Международная торговля. Субъекты мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:23, лекция

Описание

В качестве главных субъектов мировой экономики выступают: национальные хозяйства, региональные экономические и интеграционные объединения стран, международные корпорации, международные экономические организации.

Работа состоит из  4 файла

Перечень тем и список литературы.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 2.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)
  • тарифные;
  • нетарифные.

     Тарифные  средства связаны с прямым повышением цены благодаря использованию таможенных тарифов.

     Нетарифные  средства прямо не повышают цены, но есть мероприятиями скрытого протекционизма. Существуют многочисленные методы нетарифного  регулирования как административного, так и финансового характера. Их можно сгруппировать таким образом:

  1. Запрет экспорта или импорта.
  2. Количественные ограничения, в частности:

    1) Квотирование - определение лимита объема поставок в стоимостном или физическом выражении на период времени (квартал, год и прочее) в таких формах:

  • глобальная квота без указания конкретной страны-партнера;
  • групповая квота для отдельных товаров для некоторых конкретных стран;
  • индивидуальная квота при указании одной страны-партнера;
  • антидемпинговая, компенсационная и специальная квоты (проведением антидемпинговых расследований занимается Межведомственная комиссия по международной торговле);

    2) Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз или вывоз продукции с такими видами лицензий:

  • генеральная с разрешением экспортно-импортных операций по данному товару или в данные страны без ограничения количества соглашений;
  • открытая – на определенный объем товара в течение определенного периода времени без ограничения числа поставок;
  • разовая (индивидуальная) для одного соглашения на период осуществления последнего;
  • автоматическая, которая предоставляется немедленно после получения заявления от экспортера или импортера.

     Механизм распределения лицензий разнообразен с такими главными формами:

  • аукцион;
  • система явных преференций с учетом прошлых итогов ВЭД;
  • распределение на внеценовой основе по итогам экспертных оценок.

    3) Так называемые "добровольные" ограничения экспорта, когда экспортер уменьшает поставки в связи с опасностью более отрицательных барьеров.

    3. Скрытый протекционизм, в частности:

1) государственные закупки как гарантирование реализации национальных товаров с одновременным уменьшением рыночной ниши импортной продукции;

  1. требования обязательного использования местных компонентов и факторов (сырье, рабочая сила, транспортные средства и прочее);
  2. технические барьеры с требованиями представления сертификатов качества, экологической безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических ветеринарных и фитосанитарных норм, правил техники безопасности и прочее;
  3. антидемпинговые мероприятия с преследованием поставщиков иностранной продукции по заниженным ценам;
  4. налоги и сборы (кроме пошлины) на ввоз или вывоз продукции (пограничный налог за факт пересечения границы; экологические, фитосанитарные и прочее сборы; таможенные сборы за оформление документов (в Украине - 0,2 % от таможенной стоимости)).

4. Финансовые мероприятия поддержки национальных экспортеров, в частности:

1) субсидии национальным экспортерам в таких формах:

  • прямые, (запрещены ВТО);
  • косвенные, через предоставление налоговых льгот, преимуществ при страховании и прочее;
  • внутренние, наиболее скрытые и дискриминационные для импортеров при бюджетном финансировании национальных производителей, которые конкурируют на местном рынке с иностранными поставщиками;
 
  1.  льготное  экспортное кредитование национальных поставщиков и так называемое связанное кредитование импортеров (т.е. при обязательстве закупки товаров только у фирм данной страны).
  2. обязательный импортный депозит - предварительный залог, который импортер должен внести в собственный банк перед закупкой иностранного товара.
 

     Таможенная пошлина – обязательный взнос, который собирается таможенными государственными органами при импорте, экспорте или транзите, который способствует повышению стартовой цены.

    Таможенная  пошлина выполняет три основных функции:

  • фискальную как статья доходов государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную) для защиты национальных производителей и сдерживания импорта;
  • балансирующую для недопущения нежелательного экспорта товаров, если внутренние цены ниже мировых.
 

     Таможенный  тариф = таможенная пошлина + таможенный сбор 

     Классифицируем  таможенную пошлину по определенным критериям:

  1. По сложности установления:
  • простые (одноколонные) с неизменной ставкой для товаров независимо от страны происхождения;
  • сложные (многоколонные) с установлением двух и больше ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения.

2. По объекту начисления:

  • экспортные;
  • импортные;
  • транзитные.

3. По методу начисления:

  • адвалорные с процентным начислением к таможенной стоимости;
  • специфические с абсолютным денежным начислением к таможенной стоимости;
  • комбинированные (смешанные) с объединением адвалорного и специфического методов (например, 10% от таможенной стоимости, но не больше 100 грн. за единицу веса).

