Международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Актуальность проблематики обусловила цель курсовой работы - дать общую характеристику системе международных экономических организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций.
2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.
3.Определить основные цели и функции международных экономических организаций.
4. Привести классификацию международных экономических организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………..…..5
1.1.Понятие и виды международных организаций……………………………..5
1.2. История возникновения международных экономических организаций...13
1.3. Краткие выводы по первому разделу……………………………………...23
РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..24
2.1. Цели и функции международных экономических организаций………....24
2.2. Классификация международных экономических организаций……...…..28
2.3. Краткие выводы по второму разделу……………………….……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………..……..……..……..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………

Работа состоит из  1 файл

МЭ КУРСАЧ.docx

— 66.07 Кб (Скачать документ)

     Проанализировав историю возникновения и развития международных экономических организаций, следует выделить главное: возникновение  и рост МЭО явилось выражением закономерных процессов интернационализации  интеграции, переплетения и взаимозависимости. На наш взгляд, ускоряющаяся глобализация будет вести к дальнейшему  увеличению количества МЭО, особенно Международных  Неправительственных Экономических  Организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1. Цели и функции  международных экономических  организаций 

      В настоящее время международные организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений и т.п.

      Особую  актуальность представляют международные  экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются  задачей приобрести соответствующие  преимущества, которые дает то или  иное экономическое объединение.

      Большая восьмерка (G8). Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. Изначально эти встречи были задуманы как консультации лидеров шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии. Затем к ним присоединилась Канада, а с начала 1990-х годов во встречах принимает участие Россия.

      Совещания руководителей ведущих стран  мира не имеют статуса международной  организации, не основаны на каком-либо договоре и, таким образом, не располагают  ни постоянным секретариатом, ни другими  над национальными органами. Скорее их можно назвать «привилегированным клубом», члены которого наделены практически  неограниченными полномочиями и, конечно, несут огромную ответственность. По традиции все решения на совещаниях принимаются единогласно.

      Довольно  известной экономической организаций  является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – межрегиональная экономическая организация.

      ОЭСР  была создана в 1961 г. и являлась в  политическом, организационном и  юридическом отношении преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), представлявшей первую попытку послевоенного «объединения Европы».

      Конвенция о создании ОЭСР подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по инициативе США и  вступила в силу 30 сентября 1961 г. после  ратификации всеми государствами-участницами. Предшественница ОЭСР, Организация  европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), была создана 16 апреля 1948 г. для  восстановления экономики западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла – планом американской экономической и политической помощи Западной Европе [20].

      Вскоре  после ее образования обнаружилась необходимость более тесного  экономического сотрудничества между  западными странами, включая США  и Канаду.

      14 декабря 1960 г. все 20 государств, бывших членов ОЕЭС, подписали  конвенцию об учреждении ОЭСР [21, c. 43].

      В соглашении о создании провозглашаются  три основные цели организации, сформулированные в ст. 1:

      1) добиваться неуклонного подъема  экономики и занятости, повышения  уровня жизни в странах-членах, сохраняя при этом финансовую  устойчивость и способствуя тем  самым развитию мировой экономики;

      2) способствовать здоровому подъему  экономики в находящихся в  процессе экономического развития  странах, как участвующих в  организациях, так и не участвующих;

      3) содействовать расширению мировой  торговли на многосторонней основе  без дискриминации в соответствии  с международными обязательствами.

      Эта организация выполняет большинство  функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В.Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные [22, c. 90].

      Сегодня одной из основных функций любой  международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация  публикует серию документов, непосредственно  касающихся ее структуры, целей и  основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует  специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных  отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации  по руководству международным сотрудничеством  государств в конкретных областях [23, c. 76].

      В литературе подробно рассматривался вопрос о характере участия международной  организации в процессе нормотворчества: правовое положение организации, возможность  ее влияния на содержание принимаемых  текстов конвенций, юридическая  сила этих актов и др. Непосредственно  нормотворческая функция международных  организаций возникла после Второй мировой войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе – стабильное явление международной жизни.

