Международная торговля лицензиями и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание

Мировая экономика – это сложная, динамично развивающаяся система. Все большую преобладающую роль в мировой экономике играет торговля услугами, которая включает в себя различные формы ее проявления, в т.ч. торговлю лицензиями и ноу-хау.

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля лицензиями и ноу-хау....doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

      На практике чаще всего встречаются  комбинированные платежи, включающие в себя первоначальную сумму в виде паушального платежа (10-13 % от общей лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

    Особая  форма лицензионных расчетов - перекрестное лицензирование - взаимный обмен лицензиара и лицензиата лицензиями на льготных условиях, с взаимным информированием обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета и срока соглашения. Перекрестное лицензирование возникло в мировой практике в середине 70-х гг. и сейчас получает все большее развитие в связи с расширением масштабов научно-технического сотрудничества и научно-производственной кооперации между независимыми фирмами и компаниями, а также между ТНК и его филиалами.

    Одним из наиболее сложных вопросов при заключении сделок по торговле лицензиями является определение их цены.8

    Цена  лицензии - фиксированная сумма платежей, находящаяся в зоне между минимально допустимой для лицензиара и максимально  допустимой для лицензиата. В связи  с этим расчет стоимости лицензии должен быть направлен на правильное установление зоны оптимальных, справедливых сумм платежей.9

    Подход  к определению цена лицензии должен быть основан на реальной оценке того экономического эффекта, который сможет получить покупатель лицензии.

    При определении размера лицензионного вознаграждения лицензиар и лицензиат учитывают следующие факторы, влияющие на цену лицензии:

    -научно-техническую  значимость и коммерческие возможности  использования нововведения, обеспечивающие  лицензиату получение дополнительной  прибыли от применения предмета лицензии;

    -степень  разработки изобретения: идея, техническое  решение, полупромышленное или  промышленное использование;

    -размер  капиталовложений, необходимых для  организации производства продукции  по лицензии;

    -правовую  защиту изобретения (патентная или беспатентная лицензия, ноу-хау);

    территорию  договора, т.е. перечень стран, на территории которых лицензиату предоставлено  право на использование технологии для организации производства и  продажу продукции по лицензии;

    -предоставляемое  лицензиату право на использование объекта промышленной собственности в рамках оговоренной территории (исключительное или неисключительное);

    -расходы  на собственные НИОКР при разработке  новой технологии, сопоставимой  по экономической эффективности  с закупаемой;

    -объем передаваемой технической документации по научно-технической разработке или ноу-хау. В цене учитывается, передается ли в рамках лицензионного соглашения техдокументация в полном объеме (конструкторская, технологическая и эксплуатационная) или частично (только конструкторская);

    -зависимость  лицензиата от лицензиара в  поставках необходимых сырья,  материалов, узлов и деталей для  организации производства продукции  по лицензии;

    -условия  лицензионного договора о взаимообмене  техническими усовершенствованиями, как обеспеченными, так и не обеспеченными лицензионной защитой;

    -объем  технической помощи, оказываемой  лицензиаром лицензиату в освоении  закупленной им лицензии;

    -наличие  конкурентных предложений на  продажу технологий, сопоставимых  по экономической эффективности с закупаемой (продаваемой) технологией;

    -государственное  регулирование лицензионной торговли (налогообложение, размер роялти  и т.д.);

    -вид  платежа за лицензию;

    -условия  лицензионного договора о судебных  издержках по возможным искам  третьих лиц о нарушении их патентных прав;

    другие  условия.

    Цена  лицензии - обобщающий показатель полезности ноу-хау, по своей природе и формам оплаты аналогичен цене лицензии.

    Формируется за счет передачи части дополнительной прибыли, полученной покупателем в  результате использования ноу-хау на производстве, продавцу.

      Фактическая цена ноу-хау выражается  либо в виде паушального платежа,  либо в виде роялти, выплачиваемой  покупателю за период действия  соглашения о передаче ноу-хау.

    Ноу-хау  позволяет передавать технические  знания практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он представляет коммерческую ценность и применим в производственной и профессиональной практике. Ноу-хау могут включать:

    -предметы - образцы изделий, незапатентованные  промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты и т. д.;

    -техническую  документацию - формулы, расчеты,  чертежи, схемы, незапатентованные  изобретения и т. д.;

    -инструкции - пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения и данные, помогающие решить экономические вопросы.

    Таким образом, понятие "ноу-хау" достаточно широко. Оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую, прежде всего, для производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность.

    В отличие от запатентованного изобретения  ноу-хау не пользуются особой правовой защитой, и поэтому наилучшей формой подобных знаний является коммерческая тайна.

    В международной практике наиболее часто  встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау  и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау, и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Т.к. на ноу-хау не распространяется патентная защита, особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

    Наиболее  характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

    -не  передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до пяти лет после окончания этого срока;

    -указывать  в рекламных документах или  на выпускаемой продукции, что  она изготовлена по лицензии  другой фирмы;

    -не  предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.

    Существует 7 основных принципов ноу-хау, исполнение которых способствует более эффективному их использованию и получению максимально возможного экономического эффекта:

    -Ноу-хау – всегда научно-техническое достижение.

    При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без  патента, не полученного с целью  сохранения тайны и не разглашения  направления поиска проводимого  фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные патентные библиотеки – картотеки: в них вносятся все патенты, заявки, отчеты с конференций и прочие данные которые удалось получить по интересующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты. Поиск решений идет в направлении обхода существующих моментов с учетом коммерческой целесообразности и срока исполнения.

    -Научно-технические достижения имеют техническую ценность.

    Данные  решения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические  решения в силу не состыковки с  существующей производственной технологией  пригодны для серийного повторения, отсюда производство на коленках в электронной промышленности и нереализуемые концепт - кары в автомобильной.

    -Научно-технические достижения не защищены законодательством.

    Предполагается  только монополия секретности. Сам  факт существования ноу-хау зачастую хранится в тайне.

    -Носит секретный характер.

    Ноу-хау  известно ограниченному кругу лиц  на предприятии и только в той  части, знание которой необходимо для  выполнения их служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров  заключается опционное соглашение в форме Соглашения о конфиденциальности, Договора о намерениях, Меморандума или Памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств в счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях Соглашения. В данной ситуации опционный договор не может иметь в заглавии слова “соглашение”, поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.

    -Технические решения имеют коммерческую ценность.

    Данный  момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау содержащиеся в изделии. Такая тактика особа эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать до сотен сопутствующих лицензий на ноу-хау.

    -Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями.

    Обычно  применяется понятие “существующий  уровень техники”, описывающее знания, которыми обладает специалист в своей  специальности, полученные из доступных не специалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции.

    Также без учета данного критерия возможно выдвижение покупателем требований к продавцу по подготовке специалистов покупателя до уровня, необходимого для  применения полученного ноу-хау  за счет продавца. Если же существует данная запись, то подобные образовательные услуги оформляются отдельным договором либо отдельной статьей в общем договоре и имеют самостоятельную стоимость и отдельный расчет цены.

    -Не  имеет значения при продаже лицензии устно, письменно или зрительно будет передано ноу-хау.

    Это исключительно российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь на этапе переговоров и  последующей подготовки документации. В мировой практике существует традиция устной лицензии, не фиксируемой ни на каких носителях и сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано сложной конкурентной борьбой на мировых рынках. Однако опционное соглашение должно быть заключено при любых условиях.

    Продажа ноу-хау всегда способствует увеличению доходов продавца и ускорению освоения предметов соглашения покупателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.  Формы обмена технологиями. 

    Высокие темпы научно-технического прогресса  во второй половине XX в. Привели к расширению технологического обмена.

    Международный технологический обмен может осуществляться:

    -на  некоммерческой основе (научно-технические  публикации, конференции и симпозиумы, миграции ученых и специалистов);

    -на  коммерческой основе (передача на  условиях лицензионных соглашений  прав пользования изобретениями – патентов, лицензий, ноу-хау).10

    В сферу технологического обмена включены важнейшие формы человеческой деятельности – наука, техника, производство, управление. При этом в обмен могут быть включены как одновременно все четыре формы человеческой деятельности, так и любые их сочетания.

    Формы реализации технологии на мировом рынке  различны. В проекте «Международного  кодекса поведения в области  передачи технологии», разработанном  в рамках ЮНКТАД, был сформулирован  следующий перечень сделок, заключаемых  при:

Информация о работе Международная торговля лицензиями и ноу-хау