4. По характеру действия:

  • сезонные;
  • антидемпинговые при импорте товаров по ценам, которые ниже внутренних цен страны-экспортера;
  • компенсационные при установлении факта получения субсидий в стране экспортера, который ведет к снижению цен, при недопущении нежелательного экспорта из собственной страны);
  • специальные – если доказано, что дешевый импорт «убивает» отечественного производителя.

5. По происхождению:

  • автономные, которые устанавливаются в одностороннем порядке;
  • конвенционные с установлением по договору или договоренности с другой страной.

6. По размеру:

    максимальные для товаров из стран, с которой отсутствуют договоренности;

  • минимальные;
  • преференциальные для товаров из стран, с которыми действует режим наибольшего благоприятствования.

7. По типам ставок:

    постоянные без перемен на протяжении установленного периода;

    переменные с нестабильным уровнем, который корректируется в зависимости от динамики мировых цен, уровня субсидий и других обстоятельств.

8. По средствам начисления:

  • номинальные или указанные в тарифе;
  • эффективные или реальные с учетом таможенной пошлины, которая была наложена на импортные промежуточные компоненты (узлы, сырье и др.)

    Ключевые принципы использования регулирующих инструментов:

  • соответствие нормам международного права;
  • транспарентность, то есть прозрачность;
  • нотификация, то есть своевременность информирования иностранного партнера об изменениях.
 

    4. Теории международной торговли

    Меркантилизм  (Т.Мен, А.Монкретьен, У.Стаффорд)

     Меркантилизм - первая теоретическая попытка осмыслить  проблемы внешней торговли (XV - XVIII вв.). Меркантилисты отождествляли богатство нации с запасами благородных металлов - золота и серебра. Большое количество золота означало наряду с широкими возможностями для захвата новых колоний, большее количество денег в обращении, что стимулировало развитие производства и занятости (В неявном виде предполагалось, что экономика функционирует в состоянии неполной занятости.). Исходя из этого, по мнению меркантилистов, правительство, должно было предпринимать активные действия по расширению экспорта и ограничению импорта. Поскольку запасы золота и серебра в мире ограничены, все страны не могут иметь активное торговое сальдо, поэтому рост благосостояния в отдельной стране возможен лишь за счет его снижения в другой стране. Следовательно, меркантилисты проповедовали активный экономический национализм, формой выражения которого стала система ограничений и запретов во внешней торговле:

    • запрет или ограничение ввоза готовой продукции, разрешение беспошлинного импорта сырья, которое не добывается внутри страны, что позволит аккумулировать запасы золота и поддерживать низкие экспортные цены на готовую продукцию;
    • запрет торговли колоний с третьими странами, запрет колониям продавать готовые товары (тем самым колонии превращались в поставщиков сырья). Продавать готовые товары колонии могли только в метрополии.

      Несмотря  на то, что учение меркантилистов выглядит наивно, в нем кроются корни влиятельнейшего идеологического направления международных отношений - протекционизма.

     Меркантилисты сделали серьезный вклад в  развитие теории международной торговли, подчеркнув ее значимость для экономического роста. Они разработали одну из возможных моделей развития мировой торговли, впервые описали платежный баланс.

     Ограниченность  теории меркантилистов заключается  в том, что она не учитывала, что развитие стран происходит не за счет передела уже существующего богатства, но и за счет его наращивания.

    Теория  абсолютных преимуществ

     Отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда. Наиболее благоприятные условия для этого создает экономика свободной конкуренции, где "невидимая рука" конкуренции согласовывает действия множества производителей так, что каждый, стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом.

     Обосновывая политику государственного невмешательства  в экономику и  свободной конкуренции, А.Смит выступал за свободу торговли. Он предполагал, что каждая из стран производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем за рубежом. То есть в производстве и обмене этих товаров страна буде располагать абсолютными преимуществами. Именно такие товары должны быть объектом внешней торговли. Продавая за рубежом излишки конкурентоспособной продукции, страна увеличивает национальное производство и занятость, ее доход растет.

     Теория  абсолютных преимуществ не является универсальной. Ее ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на вопросы: что будет, если страна не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару, согласятся ли другие страны торговать с ней и т.п. На эти вопросы ответил Д. Рикардо, предложив теорию сравнительных преимуществ. 

    Теория  сравнительных преимуществ

     Важность  внешней торговли и ее необходимость может быть осознана и безотносительно экономической теории. Но торговля между странами выгодна и тогда, когда страны производят одинаковый ассортимент товаров и, более того, когда одна страна все эти товары производит с меньшими издержками, чем другая, т.е. обладает во всех отраслях абсолютно большей эффективностью. Д. Рикардо показал, что и в этом случае торговля может быть эффективной.

Тема1_вопрос_4.doc

— 36.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тематика курсовых работ_новая.doc

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Международная торговля. Субъекты мировой экономики