Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:23, лекция
В качестве главных субъектов мировой экономики выступают: национальные хозяйства, региональные экономические и интеграционные объединения стран, международные корпорации, международные экономические организации.
ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
1. Сущность, виды и основные тенденции развития мировой торговли
Мировая торговля товарами - перемещение товаров за пределы таможенной границы страны.
Виды международной торговли: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.
Экспорт - это вывоз товаров за таможенную границу государства.
Импорт - это ввоз товаров за границы таможенной границы.
Реэкспорт - это вывоз за таможенную границу товаров, прежде импортированных и не переработанных в стране.
Реимпорт позволяет приобрести за границей раньше экспортированные и не переработанные там товары, в частности, возврат бракованной продукции.
Внешнеторговый оборот - это сумма указанных четырех составляющих.
Внешнеторговое сальдо - это разность между суммой экспорта и реэкспорта, с одной стороны, и суммой импорта и реимпорта, с другой стороны.
Особенностями международной торговли по сравнению с национальной являются:
У небольших государств степень включения в мировую торговлю обычно выше. Крупные государства могут обходиться внутренними ресурсами, вследствие чего степень их включения в мировую торговлю заметно ниже: в США, КНР, РФ экспортные квоты (экспорт/ВВП) не превышают обычно 20%.
Основные тенденции развития международной торговли:
2. Определяют два типа внешнеэкономической политики:
1-й
тип связан с минимальным
Протекционизм - это политика государственной защиты национального рынка от иностранной конкуренции путем стимулирования национального производства и экспорта, а также сдерживания импорта.
Определим главные формы протекционизма:
Из курса истории экономических учений вы знаете, что политика протекционизма была впервые обоснована в роботах представителей меркантилизма, а фритредерство - в роботах экономистов-классиков.
Позитивные и негативные последствия протекционизма и свободной торговли
При проведении свободной торговой политики государство воздерживается от непосредственного вмешательства во внешнюю торговлю, позволяя ей развиваться под влиянием рынка. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты экономики своей страны от иностранной конкуренции с использованием разнообразных методов регулирования.
Для национальных экономик либерализация внешнеэкономических отношений, высокая степень открытости характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, наоборот, в периоды экономического спада, как правило, больше прислушиваются к сторонникам протекционизма. Среди аргументов в пользу протекционизма: необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции со стороны более дешевой рабочей силы, необходимость диверсификации и ослабление зависимости от поставок из одного источника, защита отраслей, связанных с национальной обороной, необходимость принимать ответные меры, если партнеры возводят барьеры по торговле.
Дискуссия между приверженцами свободной торговли и протекционизма продолжается не одно столетие. Сторонники свободной торговли указывают на то, что введение тарифа порождает чистые потери в производстве и потреблении страны, вводящей тариф. Для небольших стран чистые потери могут доходить до 10% национального дохода. Однако имеются и другие виды потерь. Это издержки, связанные с замедлением экономического роста, сокращением уровня занятости, замедлением внедрения инноваций.
Несмотря
на убедительные аргументы сторонников
фритредерства, тарифное регулирование
имеет немало приверженцев в деловых и
политических кругах. Набор аргументов
в защиту тарифа также многообразен и
охватывает не только сферу экономики,
но и политику, социологию и др. надстроечные
образования. При этом упор делается на
те, которые выражают особенности развития
данной страны.
Аргументы «за» и «против» введения тарифа
Критика этого положения сторонниками фритредерства. Во-первых, наличие абсолютного преимущества не является единственно необходимым условием открытия отрасли. При низком уровне заработной платы в развивающихся странах, как правило, возникает сравнительное преимущество, которое делает международную торговлю взаимовыгодной. Во-вторых, внутреннее производство не возрастает на сумму сокращения импорта, т.к. импорт уменьшается вследствие снижения потребления. В-третьих, не принимаются во внимание альтернативные методы увеличения объема производства и занятости – экспансионистская фискальная и монетарная политика. Фискальная и монетарная экспансия часто приводят к инфляции. По сравнению с этими мерами введение тарифа более инфляционно, т.к. первый эффект введения тарифа проявляется в росте цен.
Критика этого положения сторонниками фритредерства. Часто причины дефицита баланса бывают связаны не с внешней торговлей, а с динамикой валютного курса.
Критика этого положения сторонниками фритредерства. Действительно, уровень оплаты труда в различных странах неодинаков. Однако в данном случае важна не почасовая ставка заработной платы, а издержки на оплату труда на единицу продукции. Учет производительности труда может дать совершенно противоположные результаты. Дешевый труд обычно менее производителен. Следовательно, в расчете на единицу продукции его потребуется больше, чем более дорогого труда отечественных рабочих.
Критика этого положения сторонниками фритредерства. После введения тарифа отрасль может утратить стимулы к совершенствованию и так и не стать конкурентоспособной.
Критика этого положения сторонниками фритредерства. Подобные аргументы обычно выдвигаются группировками, лоббирующими интересы неконкурентоспособных отраслей или отраслей, производящих продукцию в заключительных фазах жизненного цикла. Кроме того, введение тарифа ведет к снижению потребления.
Общий
вывод: введение тарифа экономически
оправдано в крайне ограниченном числе
случаев. Любое предложение о введении
тарифной защиты должно быть тщательно
проверено на основе эмпирической информации
на предмет поиска альтернативных методов
достижения поставленной цели.
Тарифное регулирование не является единственно возможным способом влияния на внешнюю торговлю. Существуют и другие методы регулирования, в частности нетарифное регулирование внешней торговли.
К
нетарифным методам
регулирования относят разнообразные
(от 800 до 2000 видов) экономические, политические
и административные методы прямого или
косвенного ограничения ВЭД. В настоящее
время более половины объема мировой торговли
является объектом нетарифных ограничений.
Большинство нетарифных ограничений не
регулируется международными соглашениями,
а значит, их введение является прерогативой
правительств отдельных стран. Нетарифные
барьеры обычно не приводят к немедленному
повышению цены.
3. Методы и инструменты внешнеторгового регулирования можно классифицировать по определенными критериями:
1) по характеру вмешательства:
2) по уровню вмешательства:
3) по количеству сторон регулирования:
4) по официальности методов:
официальные, или правовые;
неофициальные, то есть обычаи, джентльменские соглашения и др.;
5) по характеру инструментов:
Информация о работе Международная торговля. Субъекты мировой экономики