Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 07:25, контрольная работа

Описание

1. Основные закономерности развития мировой торговли.
2. Внешнеторговая политика. Тарифно-налоговое регулирование внешней политики.

Работа состоит из  1 файл

международная торговля.docx

— 61.92 Кб (Скачать документ)

       Кроме того, применяемые по отношению к  импортным товарам налоги и сборы  оказываются более высокими, так  как они взимаются со стоимости  импортируемого товара СИФ (то есть включающей в себя кроме стоимости самого товара еще и стоимость транспортировки  и страхования) плюс сумма уплаченных таможенных пошлин и сборов. На товары же внутреннего производства налоги, как правило, начисляются исходя из оптовой цены промышленности. Иными словами, внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль в том случае, если они накладываются только на импортные товары, а товары местных производителей при этом налогообложению не подлежат. В случае, если правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Однако во многих случаях внутренние налоги не просто превышают по стоимости размер импортной пошлины, но и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

       Таким образом, воздействие указанных  налоговых инструментов на импорт может  проявляться по нескольким направлениям в зависимости от целей и особенностей их использования.

       Во-первых, в возможном общем повышении  цен на внутреннем рынке по сравнению  с уровнем мировых цен, что  является весьма значительным фактором, сдерживающим внутренний спрос в  целом.

       Во-вторых, налоговые инструменты используются в качестве компенсирующей меры для  выравнивания условий реализации импортных  и отечественных товаров, то есть внутренние налоги применяются к  импортируемым товарам при их ввозе. Прежде всего это касается акцизов и налога на добавленную  стоимость. Применение данных мер создает  дополнительный барьер на пути импортных  товаров, однако они необходимы с  точки зрения обеспечения условий  для справедливой конкуренции отечественных  и иностранных товаров.

       В-третьих, использование налоговых инструментов по отношению к импортным товарам  может привести к ослаблению конкурентоспособности  импортных товаров. Хотя в большинстве  стран налоги применяются на недискриминационной  по отношению к импорту основе, в некоторых случаях они могут  ухудшать условия реализации импортных  товаров на внутреннем рынке. Наиболее типичным примером в данной области  является принятое в мировой практике установление различных ставок налогообложения  для автомобилей в зависимости  от мощности или объема двигателя.

       Как уже было отмечено выше, общая сумма  таких налоговых платежей нередко  превосходит размеры установленных  таможенных тарифов. Кроме того, часто  они осуществляются не в виде фиксированной  ставки (например, скользящие импортные  налоги), изменяясь в зависимости  от состояния конъюнктуры и экономической  политики государства, а могут быть как специфическими, так и комбинированными, способствуя повышению в основном внутренней цены товара.

       В любом случае, несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения по поводу того, к тарифным или нетарифным методам регулирования внешнеторговой деятельности следует относить внутренние косвенные налоги, очевидно, что  они являются методом регулирования  не только экономики в целом, но и  внешней торговли, в частности.

       Более того, в экономической литературе и периодических изданиях общепринято  отнесение к системе косвенного налогообложения международной  хозяйственной деятельности не только налога на добавленную стоимость  и акцизов, но и инструментов таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли - таможенных пошлин.

       То  есть, основу налогового регулирования  внешнеторговой деятельности составляет косвенное налогообложение перемещаемых через таможенную границу государства  товаров (работ, услуг) посредством  таких инструментов, как таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость  и акцизы.

       Государство использует косвенную форму изъятия  доходов путем введения надбавок к ценам товаров и услуг, потребляемых получателями первичных доходов (трудящимися  и предпринимателями). Покупая товары и услуги, в том числе, импортные, потребители не только возмещают  расходы по производству этих товаров  и услуг, по их перевозке через государственную таможенную границу и оплачивают прибыль предпринимателя, но и передают часть своих доходов в казну государства.

       В последнем случае государство путем  изменения налоговых ставок и  предоставления налоговых льгот  создает благоприятные либо неблагоприятные  условия для хозяйствующих субъектов, стимулируя или ограничивая их деятельность.

       Стимулирующая государственная политика непосредственно  воздействует на состояние реального  сектора, увеличивая совокупный спрос либо путем роста государственных расходов, либо путем сокращения налогов. Это приводит к увеличению реального объема производства и росту общего уровня цен, что означает увеличение номинального национального дохода. Через передаточный механизм данный импульс влияет на денежный рынок, на котором происходит увеличение спроса на деньги, что вызывает увеличение нормы процента. Это в свою очередь воздействует на объем плановых инвестиций в сторону их сокращения. Данный процесс получил название эффекта вытеснения. Эффекту вытеснения можно дать более широкую трактовку, так как налогово-бюджетная политика воздействует на все компоненты совокупного спроса: плановые инвестиции бизнеса, потребительские расходы, чистый экспорт.

       В Республике Беларусь меры нетарифного  регулирования внешней торговли применяются по основаниям и в  соответствии с требованиями, предусмотренными 12-19, 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в интересах экономической политики, так и в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния республики, охраны окружающей природной среды.

В Республике Беларусь сформирована и функционирует  система нетарифного регулирования  внешней торговли товарами с учетом экономической политики и международных  обязательств республики, которая включает в себя нетарифные меры экономического и неэкономического характера

Особенностью  системы нетарифного регулирования  в Республике Беларусь является то, что государственным органом, ответственным  за применение мер нетарифного регулирования  по причинам экономического характера, а также осуществляющим выдачу соответствующих разрешительных документов, является Министерство торговли Республики Беларусь, а органом, контролирующим применение мер нетарифного регулирования по причинам неэкономического характера, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь». Выдачу соответствующих разрешительных документов осуществляют органы госуправления по их ведомственной компетенции.

Меры  нетарифного регулирования  по причинам экономического характера 

В настоящее  время в Республике Беларусь в отношении импорта и (или) экспорта товаров действуют следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли, применяемые по причинам экономического характера:  

  • лицензирование экспорта и (или) импорта товаров в объемах квот (количественные ограничения импорта могут применяться только в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Беларусь. Такие ограничения применяются без дискриминации по принципу страны происхождения товара);
  • лицензирование экспорта и (или) импорта товаров (лицензирование применяется в целях наблюдения за торговыми потоками или в отношении товаров, которые могут отрицательно влиять на здоровье человека, экологическое благополучие, права потребителей и национальную безопасность (при импорте). Процедуры экспортного лицензирования одинаковы с процедурами импортного лицензирования);
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров (в соответствии с законодательством Республики Беларусь доступ к торговле (экспорту) может ограничиваться путем предоставления исключительного права осуществления экспорта в отношении ряда товаров, происходящих из Республики Беларусь. Однако данные требования не запрещают экспортерам выбирать покупателей их продукции, а также не направлены на ограничение их прав определения условий покупки и продажи);
  • лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, применяемое по результатам антидемпинговых расследований, в том числе в соответствии с Законом Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» .

Указанные меры в Беларуси реализуются, как  правило, посредством принятия Президентом  Республики Беларусь и Правительством соответствующих нормативных актов.

Меры  нетарифного регулирования экономического характера в торговле с Российской Федерацией в основном не применяются. 

Основные  нормативные актами в области  нетарифного регулирования экспорта и/или импорта отдельных видов  товаров в Республике Беларусь приведены  в разделе Нормативные правовые акты .  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Абрамов А. И. Мировая экономика: Учеб. пособие для студентов и слушателей экон. специальностей / В.Л.Абрамов. М.: Дашков и К, 2004. 316 с.

2.     Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов / Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 411 с.

3.     Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практ. пособие / А.В. Алехнович. Мн.: Амалфея, 2005. 412 с.

