Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользованием и охраной окружающей среды, изучение задач и методов этого регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………..…… 2
Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….… 3
Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………..……... 7
Кадастры природных ресурсов в РФ………………………………...……7
Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования……………………………....................................................8
Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………...…...12
Органы экологического управления в Российской Федерации …………………………………………….……........................…………….…...13
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………..……………………16
5.1 Участие России в международном экологическом сотрудничестве…………………………………………………………………..17
Основные факторы деградации природной среды……….….….....20
Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования....................................22
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их реализации………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………….……..……....29
Список использованной литературы……….…………

Работа состоит из  1 файл

природа(доклад).docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)
  1. государственные инициативы;
  2. международные организации;
  3. международные конвенции и соглашения;
  4. двустороннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в  области охраны окружающей среды  имеют давнюю историю. Нашей страной  был выдвинут целый ряд предложений  по международному сотрудничеству в  целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

РФ продолжает играть активную роль в международном экологическом  сотрудничестве. Важные предложения  участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) содержались в послании президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в концепции перехода РФ на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.

Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды  с ЮНЕП и с другими организациями  по вопросам выработки стратегии  защиты от загрязнения, создания системы  глобального мониторинга, борьбы с  опустыниванием и др. Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ. Россия также активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической  организации ООН (ВМО), в частности  Всемирной климатической программы.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению конвенций: о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), о защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и другие. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.

Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ОПС  было подписано в Москве в феврале  1992 г. представителями 10 стран бывшего СНГ.

На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, с США, Великобританией, Францией, Китаем и др. Наиболее плодотворно развивается  российско-американское сотрудничество, российско-германские связи, сотрудничество со Скандинавскими странами. В последние  годы решению природоохранных проблем  способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда и др.

Несмотря на достигнутые  успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации  системы ООН. Россия непременно должна играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем  всего мирового сообщества.

 

  1. Основные факторы деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни  и здоровья ее населения, а также  национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания  соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать  и последовательно реализовывать  единую государственную политику в  области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных  систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства  и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций  биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального  и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом  уровне относятся:

  • рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
  • увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
  • деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие невозможность существования человеческой цивилизации;
  • возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
  • возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
  • продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

  • преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
  • низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
  • резкое ослабление управленческих, и, прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
  • низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
  • последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
  • низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Эти факторы должны учитываться  при проведении в Российской Федерации  единой государственной политики в  области экологии.

 

 

 

  1. Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования.

Рассмотрим основные направления  реализации государственной политики в области охраны окружающей среды  и природопользования.

1. Развитие системы государственного  управления охраной окружающей  среды и природопользованием.  Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

2. Нормативное правовое  обеспечение и правоприменение.  Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

3. Экономические и финансовые механизмы. Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение. Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

5. Научное обеспечение. Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

6. Экологическое образование и просвещение. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии. Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

8. Региональная политика в области экологии. Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

9. Международное сотрудничество. Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Реализация положений  настоящего перечня предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также  разработку и реализацию мер государственной  поддержки и регулирования в  сфере охраны окружающей среды и  рационального природопользования.

 

  1. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их  реализации.

К приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической  безопасности Российской Федерации  относятся:

  • обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
  • экологические приоритеты в здравоохранении;
  • предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды;
  • контроль над использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и  при чрезвычайных ситуациях. Основными задачами в указанных областях являются обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Для этого необходимы:

  • осуществление в приоритетном порядке учета интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;
  • обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок, включая АЭС, химических, горнодобывающих предприятий и т.п.);
  • разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида;
  • обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;
  • снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;
  • обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами;
  • разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;
  • разработка мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов;
  • реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
  • реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Информация о работе Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды