Международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание

Актуальность проблематики обусловила цель курсовой работы - дать общую характеристику системе международных экономических организаций.
Цель работы предопределила решение следующих задач.
1. Определить понятие международных экономических организаций.
2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.
3.Определить основные цели и функции международных экономических организаций.
4. Привести классификацию международных экономических организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………………………….…..3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ …………..…..5
1.1.Понятие и виды международных организаций……………………………..5
1.2. История возникновения международных экономических организаций...13
1.3. Краткие выводы по первому разделу……………………………………...23
РАЗДЕЛ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..24
2.1. Цели и функции международных экономических организаций………....24
2.2. Классификация международных экономических организаций……...…..28
2.3. Краткие выводы по второму разделу……………………….……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………..……..……..……..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………

Работа состоит из  1 файл

МЭ КУРСАЧ.docx

— 66.07 Кб (Скачать документ)

     Обычаи  морской торговли получили широкое  распространение. В портах Франции, на Адриатическом побережье, например, эти обычаи были систематизированы  в «Олеронском сборнике»; в странах  Средиземноморья в средние века обычаи и обыкновения морской  торговли вошли в сборник морского права «Консолато дель маре».

     В XV-XIX веках в регионе Средней Азии и Казахстана торговое сотрудничество государств и племен происходило в следующих организационно-правовых формах: повольная торговля; транзитная торговля; торговля государств посредством купчин (так назывались крупные купцы); осуществление внешнеторговых операций послами. В рассматриваемый период уже знали, что такое таможенная пошлина, пошлину подразделяли на разные виды.

     Из  нескольких сотен письменно оформленных  договоров и соглашений, заключенных  государствами и племенами региона, примерно четвертая часть пришлась на торгово-экономические договоры.

     В этот период государства региона  уже знали, что такое торговый представитель иностранного государства. В компетенцию таких торговых агентов входили следующие права  и обязанности:

     – Они содействовали развитию торговых отношений между представляемым государством и государством нахождения;

     – Они представляли интересы своего государства по всем вопросам, которые имели отношение и двусторонним внешнеторговым связям;

     – Они считали необходимым оказывать всемерное содействие торговым людям (купцам) в процессе осуществления купли-продажи, обмена товаров.

     В Казахстане и среднеазиатских ханствах имели представление о праве  транзитной торговли. Особенности этого  обычного права заключались в  том, что они регулировали вопросы  обеспечения безопасности транзитного  прохода торговых караванов, вопросы  ответственности казахских и  среднеазиатских правителей за прохождение  караванов по их землям, передачи аманатов (то есть заложников) в другое государство  с тем, чтобы реально гарантировать  безопасность при передвижении торговых караванов по землям того или другого  государства (племени).

     Одним из первых учреждений, напоминавших торговые, торгово-промышленные палаты современного мира была основанная в 1599 году в Марселе (Франция) особая комиссия из 4-х купцов – совещательный орган при  городском управлении по делам торговли. Эта комиссия впоследствии получила название торговой палаты. Число таких  торговых палат стало множиться  с 1790 года по всей Франции.

     В Германии учреждения подобные торговым палатам были основаны в 1665 году в  Гамбурге. Именовались они тогда  «Коммерцдепутацион». В Великобритании Навигационный Акт Кромвеля 1651 года (с дополнениями 1660 и 1665 годов) предоставлял возможность купцам привозить в  Британию иностранные товары только на судах, плавающих под английским флагом. Позже положения данного  акта были заменены специальными таможенными  сборами.

     В XIX веке с 1800 до 1870 года международный товарооборот в Европе возрос более чем в 7 раз и привел к созданию большого числа внешнеторговых фирм, торговых домов, товариществ, товарных, фондовых, фрахтовых бирж. В торговых договорах, подписанных государствами, уже включались принципы о предоставлении иностранным торговым людям национального режима. Наряду с увеличением числа торговых трактатов, соглашений, увеличивалось число внутригосударственных нормативных актов по вопросам внешней торговли.

