Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных миграционных потоков в современном мире.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы международной миграции рабочей силы;
определить виды международной миграции;
установить экономические мотивы миграции;
провести анализ современных миграционных потоков;
определить основные центры миграции;
обозначить проблемы миграции рабочей силы и отметить возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Понятие и сущность миграции, причины ее возникновения. 5
1.2. Основные виды международной миграции. 7
1.3. Экономические мотивы миграции. 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ 12
2.1. Оценка современного состояния миграционных потоков. 12
2.2. Основные центры международной миграции. 17
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИРАЦИИ КАДРОВ. 20
3.1. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы. 20
3.2. Проблема «утечки умов». 24
3.3. Иммиграция и бюджет. 28
3.4. Прогноз развития международной миграции рабочей силы на ближайшие годы. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
С расширением ЕС усилился миграционный поток внутри сообщества с востока на запад. Основными принимающими странами стали Великобритания, Ирландия и Швеция. Так, Германия, являясь принимающей страной для многих людей с высшим образованием из Восточной Европы и новых независимых республик бывшего СССР, возглавляет группу промышленно-развитых стран с огромной «утечкой умов». В настоящее время, впервые с 50-х годов, она превышает их приток. В 2006 г. наибольшее число немцев уехало в Швейцарию, США и Австрию.
В наибольшей степени от «утечки умов» до последнего времени страдал Китай. По оценкам Академии социальных наук, в Пекине, начиная с 80-х годов около 2/3 китайской молодежи, которая училась за границей, предпочитают не возвращаться на родину. Это один из наивысших показателей в мире. С 2002 г. более 100 тыс. студентов ежегодно уезжают на учебу за границу, из них возвращаются от 20 до 30 тыс. человек. Около 35 млн. человек китайского происхождения в настоящее время проживают более чем в 150 странах мира.18
Современные исследования показывают, что межстрановое перемещение людей обусловлено суммарным воздействием многообразных факторов социально-экономического, демографического и политического свойства.19 Естественно, базовой движущей силой миграции является социально-экономическая мотивация, носящая многоплановый характер. Дифференциация стран по экономическому развитию приводит к разрыву не только в уровнях доходов, но и в качестве жизни. А именно качество жизни ныне служит одним из ключевых факторов, привлекающих мигрантов.
Помимо
экономических стимулов в заграничных
передвижениях ученых особую роль играют
неэкономические факторы, в частности,
высокий уровень научных
Конечно,
приоритетом современной
3.3. Иммиграция и бюджет.
Влияние иммиграции на бюджет оценивается
как относительно небольшое и
тоже носит неоднозначный и
Согласно исследованиям, проведенным на материалах США и Канады, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах. В Германии позитивное воздействие на государственную казну оказывал даже прием беженцев и переселенцев. К примеру, в 2006 году издержки государства на прием и обустройство этих мигрантов (на социальную помощь, жилищное строительство и создание рабочих мест), равные 36 млрд. марок, были существенно перекрыты его доходами от их налоговых отчислений и взносов в систему социального страхования, общая величина которых составила 50 млрд. марок. Эта сумма была получена благодаря расширению занятости вынужденных мигрантов и росту производства.
Дж. Симон и А. Акбари, исключив при расчетах государственные расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование, которые обусловлены возрастными параметрами населения, показали, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных трансфертах. При одинаковых демографических характеристиках среднедушевой объем выплат коренным и пришлым жителям примерно эквивалентен. Даже трансферты многодетным семьям с одним родителем, наибольшие по размеру среди социальных пособий, получаемые коренными жительницами и иммигрантками, статистически мало различаются.
Если вновь прибывшие
Поскольку высококвалифицированные
мигранты быстрее, чем малоквалифицированные,
находят занятость в качестве
наемных специалистов или самостоятельных
работников и вносят в казну больше,
чем получают из нее, на состояние
бюджета благотворно действует
повышение доли высокообразованных
и, соответственно, снижение доли малообразованных
мигрантов в их общей массе. Возьмем
пример Канады. Если принять уровень
пособия средней семье коренных
жителей в 2000 году за 100, то пособие
домохозяйствам коренных канадцев, главы
которых имели университетское
образование, равнялось 55, а пособие
подобному иммигрантскому домохозяйству,
глава которого пробыл в стране 5-9
лет, - 87. Однако этот показатель для
данного типа семей падал с
возрастанием иммигрантского стажа
их глав. При пребывании последних
в стране более 24 лет он опускался
до 44. Аналогичную зависимость
Хотя иммиграция приносит немалые доходы принимающей стране, с ее помощью невозможно, как следует из исследований К. Стореслеттен, решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения; мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны. Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент21.
В местах сосредоточения пришлого населения
государственная сфера
Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые повышенной нагрузкой на бюджет вновь прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и территориально сконцентрированных общин мигрантов.
3.4. Прогноз развития
международной миграции
Для большинства современных
Повышенное внимание к миграционной проблематике обозначилось во второй половине прошлого столетия, особенно в том, что касалось анализа миграционной политики и законодательства, а также вопросов адаптации переселенцев к новым условиям жизни.
Особенностью начавшегося
Интеграционные
процессы, происходящие в Европейском
сообществе, ведут к ускоренному
экономическому росту и созданию
новых рабочих мест. Эти изменения
оказывают существенное влияние
на миграцию трудовых сил в мире,
но, по данным некоторых специалистов,
страны ЕС будут неохотно вербовать
работников из стран – нечленов
Европейского сообщества. В опубликованных
прогнозах предполагается снижение сальдо
миграции для ЕС. Если с 1989 по 2009 гг. сальдо
ежегодно превышало 1 млн. человек, то в
последующие годы, составит, по разным
оценкам, от 400 до 800 тыс. человек. Европейские
эксперты прогнозируют существенные качественные
изменения, которые будут происходить
в ближайшее время в трудовых миграционных
потоках. Речь идет о том, что работники
самой высокой квалификации станут наиболее
мобильной частью рабочей силы и их процент
будет увеличиваться в общем миграционном
потоке, состоящем из низко- и полуквалифицированных
работников.
В первой четверти XXI в. на международном
рынке труда, в силу обострения конкуренции,
внедрения в производство современного
оборудования, наукоемких технологий,
международных требований к качеству,
будет иметь место безработица, а вместе
с тем – и существенный рост дефицита
квалифицированных работников, особенно
в промышленности, сельском хозяйстве,
секторе услуг и др., что потребует значительных
усилий для обеспечения необходимого
качественного уровня работников, повышения
квалификации и переподготовки рабочих
и специалистов, внедрения эффективных
систем управления, организации и мотивации
труда.
На данный
момент в мире насчитывается порядка
160 млн. официально зарегистрированных
безработных. Такие данные приводятся
в докладе генерального директора Международной
организации труда (МОТ) Хуана Сомавиа22. Однако, если
учитывать скрытую безработицу, число
безработных возрастет по меньшей мере
до 1 миллиарда. А прогнозируемые темпы
экономического роста в этот период не
приведут к адекватному увеличению численности
работающих людей, поскольку вводимые
рабочие места будут частично замещаться
работниками, вынужденно занятыми в настоящее
время неполным рабочим временем.
Если говорить
о развитых странах, то, по прогнозам специалистов,
положение на рынке труда заметно ухудшится
в Германии23 – к такому
выводу пришли эксперты шести ведущих
немецких научно-исследовательских экономических
институтов. Они отмечают, что рост народного
хозяйства Германии составил в прошлом
году лишь 0,7%, а ожидавшееся в будущем
году улучшение ситуации будет минимальным.
Причину замедления экономического роста
Европы в начале нашего столетия году
нашли эксперты МОТ. Они считают, что это
недостаток специалистов-компьютерщиков.
Как отмечает МОТ, это может увеличить
разрыв между богатыми в технологическом
плане странами и бедными регионами Европы,
и специалистов-компьютерщиков из Центральной
и Восточной Европы будут переманивать
в страны Западной Европы. Однако на власти
западных стран будет оказываться большое
давление с тем, чтобы они сняли визовые
ограничения для привлечения в эти страны
работников.
Некоторые исследования, наоборот, рисуют
куда более радужную картину, – благодаря
Интернету могут появиться 10 млн. новых
рабочих мест в США и Европе. Положительный
момент – который заметен уже сейчас –
в другом: исследователи отмечают, что
Европа постепенно будет сокращать нехватку
рабочих мест, во многом благодаря развитию
научных и компьютерных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для формирования жизнеспособной реинтеграционной политики на пространстве СНГ необходимо признать ряд сложившихся закономерностей, под влиянием и с учетом которых будут развиваться отношения России с этими странами в длительной перспективе.
Во-первых, Россия и ее значительный, хотя и не в полной мере реализуемый потенциал содействия экономическому развитию стран-партнеров (через торговлю и инвестиции, через предоставление на взаимовыгодных условиях энергоресурсов, транспортных путей, технических компетенций, телекоммуникационного пространства, через возможности трудовой миграции, образования, социально-культурного обмена, русского языка как языка межнационального общения и др.) будет оставаться главным «локомотивом» и ключевым звеном экономической интеграции на постсоветском пространстве. Неготовность России в достаточной мере предоставить эти возможности своим партнерам чревата свертыванием интеграционных проектов (не исключая Таможенный союз).
Во-вторых,
расстановка внешних сил, участвующих
в определении будущей
Оба этих центра силы будут определять свои дальнейшие действия с учетом политических сигналов, которые они получат (или не получат) из Москвы, но в любом случае их проникновение в экономику и степень влияния на формирование экономической политики стран СНГ будут возрастать. Поэтому принципиально важна ориентация на то, чтобы основные экономические интересы стран СНГ не оказались за пределами этого объединения.
В-третьих, Россия не располагает достаточными ресурсами и пока не достигла уровня экономической привлекательности, необходимого для того, чтобы «замкнуть на себя» основные внешнеэкономические (не говоря о внешнеполитических) интересы стран СНГ. Следовательно, «интеграционный проект» СНГ может развиваться при условии, что в нем будет устраивающим участников образом определено место внешних партнеров.
В-четвертых, с учетом геостратегического приоритета постсоветского пространства для России, потеря здесь опережающего влияния будет означать снижение международного веса страны вплоть до уровня региональной державы. С точки зрения национальных интересов такую перспективу следует оценивать как неприемлемую.
Исходя из полученных уроков, современных реалий и сложившихся закономерностей, приоритет геоинтеграционного подхода к выстраиванию отношений с СНГ требует существенной корректировки концептуальных основ сотрудничества и постановки новых задач для России на постсоветском пространстве.