Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользованием и охраной окружающей среды, изучение задач и методов этого регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………..…… 2
Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….… 3
Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………..……... 7
Кадастры природных ресурсов в РФ………………………………...……7
Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования……………………………....................................................8
Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………...…...12
Органы экологического управления в Российской Федерации …………………………………………….……........................…………….…...13
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………..……………………16
5.1 Участие России в международном экологическом сотрудничестве…………………………………………………………………..17
Основные факторы деградации природной среды……….….….....20
Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования....................................22
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их реализации………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………….……..……....29
Список использованной литературы……….…………

Работа состоит из  1 файл

природа(доклад).docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………..………………………..…… 2

  1. Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….… 3
  2. Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………..……... 7
    1. Кадастры природных ресурсов в РФ………………………………...……7
    2. Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования……………………………....................................................8
  3. Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………...…...12
  4. Органы экологического управления в Российской Федерации …………………………………………….……........................…………….…...13
  5. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………..……………………16

5.1 Участие России в  международном экологическом сотрудничестве…………………………………………………………………..17

  1. Основные факторы деградации природной среды……….….….....20
  2. Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования....................................22
  3. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их  реализации………………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………….……..……....29

Список использованной литературы……….………………………………………………….……….....31

 

Введение 

Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития России является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. В период перехода страны к рыночной экономике особое внимание уделяется государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды, так как в настоящее время эколого-экономические проблемы определяют не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования каждого человека.

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой  ценой, но и управление современным  экологически безопасным производством.

Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.

Цели данной работы –  раскрытие методологических основ  государственного регулирования природопользованием  и охраной окружающей среды, изучение задач и методов этого регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики

 

Природные ресурсы – совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

По виду исчерпаемости  природные ресурсы классифицируются:

  1. Исчерпаемые – невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы) и возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);
  2. Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно-пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);
  3. Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Государственное регулирование  является самостоятельным элементом  управления экономикой. Система управления природопользованием (ПР) и охраной  окружающей природной среды (ООПС) включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах  правовой защиты и регулирования.

В настоящее время организация  системы государственного регулирования  природопользования включает: формирование экологической политики, выработку  стратегии природопользования, выбор  методов государственного регулирования  природопользованием, создание информационно-информативно-правового  обеспечения управления природопользованием, формирование инфраструктуры для обеспечения  регулирования в сфере природопользования.

К функциональным инструментам организационно-правового механизма  ПР и ООПС относятся: нормирование, стандартизация, экспертиза, лицензирование, сертификация, аудирование, мониторинг, контроль.

Мониторинг  окружающей среды — система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений. Государственный мониторинг осуществляют специально уполномоченные исполнительные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

Экологическое нормирование — установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области ПР и ООПС.

Экологическая стандартизация — деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологические стандарты — эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на ОПС для предупреждения вреда, наносимого окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на ОПС в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

К действенной форме государственного регулирования природопользования относится экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой, хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России на сегодняшний день служит единственной узаконенной мерой, способной не допустить строительства объектов, реализации программ, нормативных актов, иных решений в ущерб экологической безопасности, а следовательно, в ущерб здоровью граждан и окружающей природной среде.

Экологическое лицензирование представляет собой деятельность компетентных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Большое значение в государственном  регулировании природопользования имеет экологическая сертификация. Она представляет собой деятельность специальных органов по подтверждению соответствия сертифицированного объекта (продукция, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, экологические услуги) предъявленным к нему экологическим требованиям.

К функциям государственного регулирования природопользования относят также экологическое аудирование. Это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем.

Экологический контроль — это совокупность организационно-правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

В государственной системе  управления природоохранной деятельностью  в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), который включает в себя мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды, мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды, социально-гигиенический мониторинг и обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем. Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Методы государственного регулирования природопользования делятся на 2 группы:

  1. Экономические методы;
  2. Административно-правовые методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Основными методами экономических механизмов в государственном экологическом регулировании являются: природные кадастры, финансирование природопользования и охраны окружающей среды, платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды, льготы по кредитованию, налогообложению, а также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) ПР и ООПС, меры экономического стимулирования (льготы).

 

2.1 Кадастры природных ресурсов в РФ

 

Тщательный учет имеющихся  природных ресурсов есть непременный  признак процветающего государства.

Кадастром природного ресурса называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей.

Единого кадастра природных  ресурсов не существует. Кадастры представлены по вилам природного ресурса. Через  определенное время (периодически) кадастры обновляются.

Земельный кадастр включает сведения о природном и хозяйственном  использовании земель, их состоянии, учет их количества и качества, данные регистрации землепользователей, рекомендации по эффективному использованию и  охране земель и т.д.

Водный кадастр - свод сведений о водах региона или бассейна, содержащий данные о реках, озерах, прудах, болотах, морях, ледниках, включающий также сведения о режиме, качестве и использовании вод и водопользователях. Он состоит из трех разделов:

                       1) поверхностные воды;

                        2) подземные воды;

                        3) использование вод.

Лесной кадастр - свод данных о лесах, качественном составе, запасах  древесины и ежегодном ее приросте, степени вовлечения лесов в эксплуатацию.

Источником сведений для  составления и пополнения кадастров  служит сеть наблюдательных постов, режимных станций, а также специальные  экспедиции. В последнее время  встал вопрос о необходимости  учета размещения промышленных расходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнений  окружающей среды. Таким образом, речь идет о создании реестра (кадастра) отходов. При этом объектом регистрации  должны служить все опасные и  потенциально опасные вещества, как  производимые на территории России, так  и ввозимые из-за рубежа.

На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его  продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния  природы. Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения  о предоставлении природного ресурса  в пользование.

 

2.2 Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования.

 

Действенным механизмом государственного регулирования природопользования должно быть финансовое обеспечение. Финансирование — это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств предприятий, учреждений, организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения и других источников.

Для решения неотложных природоохранных  задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных  задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, экологические фонды субъектов РФ и местные фонды.

Для обеспечения надежного  финансирования различных видов  природоохранной деятельности в  Российской Федерации создается система экологических фондов, которая включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

Информация о работе Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды