Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ основных миграционных потоков в современном мире.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы международной миграции рабочей силы;
определить виды международной миграции;
установить экономические мотивы миграции;
провести анализ современных миграционных потоков;
определить основные центры миграции;
обозначить проблемы миграции рабочей силы и отметить возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Понятие и сущность миграции, причины ее возникновения. 5
1.2. Основные виды международной миграции. 7
1.3. Экономические мотивы миграции. 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ 12
2.1. Оценка современного состояния миграционных потоков. 12
2.2. Основные центры международной миграции. 17
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИРАЦИИ КАДРОВ. 20
3.1. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы. 20
3.2. Проблема «утечки умов». 24
3.3. Иммиграция и бюджет. 28
3.4. Прогноз развития международной миграции рабочей силы на ближайшие годы. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа состоит из  1 файл

МЭ Миграция рабочей силы.docx

— 254.35 Кб (Скачать документ)

С расширением  ЕС усилился миграционный поток внутри сообщества с востока на запад. Основными  принимающими странами стали Великобритания, Ирландия и Швеция. Так, Германия, являясь  принимающей страной для многих людей с высшим образованием из Восточной  Европы и новых независимых республик  бывшего СССР, возглавляет группу промышленно-развитых стран с огромной «утечкой умов». В настоящее время, впервые с 50-х годов, она превышает  их приток. В 2006 г. наибольшее число немцев уехало в Швейцарию, США и Австрию.

В наибольшей степени от «утечки умов» до последнего времени страдал Китай. По оценкам  Академии социальных наук, в Пекине, начиная с 80-х годов около 2/3 китайской  молодежи, которая училась за границей, предпочитают не возвращаться на родину. Это один из наивысших показателей  в мире. С 2002 г. более 100 тыс. студентов ежегодно уезжают на учебу за границу, из них возвращаются от 20 до 30 тыс. человек. Около 35 млн. человек китайского происхождения в настоящее время проживают более чем в 150 странах мира.18

Современные исследования показывают, что межстрановое перемещение людей обусловлено суммарным воздействием многообразных факторов социально-экономического, демографического и политического свойства.19 Естественно, базовой движущей силой миграции является социально-экономическая мотивация, носящая многоплановый характер. Дифференциация стран по экономическому развитию приводит к разрыву не только в уровнях доходов, но и в качестве жизни. А именно качество жизни ныне служит одним из ключевых факторов, привлекающих мигрантов.

Помимо  экономических стимулов в заграничных  передвижениях ученых особую роль играют неэкономические факторы, в частности, высокий уровень научных исследований в стране-реципиенте, востребованность знаний, престиж, широкие возможности  участия в международных конференциях и обменах. Нередко решающим оказывается  такой фактор, как качество обучения детей.

Конечно, приоритетом современной государственной  иммиграционной политики является привлечение  высококвалифицированных специалистов, которых не хватает для эффективного развития национальной экономики. Именно поэтому в этом разрезе особое место занимают проблемы миграции и миграционной политики, связанные с «утечкой умов» и с «круговоротом умов».

 

 

3.3. Иммиграция и бюджет.

Влияние иммиграции на бюджет оценивается  как относительно небольшое и  тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местном уровнях, в зависимости  от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может  служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится  к статье расходов, связанных с  иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как иммигранты.

Согласно исследованиям, проведенным  на материалах США и Канады, средний  иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и  взносов, чем средний представитель  коренного населения, и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет  позитивный эффект для государственной  казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах. В Германии позитивное воздействие на государственную казну оказывал даже прием беженцев и переселенцев. К примеру, в 2006 году издержки государства на прием и обустройство этих мигрантов (на социальную помощь, жилищное строительство и создание рабочих мест), равные 36 млрд. марок, были существенно перекрыты его доходами от их налоговых отчислений и взносов в систему социального страхования, общая величина которых составила 50 млрд. марок. Эта сумма была получена благодаря расширению занятости вынужденных мигрантов и росту производства.

Дж. Симон и А. Акбари, исключив при расчетах государственные расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование, которые обусловлены возрастными параметрами населения, показали, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в социальных трансфертах. При одинаковых демографических характеристиках среднедушевой объем выплат коренным и пришлым жителям примерно эквивалентен. Даже трансферты многодетным семьям с одним родителем, наибольшие по размеру среди социальных пособий, получаемые коренными жительницами и иммигрантками, статистически мало различаются.

