Международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Актуальность проблематики обусловила цель курсовой работы - дать общую характеристику системе международных экономических организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций.
2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.
3.Определить основные цели и функции международных экономических организаций.
4. Привести классификацию международных экономических организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………..…..5
1.1.Понятие и виды международных организаций……………………………..5
1.2. История возникновения международных экономических организаций...13
1.3. Краткие выводы по первому разделу……………………………………...23
РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..24
2.1. Цели и функции международных экономических организаций………....24
2.2. Классификация международных экономических организаций……...…..28
2.3. Краткие выводы по второму разделу……………………….……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………..……..……..……..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………

Работа состоит из  1 файл

МЭ КУРСАЧ.docx

— 66.07 Кб (Скачать документ)

     Особую  актуальность представляют международные  экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются  задачей приобрести соответствующие  преимущества, которые дает то или  иное экономическое объединение.

     Довольно  известной экономической организаций  является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (далее  ОЭСР) - межрегиональная экономическая  организация.

     Эта организация выполняет большинство  функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В. Моравецкий выделял  три основных вида функций международных  организаций: регулирующие, контрольные  и оперативные [8, с.90].

     Сегодня одной из основных функций любой  международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация  публикует серию документов, непосредственно  касающихся ее структуры, целей и  основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует  специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных  отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации  по руководству международным сотрудничеством  государств в конкретных областях [9, с.76].

     В литературе подробно рассматривался вопрос о характере участия международной  организации в процессе нормотворчества: правовое положение организации, возможность  ее влияния на содержание принимаемых  текстов конвенций, юридическая  сила этих актов и др. Непосредственно  нормотворческая функция международных  организаций возникла после Второй Мировой Войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе - стабильное явление международной жизни [5, с.20].

     Оперативная функция - новая среди функций  международных организаций. Она  присуща, например, ООН, ее специализированным учреждениям, а также ряду международных  организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной деятельностью.

     Оперативными  функциями ООН являются: операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности; оказание технической  помощи освободившимся странам со стороны  ООН и специализированных учреждений и др. Специфика оперативной функции  по сравнению с другими функциями  международных организаций объясняется  в литературе следующим образом: «Оперативные функции представляют собой особый метод деятельности международной организации. Если при  осуществлении регулирующих и контрольных  функций международная организация  стремится побудить государства  к реализации ее задач, оказывая на них определенное политическое давление, то при осуществлении оперативных  функций она сама реализует свои задачи при помощи находящихся в  ее распоряжении людских и материальных средств».

     В литературе справедливо отмечалось, что все развитие международного права происходило на фоне научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов, существенно повлияла на международное  сотрудничество государств в рамках международных организаций [10, с.137].

     Она потребовала качественно нового уровня деятельности международных  организаций, наделенных определенными  коммерческо-эксплуатационными функциями. К числу таких международных  организаций относятся: Международная  организация связи через искусственные  спутники Земли (Интелсат), Международная  организация морской спутниковой  связи (Инмарсат), проектируемая международная организация – Международный орган по морскому дну. Появление подобных международных организаций означает дальнейшее развитие оперативной функции международных организаций. Оперативные функции в области международных расчетов выполняет МВФ.

     В ряде случаев проводятся совместные мероприятия, например совместные исследовательские  работы. К упомянутым организациям относятся: Европейские сообщества («Общий рынок»; Европейское общество угля и стали, ЕОУС; Евратом), Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский совет, Европейская  конференция министров транспорта, Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных наций  по вопросам образования, науки и  культуры (ЮНЕСКО), Международная организация  труда (МОТ), Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), Экономическая  комиссия ООН для Европы, Верховная  комиссия ООН по вопросам политического  убежища, Организация Американских Государств (ОАГ), Совет Таможенного  Сотрудничества, Банк международных  расчетов, Международный Комитет  по вопросам миграции в Европе, Международная  Торговая Палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная  федерация сельскохозяйственных производителей, Европейская сельскохозяйственная конфедерация, Международный союз ремесленников  и владельцев, мелких и средних  промышленных и торговых предприятий [11, с.57].

     Членство  в международной организации  представляет собой одну из наиболее упорядоченных форм участия государства  в процессе международного взаимодействия. В основе института членства лежит  совпадающее волеизъявление, с одной  стороны, государства, стремящегося к  участию в организованных коллективных усилиях по достижению определенного круга целей, а с другой, - волеизъявления других государств, намеревающихся создать такую организацию или уже являющихся ее членами [12, с.50].

     Правовое  положение международной организации  характеризуется наличием учрежденного ее уставом механизма, координирующего, контролирующего и направляющего  деятельность самой организации  и ее членов.

     Правовое  состояние членства, т.е. участие  в деятельности организации, пользование  правами и привилегиями и выполнение обязанностей, предусмотренных правовыми  актами организации, возникает с  момента учреждения данной организации (для первоначальных членов) или  принятия государства в члены  согласно установленному учредительным  актом порядку. Основаниями для  членства в международной организации  служат:

       – участие государства в конференции по разработке устава и учреждению международной организации;

     – условия приема, определяющие требования, предъявляемые уставом к претенденту на членство в данной организации [13, с.10].

     Таким образом, международная экономическая  организация (далее МЭО) – это  объединение государств или физических и/или юридических лиц, созданное  на основе международного договора для  выполнения определенных целей в  сфере торговых и экономических  отношений, имеющее систему постоянно  действующих органов, обладающее международной  правосубъектностью и учрежденное  на основе норм и принципов международного права. МЭО классифицируется на виды – правительственные и неправительственные, универсальные и региональные, общей  и специальной компетенции временные  и постоянные, организации. Положительная  роль МЭО обеспечивается тем, что  в рамках этих организаций – обсуждаются  важные экономические проблемы. Постоянный характер некоторых из них помогает государствам квалифицированно решать возникающие проблемы.

     1.2. История возникновения и развития международных экономических организаций.

     Сегодня можно говорить о том, что на смену  моноцентристской международной системе  одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества  акторов [14, с.33-36]. Вторым по роли и значению (после государства) актором международных  отношений являются международные  организации (далее МО). Первые МО появились  еще в начале и середине XIX в. Это  были Центральная комиссия по судоходству  на Рейне, возникшая в 1815 г., а также  Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всеобщий почтовый союз (1874 г.). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов  государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области (law politics).

     Число таких организаций, или, как их тогда  называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К  ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного  управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым  необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.

     Историю возникновения международных экономических  организаций можно разделить  на три этапа: в древности, в средние  века, международные экономические  организации в ХХ века [15, с.10]. Особенно нужно выделить возникновение международных  экономических организаций в  ХХ веке. Именно в ХХ век стал веком  писаных международных договоров; именно в этом веке заключены тысячи и тысячи двусторонних торгово-экономических договоров между государствами; именно на долю этого столетия пришлось создания целого ряда и многих региональных международных торговых организаций, сыгравших и играющих огромную роль в интенсификации, углублении и расширении мировой торговле.

     Международные экономические отношения в древности:

     В древности начали возникать отдельные  элементы появления международных  экономических организаций. Именно в этот период возникли и получили определенное развитее морская торговля, расчеты по внешнеторговым операциям, были сформулированы некоторые принципы внешней торговли. С появлением двух и более государств начались торговые отношения между ними, которые  осуществлялись купцами этих стран.

     Торговые  отношения между странами стали  возможными потому, что в этих древних  государствах (Египет, Вавилон, Китай, Рим, Греция и др.) появились зачатки  товарного производства, появилась  потребность обмена товарами. В древности  единого рынка не было; были отдельные  региональные рынки.

     В Индии Законы Ману, принятые в 1 веке до н.э., на ряду с другими вопросами содержали вопросы внешней торговли. Купцы древней Индии придерживались установок этих законов.

     В древних государствах по-разному  относились к чужестранцам, к иностранным  купцам. Были периоды неприятия иностранцев  в древнем Риме и в древней  Греции. Но когда наступила пора покровительства иностранных торговцев  и иных лиц, в этих государствах учреждались  специальные должности. Например, в  Риме таких должностных лиц называли претор перегринусами, а в Греции – проксенами.

     Поскольку в VIII-IV вв. до н.э. Греция представляла собой определенный союз городов-государств (полисов), объективная необходимость поддерживать связи между собой предопределяли не только политический характер этих связей, но и торгово-экономический. Торговые связи оформлялись большим числом торговых договоров, в которых учитывались складывавшиеся в то время торговые обычаи как формы внешнеторгового права.

     Расширение  и углубление торговых связей древнего Рима с другими государствами  привели к необходимости признания  за иностранными купцами некоторых  прав. Иностранный торговец имел право  заключать внешнеторговые сделки, но вправе был заключать такие сделки и через своего покровителя. Позже, когда в Рим стало приезжать  достаточно большое число купцов со всех средиземноморских государств, за такими торговыми людьми стали  признавать комплекс имущественных  прав.

     В VIII в. до н.э. между фараоном Египта Рамзесом II и царем Хеттского царства Хаттушилем III существовала интенсивная переписка, из которой следует, что уже тогда золото было средством платежа, взаиморасчетов между купцами этих государств, поддерживающих торговые отношения между собой.

     Древний Рим I-II вв. до н.э. установил торговые отношения с Китаем. Поскольку Шелковый Путь проходил на территории Центральной Азии, то древние государства данного региона имели торговые связи с Европой.

     В рабовладельческую эпоху вопрос о режиме торговли на море остро  не стоял, так уровень внешней  торговли был низким.

     Международное экономические отношения в средние  века:

     В эту эпоху торговые и экономические  отношения между городами, государствами  развивались более интенсивно, чем  в эпоху рабовладения. Феодальная эпоха характеризовалась ростом городов, мануфактур, мореплавания, что  предопределило ускорение развития торговли. Торговые связи нуждались  в правовом регулировании, так как  возникало множество вопросов, нерегулированность которых в начале проведения торговой операции часто приводила к неприятным последствиям для той или другой стороны по окончании этой торговой операции. Поэтому в эту эпоху заключалось не мало торговых договоров между феодальными государствами.

     Следует отметить, что Киевское государство  поддерживало торговые связи с Византией. В XVII-XVIII веках международные торговые связи России распространялись практически на все государства Европы и Азии, что вело к расширению международно-договорной практики. Чтобы расширить свои торговые отношения, Россия для иноземных купцов применяла принцип наибольшего благоприятствования, ввела судебные гарантии по защите торговых прав и интересов иностранных купцов.

Информация о работе Международные организации