4.     Белькевич А.П. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Н.Н. Белькевич, С.Ф. Ушаков, Е.С. Ушакова; Белорус. ин-т правоведения. Мн.: БИП-С, 2004. 237 с.

5.     Бодрова Н.А. Протекционизм в международной торговле: Учеб. пособие для вузов / Разраб. Н.А. Бодровой. 76 с.

6.     Буглай В. Б. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов / В.Б. Буглай, Н.Н.Ливенцев; Под ред. Н.Н.Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 2003. 255 с.

7.     Буглай В. Б. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов / В.Д. Буглай, Н.Н.Ливенцев; Под ред. Н.Н.Ливенцева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2004. 255 с.

8.     Булко О. С. Внешняя торговля Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / О.С. Булко, И.А. Михайлова-Станюта, И.М.Абрамов, С.Ю.Солодовников; Под науч. ред. П.Г.Никитенко; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики, Белорус. ин-т правоведения. Мн.: НО ООО "БИП-С", 2002. 169 с.

9.     Внешняя торговля Республики Беларусь, 1995-2000 гг.: Статистический сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2001. 346 с.

10.                       Внешняя торговля Республики Беларусь: Статистический сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006. 336 с.

11.                       Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств = External trade of the CIS countries: Стат. сб. / Межгос. стат. ком. Содружества Независимых Государств. М.: Cтаткомитет СНГ, 2003. 103 с.

12.                       Давыденко Е.Л. Международные экономические отношения: Пособие для студентов / Е.Л.Давыденко; Бел. гос. ун-т, Фак. междунар. отношений, Каф. междунар. экон. отношений. Мн.: БГУ, 2001. 86 с.

13.                       Дадалко В.А. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для студентов специальности "Мировая экономика и междунар. экон. отношения" вузов / В.А.Дадалко; Науч. центр исслед. экон. политики и бизнеса "Армита". Мн.: ЗАО "Армита - Маркетинг, Менеджмент", 2000. 483 с.

14.                       Дайнеко А. Е. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Беларуси / А.Е. Дайнеко, Ф.А. Дмитракович, Г.В. Забавский, П.В. Шведко. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004. 298 с.

15.                       Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза: Экон. и правовые аспекты / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, Ф.А. Дмитракович; Под науч. ред. А.Е. Дайнеко. М. : Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. 328 с.

16.                       Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: Учеб. по курсу "Междунар. экон. отношения" для вузов по экон. специальностям / А.И.Евдокимов, А.К.Бондарев, М.С.Воронин и др. М. : Проспект : Велби, 2003. 544 с.

17.                       Еловой, И.А. Коммерческая география Республики Беларусь: Пособие по дисциплине "Коммерч. география" / И.А.Еловой, А.А.Кухарчик; Учреждение образования "Бел. гос. ун-т трансп.", Каф. упр. грузовой и коммерч. работой. Гомель: БелГУТ, 2002. 125 с.

18.                       Иванов Э.М. Экономические отношения России со странами СНГ: итоги 1991 - 2002 гг. и перспективы развития / Иванов Э.М.; Под общ. ред. Е.М.Кожокина; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2003. 126 с.

19.                       Иншакова А. О. Экономическая интеграция в СНГ: методология, стратегия, механизм: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.01; 08.00.14 / Иншакова Елена Ивановна; [Волгоградский государственный университет]. Волгоград, 2005. 46 с.

20.                       Ковальчук В. В. Методологические основы анализа эффективности внешней торговли / В.В.Ковальчук; Под ред. В.Ф.Медведева; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. Мн.: Право и экономика, 2004. 113 с.

21.                       Конкурентоспособность национальной экономики. Внешняя торговля: состояние и перспективы: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников респ. и мест. гос. органов, 19-20 июня 2002 г. / Редкол.: Л.П. Козик и др. Мн.: Информ. бюл. Администрации Президента РБ, 2002.104 c.

Информация о работе Международная торговля