Если вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет, испытывая  сложности в трудоустройстве  или имея низкооплачиваемую работу и нуждаясь из-за этого в усиленной  государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются. В среднем пособия иммигрантским семьям, главы которых проживали в Канаде 5-9 лет, были в 2000 году на 6% больше, чем семьям коренных жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24 лет20. Таким образом, учитывая жизненный цикл спроса на социальные услуги и фискальные взносы иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане интегрировавшиеся мигранты выгодны принимающему обществу.

Поскольку высококвалифицированные  мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных  работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние  бюджета благотворно действует  повышение доли высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе. Возьмем  пример Канады. Если принять уровень  пособия средней семье коренных жителей в 2000 году за 100, то пособие  домохозяйствам коренных канадцев, главы  которых имели университетское  образование, равнялось 55, а пособие  подобному иммигрантскому домохозяйству, глава которого пробыл в стране 5-9 лет, - 87. Однако этот показатель для  данного типа семей падал с  возрастанием иммигрантского стажа  их глав. При пребывании последних  в стране более 24 лет он опускался  до 44. Аналогичную зависимость обнаруживают и уровни пособий иммигрантским  семьям, главы которых не имели  образования.

Хотя иммиграция приносит немалые  доходы принимающей стране, с ее помощью невозможно, как следует  из исследований К. Стореслеттен, решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения; мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны. Селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент21.

В местах сосредоточения пришлого населения  государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под  его сильным давлением. На местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или мало компенсируемая ими. В США особый урон от этого терпят штаты, в которые направляются наиболее интенсивные потоки нелегальной иммиграции. Проживающие, например, в Калифорнии иностранцы обходятся каждой семье коренных налогоплательщиков в 1 тысячу долларов в год.

Итак, общее влияние иммиграции на бюджет можно оценить как позитивное. Вместе с тем нельзя не отметить, что в сфере социальной инфраструктуры существуют проблемные узлы, порождаемые  повышенной нагрузкой на бюджет вновь  прибывающих поселенцев и беженцев, неполных многодетных семей и  территориально сконцентрированных общин  мигрантов.

 

 

3.4. Прогноз развития  международной миграции рабочей  силы на ближайшие годы.

Для большинства современных государств одной из важнейших проблем, имеющих  серьезное экономическое и политическое значение, является проблема миграции. От того, каким образом и в каких  формах осуществляется миграционная политика государства, зависит не только его  экономическое благополучие, но и  сохранение режима национальной безопасности, стабильности государственных и  общественных институтов, демократического развития страны, защита интересов  граждан.

Повышенное внимание к миграционной проблематике обозначилось во второй половине прошлого столетия, особенно в том, что касалось анализа миграционной политики и законодательства, а также  вопросов адаптации переселенцев к  новым условиям жизни.

Особенностью начавшегося тысячелетия  стали качественные изменения в  мировых миграционных потоках, которые  выражаются в следующем:

    1. определяющем значении экономической, прежде всего, трудовой, миграции;
    2. значительном росте нелегальной миграции;
    3. увеличении масштабов и расширении географии вынужденной миграции;
    4. повышении влияния международной миграции на демографическую ситуацию в развитых странах мира;
    5. феминизации международной миграции;
    6. двойственном характере миграционной политики на национальном, региональном и мировом уровнях.

Интеграционные  процессы, происходящие в Европейском  сообществе, ведут к ускоренному  экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Эти изменения  оказывают существенное влияние  на миграцию трудовых сил в мире, но, по данным некоторых специалистов, страны ЕС будут неохотно вербовать  работников из стран – нечленов Европейского сообщества. В опубликованных прогнозах предполагается снижение сальдо миграции для ЕС. Если с 1989 по 2009 гг. сальдо ежегодно превышало 1 млн. человек, то в последующие годы, составит, по разным оценкам, от 400 до 800 тыс. человек. Европейские эксперты прогнозируют существенные качественные изменения, которые будут происходить в ближайшее время в трудовых миграционных потоках. Речь идет о том, что работники самой высокой квалификации станут наиболее мобильной частью рабочей силы и их процент будет увеличиваться в общем миграционном потоке, состоящем из низко- и полуквалифицированных работников. 
       В первой четверти XXI в. на международном рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству, будет иметь место безработица, а вместе с тем – и существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

