства при 7 тыс. ед. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для предприятия.
Следовательно, до 7 тыс. ед. предприятию выгодно производить продукцию, но сверх этой величины производство неэффективно.
Этот же результат можно получить и графическим методом (рис. 1). До 7 тыс. ед. кривая предельных издержек (МС) ниже кривой предельного дохода и поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает сумму прибыли. Максимальная прибыль — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. После этой точки кривая предельных издержек располагается выше кривой
предельного дохода, из чего следует, что каждая дополнительная единица продукции уменьшает прибыль и ее производство неэффективно для предприятия.
Таблица 3
Максимизация прибыли на основе предельного подхода
Объем продук-ции, тыс. шт. |
Цена , руб. |
Общий доход (выручка), млн. руб. |
Общие издерж-ки, млн. руб. |
Прибыль, млн. руб |
Предель-ный доход, млн. руб. |
Предель-ные издерж-ки, млн. руб. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
250 240 230 220 210 200 190 180 170 160 150 |
0 240 460 660 840 1000 1140 1260 1360 1440 1500 |
210 350 480 600 710 810 915 1030 1155 1300 1455 |
-210 -110 -20 +60 +130 +190 +225 +230 +205 +140 +45 |
---- 240 220 200 180 160 140 120 100 80 60 |
140 130 120 110 100 105 115 125 140 155 |
Рис. 1 Предельные издержки и доход на единицу продукции
Сущность статистического метода заключается в том, что на основании массовых данных исследуется зависимость предельного дохода и предельных издержек от объема реализации продукции.
Данные таблицы № 3 позволяют сделать вывод, что зависимость между предельным доходом и количеством реализованной продукции может быть описана уравнением прямой:
где MR — предельный доход на единицу продукции; х — количество продукции в натуральном выражении.
Найдя неизвестные параметры а и Ь по методу наименьших квадратов, получим
Зависимость предельных издержек от объема производства продукции можно описать уравнением параболы:
В нашем примере оно будет иметь следующий вид:
МС = 163,16 -22,235х + 2,159х
Зависимость общей суммы издержек от объема продаж получила следующее выражение:
Сейчас приравняем предельный доход и предельные издержки и найдем величину оптимального объема производства продукции, который обеспечит максимальную сумму прибыли:
260 -20х = 163,16 -22,235х +2,159 х ,
2,159 х -2,235х = 96,84 =0, Рх = 250х - 10 х ;
V = тыс. руб.
Приведенные расчеты показывают,
что оптимальный объем
В = Р х х = 180 х 7,23 = 1300 млн руб.
Издержки производства: 229 + 115 х 7,23 = 1060 млн руб.
Прибыль: П = В- 3 = 1300 - 1060 = 240 млн руб.
Следовательно, данному предприятию
можно придерживаться стратегии
наращивания объема производства до
7200 ед. при условии, что себестоимость
его продукции существенно не
повысится в ближайшей
Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим
количеством реализованной
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Пример.
Производственная мощность предприятия — 1 000 шт.
Цена изделия (р) — 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В) — 20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты ( А ) — 4 000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (b) — 12 тыс.руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) — 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) — 4 000 тыс. руб.
Маржинальный доход (МД = В - З пер) — 8 000 тыс. руб.
Доля маржинального дохода
в выручке — 0,4
Ставка маржинального дохода — 8 тыс. руб.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис.2).
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Рис 2. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн руб. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.