Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользованием и охраной окружающей среды, изучение задач и методов этого регулирования.
Введение…………………………………………..………………………..…… 2
Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….… 3
Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………..……... 7
Кадастры природных ресурсов в РФ………………………………...……7
Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования……………………………....................................................8
Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………...…...12
Органы экологического управления в Российской Федерации …………………………………………….……........................…………….…...13
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………..……………………16
5.1 Участие России в международном экологическом сотрудничестве…………………………………………………………………..17
Основные факторы деградации природной среды……….….….....20
Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования....................................22
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их реализации………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………….……..……....29
Список использованной литературы……….…………
Содержание
Введение…………………………………………..…………
5.1 Участие России в
международном экологическом
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……….…………………………………………
Введение
Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. В период перехода страны к рыночной экономике особое внимание уделяется государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека.
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.
Цели данной работы –
раскрытие методологических основ
государственного регулирования
Природные ресурсы – совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
По виду исчерпаемости
природные ресурсы
Государственное регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. Система управления природопользованием (ПР) и охраной окружающей природной среды (ООПС) включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.
В настоящее время организация
системы государственного регулирования
природопользования включает: формирование
экологической политики, выработку
стратегии природопользования, выбор
методов государственного регулирования
природопользованием, создание информационно-информативно-
К функциональным инструментам
организационно-правового
Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений. Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные исполнительные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
Экологическое нормирование — установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области ПР и ООПС.
Экологическая стандартизация — деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологические стандарты — эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на ОПС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
К действенной форме
Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.
Большое значение в государственном
регулировании
К функциям государственного
регулирования
Экологический контроль — это совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), который включает в себя мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды, мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды, социально-гигиенический мониторинг и обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.
Методы государственного
регулирования
2. Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Основными методами экономических механизмов в государственном экологическом регулировании являются: природные кадастры, финансирование природопользования и охраны окружающей среды, платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды, льготы по кредитованию, налогообложению, а также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) ПР и ООПС, меры экономического стимулирования (льготы).
2.1 Кадастры природных ресурсов в РФ
Тщательный учет имеющихся
природных ресурсов есть непременный
признак процветающего
Кадастром природного ресурса называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по вилам природного ресурса. Через определенное время (периодически) кадастры обновляются.
Земельный кадастр включает
сведения о природном и хозяйственном
использовании земель, их состоянии,
учет их количества и качества, данные
регистрации
Водный кадастр - свод сведений
о водах региона или бассейна,
содержащий данные о реках, озерах,
прудах, болотах, морях, ледниках, включающий
также сведения о режиме, качестве
и использовании вод и
1) поверхностные воды;
2) подземные воды;
3) использование вод.
Лесной кадастр - свод данных о лесах, качественном составе, запасах древесины и ежегодном ее приросте, степени вовлечения лесов в эксплуатацию.
Источником сведений для
составления и пополнения кадастров
служит сеть наблюдательных постов, режимных
станций, а также специальные
экспедиции. В последнее время
встал вопрос о необходимости
учета размещения промышленных расходов
по составу и степени токсичности,
а также регистрации
На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
2.2 Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования.
Действенным механизмом государственного
регулирования
Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов РФ и местные фонды.
Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, которая включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.