Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловила цель курсовой работы - дать общую характеристику системе международных экономических организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций.
2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.
3.Определить основные цели и функции международных экономических организаций.
4. Привести классификацию международных экономических организаций.
ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………..…..5
1.1.Понятие и виды международных организаций……………………………..5
1.2. История возникновения международных экономических организаций...13
1.3. Краткие выводы по первому разделу……………………………………...23
РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..24
2.1. Цели и функции международных экономических организаций………....24
2.2. Классификация международных экономических организаций……...…..28
2.3. Краткие выводы по второму разделу……………………….……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………..……..……..……..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………
Обычаи морской торговли получили широкое распространение. В портах Франции, на Адриатическом побережье, например, эти обычаи были систематизированы в «Олеронском сборнике»; в странах Средиземноморья в средние века обычаи и обыкновения морской торговли вошли в сборник морского права «Консолато дель маре».
В XV-XIX веках в регионе Средней Азии и Казахстана торговое сотрудничество государств и племен происходило в следующих организационно-правовых формах: повольная торговля; транзитная торговля; торговля государств посредством купчин (так назывались крупные купцы); осуществление внешнеторговых операций послами. В рассматриваемый период уже знали, что такое таможенная пошлина, пошлину подразделяли на разные виды.
Из
нескольких сотен письменно оформленных
договоров и соглашений, заключенных
государствами и племенами
В
этот период государства региона
уже знали, что такое торговый
представитель иностранного государства.
В компетенцию таких торговых
агентов входили следующие
– Они содействовали развитию торговых отношений между представляемым государством и государством нахождения;
– Они представляли интересы своего государства по всем вопросам, которые имели отношение и двусторонним внешнеторговым связям;
– Они считали необходимым оказывать всемерное содействие торговым людям (купцам) в процессе осуществления купли-продажи, обмена товаров.
В Казахстане и среднеазиатских ханствах имели представление о праве транзитной торговли. Особенности этого обычного права заключались в том, что они регулировали вопросы обеспечения безопасности транзитного прохода торговых караванов, вопросы ответственности казахских и среднеазиатских правителей за прохождение караванов по их землям, передачи аманатов (то есть заложников) в другое государство с тем, чтобы реально гарантировать безопасность при передвижении торговых караванов по землям того или другого государства (племени).
Одним из первых учреждений, напоминавших торговые, торгово-промышленные палаты современного мира была основанная в 1599 году в Марселе (Франция) особая комиссия из 4-х купцов – совещательный орган при городском управлении по делам торговли. Эта комиссия впоследствии получила название торговой палаты. Число таких торговых палат стало множиться с 1790 года по всей Франции.
В Германии учреждения подобные торговым палатам были основаны в 1665 году в Гамбурге. Именовались они тогда «Коммерцдепутацион». В Великобритании Навигационный Акт Кромвеля 1651 года (с дополнениями 1660 и 1665 годов) предоставлял возможность купцам привозить в Британию иностранные товары только на судах, плавающих под английским флагом. Позже положения данного акта были заменены специальными таможенными сборами.
В XIX веке с 1800 до 1870 года международный товарооборот в Европе возрос более чем в 7 раз и привел к созданию большого числа внешнеторговых фирм, торговых домов, товариществ, товарных, фондовых, фрахтовых бирж. В торговых договорах, подписанных государствами, уже включались принципы о предоставлении иностранным торговым людям национального режима. Наряду с увеличением числа торговых трактатов, соглашений, увеличивалось число внутригосударственных нормативных актов по вопросам внешней торговли.
Если во Франции и Германии членство предприятий, фирм в торговых палатах было обязательным, то в Великобритании такое членство было добровольным. В начале XX века в каждой из этих стран насчитывалось по 100 и более торговых палат. Развитее капитализма привело к созданию таких палат во многих государствах мира. В России начало созданию и функционированию торгово-промышленных совещательных организаций было положено в XVIII веке.