На данный момент в мире насчитывается порядка 160 млн. официально зарегистрированных безработных. Такие данные приводятся в докладе генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавиа22. Однако, если учитывать скрытую безработицу, число безработных возрастет по меньшей мере до 1 миллиарда. А прогнозируемые темпы экономического роста в этот период не приведут к адекватному увеличению численности работающих людей, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполным рабочим временем. 
          Если говорить о развитых странах, то, по прогнозам специалистов, положение на рынке труда заметно ухудшится в Германии23 – к такому выводу пришли эксперты шести ведущих немецких научно-исследовательских экономических институтов. Они отмечают, что рост народного хозяйства Германии составил в прошлом году лишь 0,7%, а ожидавшееся в будущем году улучшение ситуации будет минимальным. Причину замедления экономического роста Европы в начале нашего столетия году нашли эксперты МОТ. Они считают, что это недостаток специалистов-компьютерщиков. Как отмечает МОТ, это может увеличить разрыв между богатыми в технологическом плане странами и бедными регионами Европы, и специалистов-компьютерщиков из Центральной и Восточной Европы будут переманивать в страны Западной Европы. Однако на власти западных стран будет оказываться большое давление с тем, чтобы они сняли визовые ограничения для привлечения в эти страны работников. 
       Некоторые исследования, наоборот, рисуют куда более радужную картину, – благодаря Интернету могут появиться 10 млн. новых рабочих мест в США и Европе. Положительный момент – который заметен уже сейчас – в другом: исследователи отмечают, что Европа постепенно будет сокращать нехватку рабочих мест, во многом благодаря развитию научных и компьютерных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для формирования жизнеспособной реинтеграционной политики на пространстве СНГ необходимо признать ряд сложившихся закономерностей, под влиянием и с учетом которых будут развиваться отношения России с этими странами в длительной перспективе.

Во-первых, Россия и ее значительный, хотя и  не в полной мере реализуемый потенциал  содействия экономическому развитию стран-партнеров (через торговлю и инвестиции, через  предоставление на взаимовыгодных условиях энергоресурсов, транспортных путей, технических  компетенций, телекоммуникационного  пространства, через возможности  трудовой миграции, образования, социально-культурного обмена, русского языка как языка межнационального общения и др.) будет оставаться главным «локомотивом» и ключевым звеном экономической интеграции на постсоветском пространстве. Неготовность России в достаточной мере предоставить эти возможности своим партнерам чревата свертыванием интеграционных проектов (не исключая Таможенный союз).

Во-вторых, расстановка внешних сил, участвующих  в определении будущей конфигурации экономического пространства СНГ, к  настоящему времени определилась. Россия более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества. Экономически эту роль готовы взять на себя, прежде всего, Китай и Евросоюз.

Оба этих центра силы будут определять свои дальнейшие действия с учетом политических сигналов, которые они получат (или не получат) из Москвы, но в любом случае их проникновение в экономику и степень влияния на формирование экономической политики стран СНГ будут возрастать. Поэтому принципиально важна ориентация на то, чтобы основные экономические интересы стран СНГ не оказались за пределами этого объединения.

В-третьих, Россия не располагает достаточными ресурсами и пока не достигла уровня экономической привлекательности, необходимого для того, чтобы «замкнуть на себя» основные внешнеэкономические (не говоря о внешнеполитических) интересы стран СНГ. Следовательно, «интеграционный проект» СНГ может развиваться при условии, что в нем будет устраивающим участников образом определено место внешних партнеров.

В-четвертых, с учетом геостратегического приоритета постсоветского пространства для России, потеря здесь опережающего влияния будет означать снижение международного веса страны вплоть до уровня региональной державы. С точки зрения национальных интересов такую перспективу следует оценивать как неприемлемую.

Исходя  из полученных уроков, современных  реалий и сложившихся закономерностей, приоритет геоинтеграционного подхода к выстраиванию отношений с СНГ требует существенной корректировки концептуальных основ сотрудничества и постановки новых задач для России на постсоветском пространстве.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы