Методы сравнительного подхода при оценке бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:23, реферат

Описание

Перечень объектов недвижимости приведен в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса) . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Сравнительный подход к оценке бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.1. Особенности сравнительного подхода к оценке бизнеса . . . . . . . . . . . 10
3.2.Методы рынка капитала и сделок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.2.1. Сходство и различие методов рынка капитала и сделок . . . . . . . . . . 12
3.2.2. Подбор предприятий-аналогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.2.3. Применение оценочных мультипликаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3. Метод отраслевых соотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
4. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Экономика недвижимости.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

      На  заключительном этапе выполняется  составление и передача заказчику  отчета об оценке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сравнительный подход к оценке бизнеса 

      Сравнительный подход основан на сравнении объекта оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Различия между сравниваемыми объектами сглаживаются в процессе проведения соответствующей корректировки данных.

      Условия применения сравнительного подхода:

  • Объект не должен быть уникальным;
  • Аналог похож на объект оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам;
  • Цена аналога объекта оценки известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях;
  • Дата сделки с аналогом должна быть близка по времени к дате оценки (для уменьшения влияния рыночных изменений на результат оценки);
  • Информация должна быть исчерпывающей;
  • Факторы, влияющие на стоимость объектов, должны быть сопоставимы.
 
 

          При реализации сравнительного подхода изучают соответствующий сегмент рынка и выбирают конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных для последующего сравнения. В основу проведения поправок положен принцип вклада. 
     
     
     
     
     

3.1. Особенности сравнительного подхода к оценке бизнеса. 

      Преимущества  сравнительного подхода:

  • Если есть достаточная информация об аналогах, получаются точные результаты;
  • Подход отражает рынок, учитывая реальное соотношение спроса и предложения на подобные объекты, так как основан на сравнении оцениваемого предприятия с аналогами, уже купленными недавно или акции которых свободно обращаются на финансовых рынках;
  • В центре предприятия отражаются результаты его производственно-хозяйственной деятельности.
 

      Недостатки  сравнительного подхода:

  • Базируется только на ретроспективной информации, практически не учитывает перспективы развития предприятия;
  • Сложно, а иногда невозможно собрать финансовую информацию об аналогах (из-за недостаточного развития фондового рынка многие акционерные общества не дают свои котировки на фондовый рынок, а закрытые акционерные общества, которых очень много, не раскрывают финансовую информацию);
  • Требуется вносить существенные корректировки из-за сильных различий предприятий между собой (различаются оборудование, ассортимент, стратегии развития, качество управления и т. д.).
 

Сравнительный подход реализуется посредством  трех методов:

      1. Метод рынка капитала основан на реальных ценах акций открытых предприятий, сложившихся на фондовом рынке. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерного общества. Используется для оценки неконтрольного пакета акций.

      2. Метод сделок – для сравнения берутся данные по продажам контрольных пакетов акций, либо о продажах предприятий целиком, например, при поглощениях или слияниях. Метод применяется при покупке контрольного пакета акций открытого предприятия, а также для оценки закрытых компаний, которые работают на том же сегменте рынка, что и открытые, и имеют аналогичные финансовые показатели. Включает анализ мультипликаторов.

      3. Метод отраслевых коэффициентов – предполагает использование соотношений или показателей, основанных на данных о продажах компаний по отраслям и отражающих их конкретную специфику. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными исследовательскими  институтами на основе длительных статистических наблюдений за ценой продажи предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.

      Метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения  в отечественной практике, так как рынок купли-продажи готового бизнеса в России только развивается, информация о реальных ценах сделок часто недоступна, к тому же для получения более точных результатов требуется длительный период наблюдения.

      Предприятия могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому для их сравнения необходимы корректировки:

  • Если различаются виды деятельности предприятий и некоторые из видов деятельности не привлекательны для покупателя, к цене применяется портфельная скидка;
  • Если предприятие владеет непроизводственными основными фондами, их надо оценивать отдельно от основных фондов производственного назначения с учетом налога на имущество и т. п.;
  • Если в результате финансового анализа выявлена недостаточность собственных оборотных средств или необходимость в затратах капитального характера, эти суммы вычитают из первоначально полученной стоимости предприятия;
  • Отсутствие ликвидности, свойственное компаниям закрытого типа, требует соответствующей скидки.
 
---

3.2.Методы рынка капитала и сделок. 

