Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 07:25, контрольная работа
1. Основные закономерности развития мировой торговли.
2. Внешнеторговая политика. Тарифно-налоговое регулирование внешней политики.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики
Тарифное регулирования внешней торговли (Tariff trade regulation) предполагает применение таможенной пошлины (customs duty) - государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:
По товарному обращению:
· Ввозная (импортная) (import tax) - пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону.
· Вывозная (экспортная) (export tax) - пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
· Провозная (транзитная) (transit duty) - пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны.
По основе начисления:
· Адвалорная (ad valorem tariff) - взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
· Специфическая (specific tariff) - взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара.
· Комбинированная (compound tariff) - сочетает оба вида таможенного обложения.
По происхождению:
· Автономная (autonomous tariff) – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
· Договорная (conventional tariff) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
· Преференциальная (preferential duty) - льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.
По характеру применения:
· Специальная (special duty) - пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
· Компенсационная (countervailing duty) – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.
· Антидемпинговая (untidumping duty) – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе (custom tariff). Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В настоящее время распространены "многоколонные тарифы" (multilinear tariff), устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать дифференцировать ставки таможенных пошлин в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране (группе стран), т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами.
Очень важно отметить, что между таможенными пошлинами и косвенными налогами (прежде всего, НДС и акцизами) существует функциональное сходство. Так, теория налогообложения выделяет такие функции налогов, как:
- фискальная;
- контрольная;
- распределительная;
- регулирующая.
Что касается таможенных пошлин, то они выполняют следующие функции:
-стабилизирующую или регулирующую, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и не создавая преимущества для тех и других;
-защитную или протекционистскую, ограничивая допуск на отечественный рынок импортных товаров;
-
стимулирующую: ввозные
- фискальную, пополняя доходную часть государственного бюджета.
Несмотря на явное сходство в функциях с налогами, таможенным пошлинам присущ, главным образом, регулирующий и защитный характер, что и подчеркивается многими исследователями, так как применение таможенных пошлин как средства фискальной политики почти всегда противоречит выполнению задач по защите внутреннего рынка.
Регулирующая функция таможенной пошлины предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, то есть защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и рационализации товарной структуры, до содействия развитию и насыщению рынка, обеспечения стимулирования собственного производства. Этого можно достичь как путем увеличения ставок, так и путем снятия экономических ограничений на ввоз на государственную таможенную территорию импортных товаров и услуг, а также - предоставления льготного режима по сравнению с национальным, к примеру, в свободных экономических зонах.
Тем не менее, функциональное сходство налогов и таможенных пошлин налицо.
Помимо функционального сходства, следует отметить и одинаковый механизм действия таможенных пошлин и косвенных налогов: и те и другие включаются в цену реализации товаров (работ, услуг) и полностью оплачиваются конечным потребителем.
Налогообложение внешнеторговой деятельности
Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются административные меры нетарифного регулирования и внутренние налоги
Поэтому
вполне логично, что помимо таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования
внешней торговли, являющейся составляющей
внешнеэкономической
Налог на добавленную стоимость и акцизы на отдельные виды товаров и услуг согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относятся к общим налогам на потребление, объектом обложения которыми являются не только отечественные товары, но и товары, имеющие происхождение за рубежом.
В настоящее время в развитых странах косвенные налоги на потребление стали одной из основных форм налогового изъятия, в том числе и при налогообложении внешнеторговой деятельности. Так, доля косвенных налогов на потребление в федеральных бюджетах развитых стран в последние годы составляет: в США - 8-9%, в Великобритании - более 20%, в Германии - около 18%. Как правило, значение этой формы изъятия либо повышается, как в Великобритании, либо носит устойчивый характер, как в США и Германии. Различия объясняются не только тем, что эти налоги относятся в США к разряду налогов штатов и местных налогов, а в Великобритании и Германии в основном к разряду общегосударственных, но и тем, что основной косвенный налог в США имеет форму налога с продаж, а в Великобритании и Германии - налога на добавленную стоимость, охватывающего широкий круг товаров и услуг и взимаемого по довольно высоким ставкам.
Однако
исследователи расходятся во мнении
по поводу того, являются ли налоги, взимаемые
при перемещении через
Так, В.В. Покровская считает, что налоговая система дополняет таможенный тариф и берет на себя часть его функций. Более того, само тарифное регулирование может быть в полной мере реализовано только в тесной взаимосвязи с налоговой системой С.Н. Гамидуллаев, А.П. Киреев и А.И. Шишаев однозначно относят налоги к нетарифным методам регулирования внешнеторговой деятельности, указывая на то, что налоги и сборы, взимаемые при налогообложении международной торговой деятельности, относятся к экономическим нетарифным ограничениям по классификации, разработанной Секретариатом ГАТТ, и по классификации ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию).
Более того, В.Н. Тишков отмечает, что налоги, взимаемые при ввозе на таможенную территорию государства импортных товаров (работ, услуг), являются паратарифными мерами регулирования импорта, и эта довольно объемная группа инструментов характеризуется, прежде всего, экономическим воздействием на импорт.
Кроме
того, в отличие от таможенных пошлин
данные налоговые инструменты не
являются предметом международного
регулирования и целиком
- внутренние (уравнительные) налоги;
- налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу;
- таможенные доплаты.
Внутренние (уравнительные) налоги и сборы, как отмечает В.Н. Тишков, - это налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта. К таким инструментам относятся, прежде всего, косвенные налоги, которые включаются в цену товара:
-
налог на добавленную
- акцизы;
- налог с продаж.
То есть взимаемые на государственной таможенной границе налоги и сборы можно разделить на две группы.
Первая
включает в себя так называемые внутренние
(уравнительные) налоги и сборы, эквивалентные
косвенным налогам и сборам, взимаемым
с отечественных товаров в
стране импортера (налог на добавленную
стоимость и акцизы). Уравнительные
или пограничные импортные
Ко второй группе относятся многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые импортерами в связи с таможенной очисткой товара.
Цель
уравнительных налогов и сборов
- создание единого налогового режима
для иностранных и