Международная торговля. Субъекты мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:23, лекция

Описание

В качестве главных субъектов мировой экономики выступают: национальные хозяйства, региональные экономические и интеграционные объединения стран, международные корпорации, международные экономические организации.

Работа состоит из  4 файла

Перечень тем и список литературы.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 2.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ТОРГОВЛЯ

  1. Сущность, виды и основные тенденции развития мировой торговли.
  2. Типы внешнеторговой политики государств.
  3. Инструменты регулирования международной торговли товарами.
  4. Теории международной торговли.
 

    1. Сущность, виды и  основные тенденции развития мировой торговли

     Мировая торговля товарами - перемещение товаров  за пределы таможенной границы страны.

    Виды  международной торговли: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

    Экспорт - это вывоз товаров за таможенную границу государства.

    Импорт - это ввоз товаров за границы таможенной границы.

     Реэкспорт - это вывоз за таможенную границу товаров, прежде импортированных и не переработанных в стране.

     Реимпорт позволяет приобрести за границей раньше экспортированные и не переработанные там товары, в частности, возврат бракованной продукции.

    Внешнеторговый  оборот - это сумма указанных четырех составляющих.

     Внешнеторговое  сальдо - это разность между суммой экспорта и реэкспорта, с одной стороны, и суммой импорта и реимпорта, с другой стороны.

     Особенностями международной торговли по сравнению с национальной являются:

    • более жесткий характер конкурентной борьбы на мировом рынке по сравнению с рынком внутренним. Причиной этого является участие в конкуренции большого числа фирм, опирающихся на помощь своих государств;
    • усложненная структура внешнего рынка, как правило, сегментированного и имеющего многочисленные национальные различия;
    • различия в ценообразовании. Установление цен на мировом рынке сильно отличается от ценообразования на внутреннем рынке;
    • высокая степень концентрации мирового рынка, где доминирующей структурой выступает олигополия.

     У небольших государств степень включения  в мировую торговлю обычно выше. Крупные государства могут обходиться внутренними ресурсами, вследствие чего степень их включения в мировую торговлю заметно ниже: в США, КНР, РФ экспортные квоты (экспорт/ВВП) не превышают обычно 20%.

    Основные  тенденции развития международной торговли:

    • опережающий рост объемов внешней торговли по сравнению с темпами роста общественного производства;
    • рост международного торгового оборота;
    • изменение соотношения продукции добывающей и перерабатывающей отраслей в пользу готовой продукции;
    • рост удельного веса продукции машиностроения в мировой торговле;
    • повышение доли наукоемкой продукции;
    • сокращение доли экспорта энергоносителей и сырья;
    • глобализация внешней торговли;
    • регионализация внешней торговли.
 

    2. Определяют два  типа внешнеэкономической  политики:

        • политика свободной торговли, или фритредерство;
        • протекционизм.

      1-й  тип связан с минимальным вмешательством государства. Таможенные органы при этом выполняют регистрационные функции. Такая политика присущая развитым странам. Национальные предприниматели способные поддерживать международную конкуренцию.

     Протекционизм - это политика государственной защиты национального рынка от иностранной конкуренции путем стимулирования национального производства и экспорта, а также сдерживания импорта.

    Определим главные формы протекционизма:

  • селективный, т.е направленный против отдельных стран или товаров;
  • согласованный, или договорный, т.е такой, что используется двумя или большим количеством стран против конкретных государств;
  • скрытый, то есть с использованием неэкономичных форм предоставления преимуществ собственным экономическим агентам;
  • отраслевой.

     Из  курса истории экономических учений вы знаете, что политика протекционизма была впервые обоснована в роботах представителей меркантилизма, а фритредерство - в роботах экономистов-классиков.

Позитивные  и негативные последствия протекционизма и свободной торговли

     При проведении свободной торговой политики государство воздерживается от непосредственного вмешательства во внешнюю торговлю, позволяя ей развиваться под влиянием рынка. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты экономики своей страны от иностранной конкуренции с использованием разнообразных методов регулирования.

     Для национальных экономик либерализация  внешнеэкономических отношений, высокая степень открытости характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, наоборот, в периоды экономического спада, как правило, больше прислушиваются к сторонникам протекционизма. Среди аргументов в пользу протекционизма: необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции со стороны более дешевой рабочей силы, необходимость диверсификации и ослабление зависимости от поставок из одного источника, защита отраслей, связанных с национальной обороной, необходимость принимать ответные меры, если партнеры возводят барьеры по торговле.

     Дискуссия между приверженцами свободной торговли и протекционизма продолжается не одно столетие. Сторонники свободной торговли указывают на то, что введение тарифа порождает чистые потери в производстве и потреблении страны, вводящей тариф. Для небольших стран чистые потери могут доходить до 10% национального дохода. Однако имеются и другие виды потерь. Это издержки, связанные с замедлением экономического роста, сокращением уровня занятости, замедлением внедрения инноваций.

     Несмотря  на убедительные аргументы сторонников  фритредерства, тарифное регулирование имеет немало приверженцев в деловых и политических кругах. Набор аргументов в защиту тарифа также многообразен и охватывает не только сферу экономики, но и политику, социологию и др. надстроечные образования. При этом упор делается на те, которые выражают особенности развития данной страны. 

Аргументы «за» и «против» введения тарифа

  • увеличение объема отечественного производства и занятости. Тариф призван защитить от иностранной конкуренции национального производителя.

      Критика этого положения сторонниками фритредерства. Во-первых, наличие абсолютного преимущества не является единственно необходимым условием открытия отрасли. При низком уровне заработной платы в развивающихся странах, как правило, возникает сравнительное преимущество, которое делает международную торговлю взаимовыгодной. Во-вторых, внутреннее производство не возрастает на сумму сокращения импорта, т.к. импорт уменьшается вследствие снижения потребления. В-третьих, не принимаются во внимание альтернативные методы увеличения объема производства и занятости – экспансионистская фискальная и монетарная политика. Фискальная и монетарная экспансия часто приводят к инфляции. По сравнению с этими мерами введение тарифа более инфляционно, т.к. первый эффект введения тарифа проявляется в росте цен.

  • ослабление или преодоление проблемы дефицита платежного баланса за счет введения тарифа или квот, сокращающих импорт.

      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Часто причины дефицита баланса бывают связаны не с внешней торговлей, а с динамикой валютного курса.

  • защита отечественных производителей от иностранных конкурентов, использующих дешевый труд при производстве аналогичных товаров.

      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Действительно, уровень оплаты труда в различных странах неодинаков. Однако в данном случае важна не почасовая ставка заработной платы, а издержки на оплату труда на единицу продукции. Учет производительности труда может дать совершенно противоположные результаты. Дешевый труд обычно менее производителен. Следовательно, в расчете на единицу продукции его потребуется больше, чем более дорогого труда отечественных рабочих.

  • защита молодых отраслей. Дополнительные накопления, получаемые отраслью в период введения тарифа, используются для закупки более прогрессивного оборудования, совершенствования организации производства, повышения квалификации работников. Последствия рационализации производства проявляются в снижении издержек и цен, что превращает отрасль во вполне конкурентоспособную. Необходимость в тарифе отпадает.

      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. После введения тарифа отрасль может утратить стимулы к совершенствованию и так и не стать конкурентоспособной.

  • пополнение государственного бюджета. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой часто из-за низкой финансовой дисциплины и слабости центрального правительства невозможно обеспечить поступления в бюджет. Поэтому и обращаются к тарифу, уклониться от уплаты которого сложно.
  • защита отраслей, производящих стратегически важные для обороны страны виды продукции, или продукции, составляющей предмет национальной гордости и престижа

      Критика этого положения  сторонниками фритредерства. Подобные аргументы обычно выдвигаются группировками, лоббирующими интересы неконкурентоспособных отраслей или отраслей, производящих продукцию в заключительных фазах жизненного цикла. Кроме того, введение тарифа ведет к снижению потребления.

      Общий вывод: введение тарифа экономически оправдано в крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение о введении тарифной защиты должно быть тщательно проверено на основе эмпирической информации на предмет поиска альтернативных методов достижения поставленной цели. 

     Тарифное  регулирование не является единственно  возможным способом влияния на внешнюю торговлю. Существуют и другие методы регулирования, в частности нетарифное регулирование внешней торговли.

     К нетарифным методам регулирования относят разнообразные (от 800 до 2000 видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения ВЭД. В настоящее время более половины объема мировой торговли является объектом нетарифных ограничений. Большинство нетарифных ограничений не регулируется международными соглашениями, а значит, их введение является прерогативой правительств отдельных стран. Нетарифные барьеры обычно не приводят к немедленному повышению цены. 

     3. Методы и инструменты  внешнеторгового  регулирования  можно классифицировать по определенными критериями:

    1) по характеру вмешательства:

  • прямые, или административные;
  • косвенные, или экономические;

    2) по уровню вмешательства:

  • микроэкономические, то есть на уровне отдельного хозяйственного субъекта (текст устава, полномочия подразделений, в частности, зарубежных и т.д.);
  • макроэкономические, то есть со стороны государственных органов и негосударственных общенациональных институтов (профсоюзов, торгово-промышленных палат и т.д.);
  • мегаекономические или наднациональные, то есть со стороны международных организаций или органов интеграционных группировок;

    3) по количеству сторон регулирования:

  • односторонние, или автономные;
  • двусторонние;
  • многосторонние, или конференционные;

    4) по официальности методов:

      официальные, или правовые;

      неофициальные, то есть обычаи, джентльменские соглашения и др.;

    5) по характеру инструментов:

Тема1_вопрос_4.doc

— 36.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тематика курсовых работ_новая.doc

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Международная торговля. Субъекты мировой экономики