Международная торговля лицензиями и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание

Мировая экономика – это сложная, динамично развивающаяся система. Все большую преобладающую роль в мировой экономике играет торговля услугами, которая включает в себя различные формы ее проявления, в т.ч. торговлю лицензиями и ноу-хау.

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля лицензиями и ноу-хау....doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)
 

    Введение. 

    Мировая экономика – это сложная, динамично  развивающаяся система. Все большую  преобладающую роль в мировой  экономике играет торговля услугами, которая включает в себя различные  формы ее проявления, в т.ч. торговлю лицензиями и ноу-хау.

    Технологический обмен оказывает все большее влияние на экономическое развитие страны и обуславливает ускорение его темпов.

    В современных условиях в развитых странах практически все изобретения  и новые товары патентуются. Лицензионная торговля играет все возрастающую роль в экспорте наукоемкой продукции. Одной из причин быстрого развития лицензионной торговли является повышение ее доходности.

    Международная торговля лицензиями и ноу-хау стала  важной составляющей частью современной  мировой торговли. Экспорт лицензий и ноу-хау стимулирует расширение традиционных товарных потоков.

    Я думаю, что торговля лицензиями и  ноу-хау актуальная тема, т.к. как  и продажа, так и приобретение лицензий позволяют достичь определенного  положительного экономического эффекта.

    В первом случае лицензиар получает необходимые финансовые ресурсы в виде дохода от продажи, в некоторых случаях – рекламу, зарабатывает репутацию; во втором – лицензиат получает необходимые ему секретные знания, технологии и т.д. для своей производственной деятельности, получает доступ на рынки, которые раньше были для него не доступны.

    В своей работе я попыталась:

    -рассмотреть  сущность лицензионной торговли;

    -дать  определение таким понятиям, как  «лицензия» и «ноу-хау»;

    -рассмотреть  основные формы технологического  обмена;

    -дать  общий обзор на современное  состояние рынка лицензий и  ноу-хау;

    -определить  роль и место лицензий и  ноу-хау в экономике России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие лицензионной торговли. 

    1.1. Сущность понятий «лицензия» и «ноу-хау». 

    Мировая экономика является сложной системой. Между странами возникают различные экономические отношения. Перемещение факторов производства лежит в основе международной торговли знаниями (международная передача технологий). 1

    Когда речь идет о выгодах, обусловленных инновациями, подразумеваются, прежде всего, выгоды коммерческие, которые сводятся к экономии издержек или изобретению новой продукции. Если такие инновации осуществлять на регулярной основе, они могут стать источником систематически сменяющих друг друга монополий-торговли новыми продуктами или подешевевшими старыми, ориентированных на получение сверхприбыли до тех пор, пока другие не освоят те же продукты или технологии.2

    Легализация и законодательное оформление прав собственности создают условия  для индивидуальных усилий и экономической активности. Конкурентный рынок работает, если права собственности защищены законом и институтами, обеспечивающими его исполнение.3

    Лицензионная  торговля – основная форма международной  торговли технологиями, включающая сделки с «ноу-хау», патентами и лицензиями на изобретения.4

    Лицензия  – это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом-покупателем  лицензии (лицензиатом) – изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой марки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.5

    Ноу-хау (англ. «know-how»)  - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.6

    Предметами  лицензии являются:

    -запатентованные изобретения;

    -промышленные образцы;

    -товарные знаки;

    -ноу-хау;

    Существуют, как минимум, девять экономических  причин для лицензирования своей  интеллектуальной собственности: 7

    -с  помощью лицензирования лицензиар  получает дополнительные ресурсы  в виде тех, что имеются в  наличии у лицензиата. Предоставляя лицензиату право продвигать и распространять свою продукцию, лицензиар получает возможность проникнуть на те рынки, которые раньше были для него закрыты;

    -лицензирование  расширяет географию рынков. Большинство  продуктов, экспортирующихся за  границу, требуют определенной адаптации. Потребуется модификация товаров для их соответствия местным законам и стандартам - маркетинговая политика будет расширяться;

    -лицензирование  расширяет товарные возможности  рынков. Фирма может иметь ресурсы  для использования своей интеллектуальной собственности в рамках только одного продукта, в то время как эта интеллектуальная собственность может быть применима по отношению к другим товарам и услугам;

    -если  фирме не хватает финансовых  ресурсов или персонала для  быстрого проникновения на рынок, продажа лицензии существенно ускоряет этот процесс;

    -некоторые  товары продаются лучше, если  они продаются вместе или для  использования и другим продуктом; 

    -компания  может предоставить лицензию  по запросу фирмы, оперирующей  в неконкурентной сфере. Лицензирование с этой целью возможно лишь в том случае, если лицензиар не заинтересован в использовании интеллектуальной собственности в неконкурентной области;

    -лицензирование - один из способов для фирмы  получить технологии, за которые в другом случае ей пришлось бы заплатить. Лицензиар, как правило, имеет право получать информацию об улучшениях, внесенных лицензиатом в интеллектуальную собственность. Перекрестное лицензирование также является эффективным методом технологического обмена, когда две конкурирующие фирмы с различными научными и технологическими преимуществами могут по договоренности пользоваться разработками друг друга. Такой вид лицензирования дает тот же эффект, что и совместное предприятие, но без необходимости координации совместных операций;

    -в  случае, если объектом лицензии  выступает торговая марка, лицензиат  соблюдает стандарты качества  и успешно осуществляет продажи,  лицензиар получает такие дополнительные  преимущества, как известность среди  потребителей, хорошую репутацию и др.;

    -лицензирование  позволяет фирме осуществлять  определенный контроль над собственными  инновациям и над направлением, в котором развивается отрасль  в целом.

    Лицензии  могут быть патентными и беспатентными.

Патентная лицензия - это передача права использования патента без соответствующего ноу-хау ("чистый патент").

    Патентные предполагают наличие у покупателя развитой технологической базы для  проведения дальнейших исследований в  области НИОКР, расходов на внедрение в производство. Во внешнеторговой практике СССР много примеров, когда приобретались технологические линии для производства конкретной продукции, медицинское оборудование без ноу-хау, в результате чего огромные затраты превращались в груды металла.

      Беспатентные передают покупателю ноу-хау, сохраняя права собственности на инновационный продукт за лицензиаром. В настоящее время на их долю приходится основная часть лицензионной торговли в мире.

    Также выделяют самостоятельные ("чистые") и сопутствующие лицензии. Самостоятельные  предполагают передачу технологий или технических разработок независимо от их материального носителя, то есть предметом продажи является сама лицензия, а сопутствующие имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования или оказание консультационных услуг.

    Наибольшее  распространение в международной  торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную  передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. Однако в последнее время в мире наметилась тенденцию к сокращению объема продаж беспатентных лицензий, т.к. в развитых странах патентуются технические решения, изобретения и товары, производимые по новой технологии.

    В зависимости от характера и объема прав на использование предметов лицензии они могут быть:

    -неисключительными  (простыми), которые оставляют лицензиару  возможность предоставлять одну  и ту же лицензию нескольким  лицензиатам, расположенным на  данной территории. Продажа такого вида лицензий характерна в сфере массового производства;

     -исключительными, которые предполагают  монопольное право лицензиата  на использование предмета лицензии. Лицензиар отказывается от самостоятельного  использования запатентованного  им предмета лицензии и продажи его на оговоренной территории. Является наиболее распространенной формой лицензий в международной торговле. Популярность данного вида лицензий объясняется тем, что нет риска столкнуться с другим лицензиатом, что избавляет от нежелательной конкуренции;

    -полными,  которые предоставляют лицензиату  исключительное право на использование  патента или ноу-хау в течение  действия соглашения.

    Наиболее  характерными при передаче технологии являются лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетание с контрактом на техническое содействие и на промышленное и коммерческое использование патента, с контрактом на инженерно-консультационные услуги, использование товарного знака и технологическое содействие.

    Продажа лицензий осуществляется посредством  заключения лицензионного соглашения - договора, по которому лицензиар предоставляет своему покупателю разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное вознаграждение. При этом право собственности на предмет договора остается за продавцом, а лицензиат получает право на его использование на конкретных условиях в течение срока действия соглашения. Если в соглашении оговорена такая возможность, то лицензиат, купивший полную или исключительную лицензию, может предоставлять третьим лицам сублицензию, по объему прав практически аналогичную простой лицензии.

      За продажу лицензий выплачивается  вознаграждение (лицензионные платежи), наиболее распространенными видами  которого являются:

     -периодические отчисления (роялти) от дохода покупателя в течение  всего периода действия соглашения, позволяющие установить прямую зависимость размера вознаграждения от экономического эффекта использования предмета лицензии, т.е. периодические отчисления выступают в виде участия в прибыли лицензиата. Такие отчисления могут находиться в пределах от 10% - по простой - до 20-30% - по исключительной лицензии. Роялти выплачивается обычно в конце каждого года действия соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции. Форма расчета от суммы продаж применяется тогда, когда определение реальной прибыли лицензиата связано со сложностями. Колебания цен на мировом рынке могут уменьшить прибыль лицензиата и сделать обременительной выплату роялти в твердо установленном размере. Поэтому при долгосрочных соглашениях применяются дифференцированные ставки, изменяющиеся по годам.

    -единовременные (паушальные) платежи, устанавливаемые  на основе экспертных оценок. Эти платежи не связаны во  времени с фактическим использованием  лицензии. Паушальный платеж представляет  собой выплату твердо зафиксированной суммы лицензионного вознаграждения единовременно или в 2-3 приема. Эта форма встречается довольно редко, обычно при продаже прав на патенты или при разработке технологии на уровне идеи.

Информация о работе Международная торговля лицензиями и ноу-хау