     Если  во Франции и Германии членство предприятий, фирм в торговых палатах было обязательным, то в Великобритании такое членство было добровольным. В начале XX века в каждой из этих стран насчитывалось по 100 и более торговых палат. Развитее капитализма привело к созданию таких палат во многих государствах мира. В России начало созданию и функционированию торгово-промышленных совещательных организаций было положено в XVIII веке.

     Международные экономические отношения в XX веке:

     Вопросы конкурентной борьбы между государствами  в сфере внешней торговли подставило их перед необходимостью заключения таможенных соглашений, а в ряде случаев и создания таможенных союзов. Особое внимание нужно обратить на многостороннюю Женевскую Конвенцию  об упрощении таможенных обязанностей. Основное положение Конвенции состояло в запрете маскировать таможенный тариф или лицензирование таможенными  обязанностями. Значение данной конвенции  состояло в том, что она предусмотрела  возможность создания соседними  государствами совместных инспекций  для обеспечения досмотра товаров  и их пропуска через соответствующую  таможенную границу [15, с.15].

     К началу XX века в России формируется целостная система органов представительства и защиты торговых и промышленных интересов предпринимателей. В 1911 году была создана Российская экспортная палата.

     В советское время в ноябре 1921 года в Петрограде была создана Северо-Западная областная торговая палата, которая  позже становится Всесоюзно-Западной торговой палатой. В Москве 1922 году начала функционировать Российско-Восточная  торговая палата, основное внимание которой  направлено на возобновление и развитие торгово-экономических связей России со странами Востока. В мае 1932 года обе эти палаты были соединены в единую Всесоюзную Торговую Палату, устав которой был утвержден Правительством СССР 28 мая 1932 года.

     Потребность в экономической интеграции (объединении), в решении проблем внешней  торговли предопределило подписание западноевропейскими  государствами Римского договора 1957 года, что привело к созданию «Общего  рынка», который положительно решил  многие экономические, в том числе  и торговые проблемы этих государств. Это сообщество стало самым крупным  во всем мире единым рынком. Компании, которые получили право сбывать  свою продукцию в рамках этого  рынка, имеют возможность снизить  свои производственные затраты, а также  экспортную стоимость реализуемых  ими изделий.

     Торговая  Палата Казахской ССР, учрежденная  в 1960 году, наряду с другими республиканскими палатами была составной частью Торговой палаты СССР и просуществовала до 1991 года. В настоящее время она  называется Торгово-Промышленной палатой  Республики Казахстан.

     Важным  значением в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций  имела два существенных отличия  от Европейского концерта:

     1. она была создана на основе  международного признанного акта - Статута Лиги Наций;

     2. она строилась на принципе  коллективной безопасности.

     Благодаря созданным Лигой институциональным  формам международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора  для будущей ООН.

     Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и  влиятельным инструментом поддержания  международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН  смогла занять центральное место в системе МЭО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МЭО.

     Новая международная система, которая  приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому порядку, переживает турбулентный процесс  радикальных перемен. В течение  нескольких лет, охватывавших конец 1980-х  и 1990-х гг., произошли такие события  всемирно-исторического значения, как  прекращение конфронтации между  Востоком и Западом, распад социалистического  лагеря, дезинтеграция СССР, появление  на Евразийском материке десятков новых  независимых государств. За несколько  лет количество и качество акторов  международной системы, модели их отношений  и правила поведения испытали более глубокие изменения, чем на протяжении десятилетий «холодной  войны» [16, с.35].

     Назовем некоторые характерные черты  современной международной системы:

     1. Национальные государства являются  по-прежнему ее главными акторами. Сегодня их число возросло  почти до 200 единиц, увеличившись  почти в 4 раза по сравнению  с 51 государством - первоначальным  членом ООН.

     2. Возрастающее количество МО, как  межправительственных (далее ММПО), так и неправительственных (далее  МНПО). В 1960 г. в мире насчитывалось  154 ММПО и 1268 МНПО, в 1996 г. их  количество увеличилось соответственно  до 224 и 12 961 единиц. МЭО создают  особую форму управления международной  системой, которая необходима в  связи с возрастающей взаимозависимостью  и переплетением интересов государств  в экономической, политической, и  социальной областях.

     3. В течение последних трех десятилетий  происходит процесс глобализации  международной политики и трансграничного  переплетения различных проблем.  Глобализация означает все более  сильное уплотнение трансграничного  взаимодействия, прежде всего в  области экономики, технологии, коммуникации, науки и транспорта.

     4. Противоречивость международной  системы проявляется в параллельных  с глобализацией процессах децентрализации,  регионализации и многополярности.  Конфигурация конфликта Восток-Запад  с его биполярностью уже не  является структурно определяющей  для международной системы. Формируются  новые региональные центры силы.

     5. Перемещение центра конфронтации  в международной системе с  отношений Восток-Запад на ось  Север-Юг. Конфликт между, упрощенно  говоря, богатым Севером и бедным  Югом основывается на совершенно  разных политических, экономических  и культурных шансах и возможностях  развития индустриальных и развивающихся  стран.

     6. Завершение конфликта Восток-Запад  привело к драматическому повороту  в содержании и измерении понятия  «сила». Классические признаки силы (размеры территории и количество  населения государства, его геополитическое  положение, численность вооруженных  сил и др.) и территориального  суверенитета государства уже  во многих отношениях утратили  свое значение [17, с.73].

     В традиционной научной литературе устоялось  достаточно позитивное видение процесса международного регулирования, проводником  и инструментом которого выступают  МЭО. Так, приверженцы функционализма считают, что глобализация и взаимозависимость  ведут к глобализации международных  структур управления. Либеральный институционализм связывает международный мир  с экономическими и социальными  институтами и объясняет бурный рост МЭО во второй половине ХХ в. социальными  изменениями в мире. Сторонники критической  теории полагают, что в будущем  МЭО станут основными институциональными формами взаимодействия государств [18, с.140-142].

     Вместе  с тем в мировой литературе о МЭО существует направление, которое  критически оценивает их роль и возможности  в международных отношениях. Оно  учитывает неудачный опыт Лиги Наций  в обеспечении международного мира, тот факт, что ООН оказалась  в значительной мере парализованной соперничеством двух сверхдержав в годы «холодной войны», а после ее окончания пока не может найти своего адекватного места в международной системе.

     Д. Галларотти в одной из своих статей заключает, что наблюдается доминирующая тенденция рассматривать МЭО  как структуры, полностью зависимые  от международных отношений. Он предлагает вернуться к традиционной точке  зрения и изучать МЭО как явление  особого рода, отличное от международных  отношений, над которыми МЭО надстроены. Также в литературе недостаточно внимания уделяется последствиям деятельности МЭО, а в основном рассматриваются  их роль, цели и структура [19, с.375-414].

     Проанализировав историю возникновения и развития международных экономических организаций, следует выделить главное: возникновение  и рост МЭО явилось выражением закономерных процессов интернационализации  интеграции, переплетения и взаимозависимости. На наш взгляд, ускоряющаяся глобализация будет вести к дальнейшему  увеличению количества МЭО, особенно Международных  Неправительственных Экономических  Организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Выводы по первому разделу

     В международных отношениях международные  организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

     Среди наиболее авторитетных международных  организаций следует выделить организации  универсальные (ООН), организации, которые  призваны обеспечить безопасность развития тех или иных регионов (ОБСЕ) и  финансовые международные организации (МВФ, МБРРР, ЕБРР ВТО и т д.), а  также особые международные организации, в рамках которых формируется  единое экономическое пространство (СНГ, ЕС).

Информация о работе Международные организации