Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:23, реферат
Перечень объектов недвижимости приведен в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса) . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Сравнительный подход к оценке бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3.1. Особенности сравнительного подхода к оценке бизнеса . . . . . . . . . . . 10
3.2.Методы рынка капитала и сделок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.2.1. Сходство и различие методов рынка капитала и сделок . . . . . . . . . . 12
3.2.2. Подбор предприятий-аналогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.2.3. Применение оценочных мультипликаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3. Метод отраслевых соотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
4. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мультипликатор цена/прибыль или цена /денежный поток используется при соблюдении следующих правил:
Мультипликатор
цена/дивиденды может рассчитываться
на базе фактически выплаченных дивидендов
или на основе потенциальных дивидендных
выплат. Потенциальные дивидендные выплаты
представляют собой типичный для таких
выплат процент от чистой прибыли по предприятиям-аналогам.
Данный мультипликатор используется редко
из-за возможности варьирования в порядке
выплаты дивидендов у компаний. Использовать
этот мультипликатор целесообразно, если
дивиденды на предприятии (его аналогах)
выплачиваются стабильно.
Мультипликатор цена/выручка от реализации (цена/физический объем производства) обычно используется в комплексе с другими мультипликаторами, однако наиболее целесообразно его применять при оценке в сфере услуг и при анализе предприятий, имеющих различные налоговые условия. Этот мультипликатор является модифицированным вариантом капитализации прибыли, так как предполагается, что в аналогичном бизнесе уровень рентабельности продукции практически одинаков. Оценщик должен проанализировать стабильность объемов выручки от реализации в будущем, последствия возможной смены ключевой фигуры в бизнесе, выявить различия в структуре капитала сравниваемых компаний. Мультипликатор цена/физический объем целесообразно использовать для оценки бизнеса с узкой номенклатурой производства и услуг.
Мультипликатор цена/выручка от реализации может быть рассчитан как отношение доли прибыли в выручке от реализации к коэффициенту капитализации прибыли.
Пример: прибыль компании составляет 30% от ее продаж, а требуемый доход на инвестиции в данной отрасли составляет 35%. В этом случае покупатели будут готовы заплатить за фирму 0,30/0,35 или 85,7% готовой выручки от реализации продукции и услуг. Если за год фирма реализует продукцию на 100млн. руб., то цена компании составит
100 * 0,857 = 85,7 млн. руб.
Мультипликатор цена/стоимость активов целесообразно применять при оценке холдинговых компаний, либо в тех случаях, когда необходимо за короткий срок продать значительную часть активов. Расчет мультипликатора цена/стоимость активов осуществляется в два этапа:
Для повышения объективности оценки аналитик может использовать, например, метод избыточной прибыли или метод бездолговой оценки. Метод избыточной прибыли – корректировка цены компании на сумму капитализированной прибыли, которая обеспечивается наличием у фирмы гудвилла и других нематериальных активов. Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли ее доходы, превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Метод бездолговой оценки используется при наличии существенных различий в структуре капитала оцениваемого бизнеса и сопоставимых предприятий, например, если предприятие – аналог привлекает заемные средства на долгосрочной основе, а оцениваемая компания использует только собственный капитал.
Метод бездолговой оценки основан на условном допущении, что предприятие – аналог, как и оцениваемое, не использует долгосрочных займов. Исходя из этого предположения, производятся следующие расчеты:
Пример: Выявлено три предприятия той же отраслевой принадлежности, что и объект оценки, по акциям которых недавно были совершены сделки. После анализа их финансовых результатов рассчитаны оценочные мультипликаторы.
Расчет оценочных мультипликаторов
предприятий – аналогов
Наименование оценочного мультипликатора | Предпри-ятие 1 | Предпри-ятие 2 | Предпри-ятие 3 | Среднее значение |
Цена/чистая прибыль | 6,5470 | 5,3020 | 8,2640 | 6,7044 |
Цена/стоимость активов | 3,2150 | 5,2370 | 4,2850 | 4,2455 |
Цена/выручка от реализации | 1,6860 | 3,5840 | 2,4930 | 2,5877 |
Показатели бухгалтерской отчетности и результаты оценки стоимости предприятия – объекта оценки на основе оценочных мультипликаторов приведены в следующей таблице.
Расчет стоимости предприятия
на основе оценочных мультипликаторов
Наименование
показателя
для объекта оценки |
Величина показателя
тыс. руб. |
Значение мультипликатора | Ориентировочная
стоимость предприятия
тыс. руб. |
Вес, % |
Чистая прибыль | 194 | 6,7044 | 1300,65 | 30 |
Стоимость активов | 499 | 4,2455 | 2118,5 | 50 |
Выручка от реализации | 620 | 2,5877 | 1604,37 | 20 |
Итоговая стоимость предприятия | 1 770 тыс. руб. |
Таким
образом, стоимость собственного капитала
оцениваемого предприятия по результатам
применения сравнительного подхода составит
1770 тыс. руб. Однако узкоотраслевая направленность
деятельности предприятия не позволяет
провести его корректную сопоставимую
оценку на основе оценочных мультипликаторов.
Основная причина в том, что относительные
показатели подобных российских предприятий
значительно отличаются друг от друга,
поэтому для определения стоимости предприятия
должны применяться и другие подходы к
оценке.
Заключительный
этап оценки бизнеса
сравнительным подходом – сведение
воедино полученных результатов. Использование
различных мультипликаторов (после всех
необходимых корректировок) дает оценщику
различные варианты стоимости предприятия.
Выбор окончательного результата основан
на придании процентного веса каждому
подходу. Обычно, если активы предприятия
незначительны по сравнению с получаемой
прибылью, следует полагаться на мультипликатор
цена/прибыль (денежный поток); если же
прибыль практически отсутствует, то целесообразно
основываться на мультипликаторе цена/стоимость
активов.
3.3.
Метод отраслевых
соотношений
Метод
отраслевых соотношений (метод отраслевых
коэффициентов, формульный метод) заключается
в определении ориентировочной
стоимости предприятия с
Рынок купли – продажи готового бизнеса в России только развивается, поэтому метод отраслевых коэффициентов еще не получил достаточного распространения в отечественной практике. На Западе рынок бизнеса развит давно и в результате обобщения были разработаны достаточно простые соотношения для определения стоимости оцениваемого предприятия.
Метод целесообразно использовать только в случаях, когда подобные предприятия часто продаются, а оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов данного вида. Причем отраслевые соотношения могут быть разработаны оценщиком самостоятельно на основе анализа отраслевых данных. Наиболее типичные соотношения, используемые при определении ориентировочной стоимости бизнеса в рыночных странах, приведены в таблице ниже.
Отраслевые соотношения для определения
стоимости бизнеса
Вид бизнеса | Соотношения между ценой и финансовыми показателями, позволяющие оценить бизнес |
Страховые компании | Цена в интервале 120 – 150% от годовых комиссионных |
Бензозаправочные станции | Цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2 – 2,0 месячной выручки |
Предприятия розничной торговли | Цена составляет 0,75 – 1,5 величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие |
Бары и кафе | Цена ≈ Объем продаж за полгода + стоимость лицензии |
Пиццерии, кофейни | Цена ≈ Месячная прибыль * 4 + стоимость запасов |
Рекламные агентства | Цена ≈ 75% годовой выручки |
Хлебопекарни | Цена ≈ 15% годового объема продаж + стоимость оборудования + стоимость запасов |
Продажа новых автомобилей | Цена ≈ 50% годовой выручки + товарные запасы и оборудование |
Аптеки | Цена ≈ 75% годовой прибыли + стоимость оборудования + стоимость товарных запасов |
Автомастерские | Цена ≈ месячная прибыль * 2 + рыночная стоимость оборудования |
Информация о работе Методы сравнительного подхода при оценке бизнеса