      В России для оценки предприятий обычно используют два метода сравнительного подхода: рынка капитала и сделок. Метод рынка капитала основан  на сравнении цен на единичную  акцию акционерного общества. Метод  сделок основан на прямом сравнении  оцениваемого предприятия с аналогичными, в отношении которых известна цена контрольного пакета или предприятия целиком. 

3.2.1. Сходство и различие методов рынка капитала и сделок 

      Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка  капитала и сделок совпадают:

      1) изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

      2) финансовый анализ и повышение  уровня сопоставимости информации;

      3) расчет оценочных мультипликаторов;

      4) применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

      5) выбор величины стоимости оцениваемого  предприятия;

      6) внесение итоговых поправок на  степень контроля.

Наряду  с совпадением этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют  различия.

Различия Особенности
Метод рынка капитала Метод сделок
Типы  исходной ценовой информации Цены на единичные  акции предприятий-аналогов Цены продаж контрольных пакетов и предприятий  целиком, информация о слияниях и  поглощениях предприятий.
Время анализируемых сделок Данные о  текущих ценах акций Информация о ранее совершен-ных сделках
Учет  элементов контроля Цена одной  акции не учитывает никаких элементов  контроля Цена контрольного пакета акций или предприятия  в целом включает премию за элементы контроля
Результат оценки Стоимость одной  акции или неконтрольного пакета Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом

 

          При внесении дополнительных корректировок  каждый их этих методов позволяет  оценить и контрольный, и  неконтрольный  пакет акций предприятия.

          Если  нужно оценить контрольный пакет предприятия, а есть информация по аналогам только о фактически проданных неконтрольных пакетах, проводится соответствующая корректировка и предварительная стоимость увеличивается  на величину премии за контроль.

          Если  нужно оценить неконтрольный  пакет акций, то из результата, полученного методом сделок, вычитается величина скидки на неконтрольный характер.

          Наиболее  распространенным методом расчета  премий за контроль является сравнение  цены, по которой акции предприятия-аналога продавались на свободном рынке за некоторое время (обычно за два месяца) до совершения сделки слияния или поглощения. Разница в цене, выраженная в процентах к цене неконтрольного пакета акций, представляет величину премии  за контроль и является базой для определения обоснованной премии за контроль, которую оценщик может скорректировать исходя из имеющейся информации по оцениваемому предприятию. 

3.2.2. Подбор предприятий-аналогов 

      Важную  роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги -  те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, имеют сравнимую номенклатуру продукции, подвержены влиянию идентичных экономических факторов, а так же близки по размеру. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, важнейшие из которых:

  • Идентичность отрасли и продукции;
  • Сопоставимость по размерам, сети потребителей, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, стратегии развития;
  • Сопоставимость финансовых характеристик;
  • Географическая близость.
 

    3.2.3. Применение оценочных мультипликаторов 

          Для уточнения получаемых результатов  при оценке бизнеса на основе сравнения  с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

          Мультипликатор – соотношение между ценой и финансовыми показателями.

          Для оценки рассчитывают несколько мультипликаторов по формуле:

                            М =

    где М – оценочный мультипликатор;

           Ц – цена продажи предприятия  – аналога;

         ФБ  - фиксированный показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

          Применение  оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия  имеют достаточно близкое соотношения  между ценой и важнейшими финансовыми  показателями. Преобразуя формулу, получаем:

                            Ц = М * ФБ.

          Таким образом, цена предприятия может  быть определена умножением финансового  показателя на соответствующий мультипликатор.

          Финансовая  база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

          Для расчета мультипликатора необходимо:

    • Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога – это даст значение числителя в формуле;
    • Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

    Цена  акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

          В качестве  финансовой базы должен выступать  показатель финансовых результатов  либо за последний финансовый год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

          В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мультипликаторов:

    1. Цена/прибыль, цена/денежный поток;
    2. Цена/дивиденды;
    3. Цена/выручка от реализации;
    4. Цена/стоимость активов.

          В зависимости от конкретной ситуации суждение о стоимости предприятия  может основываться на любом из мультипликаторов, или любом их сочетании. Для этого  для каждого предприятия-аналога  рассчитывается несколько мультипликаторов, анализируются риски и финансовые показатели, после чего выбирается мультипликатор, который максимально соответствует имеющейся финансовой информации об оцениваемом предприятии.  

Информация о работе Методы сравнительного подхода при оценке бизнеса