Международные экономические отношения в XX веке:
Вопросы
конкурентной борьбы между государствами
в сфере внешней торговли подставило
их перед необходимостью заключения
таможенных соглашений, а в ряде
случаев и создания таможенных союзов.
Особое внимание нужно обратить на
многостороннюю Женевскую Конвенцию
об упрощении таможенных обязанностей.
Основное положение Конвенции состояло
в запрете маскировать
К началу XX века в России формируется целостная система органов представительства и защиты торговых и промышленных интересов предпринимателей. В 1911 году была создана Российская экспортная палата.
В
советское время в ноябре 1921 года
в Петрограде была создана Северо-Западная
областная торговая палата, которая
позже становится Всесоюзно-Западной
торговой палатой. В Москве 1922 году
начала функционировать Российско-
Потребность в экономической интеграции (объединении), в решении проблем внешней торговли предопределило подписание западноевропейскими государствами Римского договора 1957 года, что привело к созданию «Общего рынка», который положительно решил многие экономические, в том числе и торговые проблемы этих государств. Это сообщество стало самым крупным во всем мире единым рынком. Компании, которые получили право сбывать свою продукцию в рамках этого рынка, имеют возможность снизить свои производственные затраты, а также экспортную стоимость реализуемых ими изделий.
Торговая Палата Казахской ССР, учрежденная в 1960 году, наряду с другими республиканскими палатами была составной частью Торговой палаты СССР и просуществовала до 1991 года. В настоящее время она называется Торгово-Промышленной палатой Республики Казахстан.
Важным значением в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от Европейского концерта:
1.
она была создана на основе
международного признанного
2. она строилась на принципе коллективной безопасности.
Благодаря
созданным Лигой
Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место в системе МЭО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МЭО.
Новая
международная система, которая
приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому
порядку, переживает турбулентный процесс
радикальных перемен. В течение
нескольких лет, охватывавших конец 1980-х
и 1990-х гг., произошли такие события
всемирно-исторического
Назовем
некоторые характерные черты
современной международной
1.
Национальные государства
2.
Возрастающее количество МО, как
межправительственных (далее ММПО),
так и неправительственных (
3.
В течение последних трех
4.
Противоречивость
5.
Перемещение центра
6.
Завершение конфликта Восток-
В традиционной научной литературе устоялось достаточно позитивное видение процесса международного регулирования, проводником и инструментом которого выступают МЭО. Так, приверженцы функционализма считают, что глобализация и взаимозависимость ведут к глобализации международных структур управления. Либеральный институционализм связывает международный мир с экономическими и социальными институтами и объясняет бурный рост МЭО во второй половине ХХ в. социальными изменениями в мире. Сторонники критической теории полагают, что в будущем МЭО станут основными институциональными формами взаимодействия государств [18, с.140-142].
Вместе с тем в мировой литературе о МЭО существует направление, которое критически оценивает их роль и возможности в международных отношениях. Оно учитывает неудачный опыт Лиги Наций в обеспечении международного мира, тот факт, что ООН оказалась в значительной мере парализованной соперничеством двух сверхдержав в годы «холодной войны», а после ее окончания пока не может найти своего адекватного места в международной системе.
Д. Галларотти в одной из своих статей заключает, что наблюдается доминирующая тенденция рассматривать МЭО как структуры, полностью зависимые от международных отношений. Он предлагает вернуться к традиционной точке зрения и изучать МЭО как явление особого рода, отличное от международных отношений, над которыми МЭО надстроены. Также в литературе недостаточно внимания уделяется последствиям деятельности МЭО, а в основном рассматриваются их роль, цели и структура [19, с.375-414].
Проанализировав
историю возникновения и
1.3. Выводы по первому разделу
В международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Среди наиболее авторитетных международных организаций следует выделить организации универсальные (ООН), организации, которые призваны обеспечить безопасность развития тех или иных регионов (ОБСЕ) и финансовые международные организации (МВФ, МБРРР, ЕБРР ВТО и т д.), а также особые международные организации, в рамках которых формируется единое экономическое пространство (СНГ, ЕС).