      Оперативная функция – новая среди функций международных организаций. Она присуща, например, ООН, ее специализированным учреждениям, а также ряду международных организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной деятельностью.

      Оперативными  функциями ООН являются: операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности; оказание технической  помощи освободившимся странам со стороны  ООН и специализированных учреждений и др. Специфика оперативной функции  по сравнению с другими функциями  международных организаций объясняется  в литературе следующим образом: «Оперативные функции представляют собой особый метод деятельности международной организации. Если при  осуществлении регулирующих и контрольных  функций международная организация  стремится побудить государства  к реализации ее задач, оказывая на них определенное политическое давление, то при осуществлении оперативных  функций она сама реализует свои задачи при помощи находящихся в  ее распоряжении людских и материальных средств».

      В литературе справедливо отмечалось, что все развитие международного права происходило на фоне научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов, существенно повлияла на международное  сотрудничество государств в рамках международных организаций [23, c.79]. Она потребовала качественно нового уровня деятельности международных организаций, наделенных определенными коммерческо-эксплуатационными функциями. К числу таких международных организаций относятся: Международная организация связи через искусственные спутники Земли (Интелсат), Международная организация морской спутниковой связи (Инмарсат), проектируемая международная организация – Международный орган по морскому дну. Появление подобных международных организаций означает дальнейшее развитие оперативной функции международных организаций.

      Оперативные функции в области международных  расчетов выполняет МВФ.

      В ряде случаев проводятся совместные мероприятия, например совместные исследовательские  работы. К упомянутым организациям относятся: Европейские сообщества («Общий рынок»; Европейское общество угля и стали, ЕОУС; Евратом), Европейская  ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский совет, Европейская  конференция министров транспорта, Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ)1, Международный банк реконструкции и развития (МБРР)2, Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Экономическая комиссия ООН для Европы, Верховная комиссия ООН по вопросам политического убежища, Организация американских государств (ОАГ), Совет таможенного сотрудничества, Банк международных расчетов, Международный комитет по вопросам миграции в Европе, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная федерация сельскохозяйственных производителей, Европейская сельскохозяйственная конфедерация, Международный союз ремесленников и владельцев мелких и средних промышленных и торговых предприятий и др [24, c. 57]. 

      2.2. Классификация международных экономических организаций

      В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

     Начиная с создания в 1815 году Центральной  комиссии навигации по Рейну, международные  организации наделяются собственной  компетенцией и полномочиями.

     Международные организации представляют собой  организационную форму международного сотрудничества. Система международных  организаций насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные. В центре этой системы находится  ООН [27, c.5].

     Классификация международных организаций разнообразна и зависит от применяемых критериев.

  • По характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.

     Международная межправительственная организация  – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует  в интересах государств-членов при  уважении их суверенитета и является субъектом международного права.

     Неправительственная международная организация создается  на основе объединения физических или  юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах  членов для достижения конкретных целей.

  • По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств (ООН и ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть участники отдельного региона.
  • По кругу компетенции межгосударственные организации делятся на организации общей компетенции и специальной компетенции.

     Деятельность  организаций общей компетенции  охватывает все сферы отношений  между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств).

     Организации специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная  организация труда, Всемирная организация  здравоохранения, Международное агентство  по атомной энергии и др.) или  подразделяются по направлениям деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные.

  • По характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и надгосударственные (наднациональные).

     К первой группе относятся практически  все международные организации, целью которых является осуществление  межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Они осуществляют надзор за развитием международной  макроэкономики. Это добровольные объединения, однако, вырабатываемые ими рекомендации оказывают существенное влияние  на политику и развитие отдельных  государств. Некоторые межгосударственные организации выделяет средства для  финансирования проектов в развивающихся  странах, и очень часто использует  следующие механизмы:

Информация о работе Международные организации