Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Предметом рассмотрения в данной работе является государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды.
Цели данной работы – раскрытие методологических основ государственного регулирования природопользованием и охраной окружающей среды, изучение задач и методов этого регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………..…… 2
Экологическая политика государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….… 3
Экономические методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………..……... 7
Кадастры природных ресурсов в РФ………………………………...……7
Финансовые механизмы государственного регулирования природопользования……………………………....................................................8
Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………...…...12
Органы экологического управления в Российской Федерации …………………………………………….……........................…………….…...13
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………..……………………16
5.1 Участие России в международном экологическом сотрудничестве…………………………………………………………………..17
Основные факторы деградации природной среды……….….….....20
Пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования....................................22
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации и средства их реализации………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………….……..……....29
Список использованной литературы……….…………

Работа состоит из  1 файл

природа(доклад).docx

— 58.30 Кб (Скачать документ)

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или местными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде.

Одним из важнейших регуляторов  уровня экологического загрязнения  является налогообложение. Оно устанавливается органами различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления. Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование. К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение. Налогообложение в первую очередь касается развития льготного обложения продукции, вырабатываемой из отходов, вплоть до полного ее освобождения от налогов. На территориях с кризисной ситуацией целесообразно не облагать налогом прибыль предприятий, если освобождаемые от налогообложения средства направляются на природоохранные цели.

С целью формирования целевых  фондов финансирования работ по воспроизводству  природных ресурсов и природоохранных  мероприятий, стимулирования рационального  природопользования активно используются платежи за природные ресурсы.

Введение платежей за использование  природных ресурсов — прямое следствие  преобразования природоресурсовых  отношений, проводимого в рамках рыночных реформ. Установление такой  платы стало возможным после  отмены исключительной государственной  монополии на землю и другие природные  ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи  и гражданско-правовых сделок.

В законе «Об охране окружающей природной среды» закреплены два  вида платежей:

  1. Плата за ресурсы животного мира (землю, воду, недра, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) и регулируется соответствующими природно-ресурсными законодательными актами.
  2. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия,  являющиеся экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями, добровольно принимали меры по уменьшению загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Плата за загрязнение ОПС является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Она направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. Установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Платежи за загрязнение служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

Элементами экономического механизма регулирования природопользования являются также экологическое страхование, планирование (прогнозирование) природопользования, меры экологического стимулирования.

Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности объектов — потенциальных виновников, аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель экологического страхования — наиболее полная компенсация нанесенного окружающей среде вреда.

Планирование  (прогнозирование) природопользования представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию в составе экологических программ, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографической ситуации научно-технического потенциала, социальной структуры, состояния природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.

 

 

 

 

  1. Административно-правовые методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

 

Административно-правовые методы предусматривают установление допустимых норм выбросов, запрета на применение определенного вида сырья или продукции, определение системы дифференцированных экологических стандартов для различных отраслей.

В результате складывается единая система экоинформации, мониторинга, кадастров природных ресурсов, которая  позволяет оперативно оценивать  ситуацию и состояние среды обитания в различных регионах страны. Государство  определяет общие нормы, стандарты  и правила экологической безопасности.

Природоохранные нормы –  численные значения соотношений  между качественным и количественным состоянием природно-ресурсного потенциала или его отдельных компонентов.

На всей территории России устанавливаются нормативы предельно допустимых  выбросов (ПДВ) загрязнителей в атмосферу, дифференцированные в зависимости от технико-экономических параметров источников выбросов, их размещения и метеорологических характеристик территории. Кроме того устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих природную среду, и нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее, а также критические уровни загрязнения (КУЗ).

Нормативы ПДК вредных  веществ, загрязняющих атмосферный  воздух, воды, почвы, устанавливаются  для оценки состояния окружающей природной среды в интересах  охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного  и животного мира.

 

  1. Органы экологического управления в Российской Федерации.

На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными  органами.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 30.12.1998 № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах  Российской Федерации в области  охраны окружающей природной среды» [135 винокур] и с учетом утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 Структуры  федеральных органов исполнительной власти [94 вин] к таковым в настоящее  время отнесены:

  • Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • Федеральное агентство лесного хозяйства;
  • Федеральное агентство по недропользованию;
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральное агентство по рыболовству;
  • Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей  среды;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Полномочия и специализация  названных органов в области  охраны окружающей среды и природопользования определяются положениями об этих органах

Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (ОПС). Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.

Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.

Важнейшая задача - ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, возложена  на МЧС России.

Вопросы, связанные с производством  и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения  транспортом, санитарно-экологическая  служба муниципальной милиции находятся  в ведении МВД России.

На региональном уровне управления охраной ОПС ведется представительными  и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений  по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.

Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления  Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции  переданы Министерству природных ресурсов и экологии России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:

  1. федеральный уровень управления;
  2. управление по семи федеральным округам;
  3. управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).

В августе 2000 г. завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан Департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты Министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте Федерального закона "Об охране окружающей природной среды в РФ" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.

 

 

  1. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время процесс  антропогенного воздействия  на  экологическое равновесие оказывается  гораздо  сильнее,  и  природа  страдает  значительно больше, но в равной мере увеличиваются и  обратные  нагрузки  на  социальные формы бытия. Никогда еще за всю  историю человечества так быстро и в  таких  размерах не разрушалась  окружающая среда, как это  происходит  после  второй  мировой войны.  В  результате  нерационального  отношения   к   природным   ресурсам интенсифицировался  процесс  опустынивания,  смыва  природного  слоя   почв, сведения лесов на огромных площадях.

К началу 80-х  годов  была  подготовлена  стратегия  охраны   природы, содержащая не только рекомендации  государствам  по  охране  природы,  но  и фактическую информацию о состоянии экологического равновесия всех  природных объектов мира, особенно лесной флоры и фауны.

В настоящее  время  почти  все  главные  политические  и  экономические межгосударственные организации  и  группировки  стран  Запада  включились  в работу по организации сотрудничества в  деле  охраны  природы.  Европейский  экономический совет, созданный  в 1949 г., с конца  60-х  гг. обращается к современным проблемам окружающей среды, приняв две  декларации: «Европейскую  декларацию  в   области   сохранения   природы»   (1970г.)   и «Декларацию об улучшении природной  среды в Европе» (1980 г.).

Международное сотрудничество в области охраны  окружающей  среды  начало более активно развиваться  в последние  годы  не  только  в  рамках  западных экономических   и   политических   группировок,   но   и   между   странами, расположенными в  пределах  крупных  морских  и  речных  бассейнов. 

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.

 

5.1 Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

 

Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления  международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды:

Информация о работе Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды