Международная торговля. Субъекты мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 01:23, лекция

Описание

В качестве главных субъектов мировой экономики выступают: национальные хозяйства, региональные экономические и интеграционные объединения стран, международные корпорации, международные экономические организации.

Работа состоит из  4 файла

Перечень тем и список литературы.doc

— 38.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 2.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    Значение  теории сравнительных  преимуществ

     Важнейшее достижение теории относительных преимуществ  состоит в развенчании тезиса о том, выигрыш в торговле возможен только за счет нанесения ущерба другой стране.

     Теория сравнительных преимуществ позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундаменте. Ряд широко распространенных заблуждений связан с непониманием основных положений теории. Например, одно из них состоит в том, что страна должна защищать слабые отрасли от иностранной конкуренции. С этой позиции открывать отрасль можно лишь тогда, когда будет достигнуто абсолютное преимущество. Но его наличие не является ни необходимым, не достаточным условием торговли. А относительное преимущество зависит не только от соотношения производительности, но и от соотношения количества труда, затраченного на производство, что проявляется в соотношении заработной платы. Если страна в производстве товара, по которому она не обладает абсолютным преимуществом, платит более низкую заработную плату, чем та, которую получают работники страны-партнера, то у первой страны появляется относительное преимущество, что делает торговлю эффективной.

     Начиная с 70-х гг. активно эксплуатируется  тезис о неэквивалентном характере торговли развитых и развивающихся стран. По мнению развивающихся стран, торговля является неэквивалентной, если стране требуется затратить больше труда для производства экспортных товаров, чем тратится на производство товаров, которые они получают взамен. Ошибка заключается в том, что затраты труда на производство экспортного товара сравниваются с затратами труда на производство импортных товаров в развитых странах. На самом деле надо сравнивать затраты с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы его пришлось производить в развивающейся стране.

    Теория  Хекшера-Олина

     В теории Д. Рикардо существование сравнительных преимуществ воспринималось как данность, т.е. не объяснялось, откуда эти преимущества появляются. На этот вопрос попытались ответить в 20-е гг. XX ст. шведские экономисты Эли Хекшер (1879-1952) и Бертил Олин (1899-1979).

     В соответствии с теорией  Хекшера - Олина страны экспортируют товары, в производстве которых используется избыточный фактор. Существует несколько ключевых факторов производства - труд, капитал, земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней рассматривается только два фактора, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, другие капиталоемкими. Различные страны наделены в различной мере трудом и капиталом. В стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет дешевым, а капитал дорогим, и наоборот. Поэтому такая страна будет экспортировать трудоемкие товары, которые дешевле произвести.

    Парадокс  Леонтьева

     Теория  Хекшера-Олина с момента возникновения  неоднократно тестировалась на базе реальных статистических данных. Результаты тестирования были противоречивы: иногда они соответствовали теории, иногда опровергали ее. Наиболее известна проверка теории, проведенная В.Леонтьевым на данных США за 1947 г. США в этот период являлись богатейшей страной в избытке обеспеченной капиталом. В.Леонтьев, приступая к расчетам, ожидал, что в соответствии с теорией Хекшера-Олина США подтвердят позиции экспортера капиталоемких товаров и импортера трудоемких товаров. Полученные результаты были ошеломительны: импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт. Т.е. США импортировали капиталоемкие товары. В академических кругах полученные результаты стали известны как парадокс Леонтьева.

     Статистика, на основе которой В.Леонтьев производил подсчеты, и методы анализа неоднократно проверялись, но все же были признаны верными. Наиболее плодотворными оказались попытки разрешить парадокс Леонтьева путем разукрупнения факторов производства. Так, например, предлагалось анализировать не просто труд, а квалифицированный и неквалифицированный труд.

    Теория  конкурентных преимуществ М.Портера

     В монографии М.Портера "Конкурентные преимущества стран" (в русском  переводе "Международная конкуренция") был предложен принципиально  новый подход к проблеме внешней  торговли. Согласно М.Портеру, на международном рынке конкурируют не страны, а фирмы. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.

     Конкурентоспособность фирмы в международном обмене по М.Портеру определяется влиянием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

  • факторные условия (наличие трудовых ресурсов и производительность; наличие естественных ресурсов; внедрения ресурсосберегающих и нанотехнологий).
  • условия спроса (решающая роль – наличие внутреннего спроса на товар и потенциальные возможности внешнего рынка);
  • состояние обслуживающих и близких областей (степень развития производственной и рыночной инфраструктуры);
  • стратегия фирмы в определенной конкурентной среде (правильно выбранная рыночная стратегия; гибкость политики фирмы; стимулирующая конкурентная среда на внутреннем рынке; минимум протекционистских мероприятий государства относительно фирмы).
 

    Концепция «жизненного цикла жизни товара»

  Представители данного подхода (Р. Вернон, Ч. Кипделбергер, Л. Уелс) учитывают, что на основе этапов жизненного цикла товаров можно объяснить современные торговые связи между странами. В соответствии с общим тезисом, жизненный цикл товара (ЖЦТ) проходит четыре этапа: внедрение; рост; зрелость и спад. Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла:

  1. Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделий. Переход к крупносерийному, массовому производству происходит по мере усовершенствования технологии. Производство и реализация нового товара начинается чаще всего на территории развитых стран.
  2. На этапе роста, наряду с увеличением объемов продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, создаются предпосылки вывоза производства за границу.
  3. На стадии зрелости некоторые конкуренты начинают снижать цены. На этом этапе производство осуществляется во многих странах, в том числе в развивающихся. Наступает период насыщения товарами (сначала в странах нововведения). На этом этапе возникают основания для масштабного производства данной продукции в слаборазвитых странах. Этот этап характеризуется усилением экспорта капитала.
  4. На этапе спада, рынок в промышленно развитых странах суживается быстрее, чем в развивающихся. Рыночные и стоимостные факторы стимулируют перемещение производства в развивающиеся страны, которые экспортируют продукцию на рынки развитых стран.
 
 

 

Тема1_вопрос_4.doc

— 36.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тематика курсовых работ_новая.doc

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Международная торговля. Субъекты мировой экономики