Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, реферат
Достаточная рентабельность лизинговых операций и соответствующая законодательная база могут вскоре вызвать бум на украинском рынке предоставления лизинговых услуг. А это, в свою очередь, в некоторой мере компенсирует дефицит внутренних капиталовложений и иностранных инвестиций.
опцион на право последующей покупки оборудования является обязательным.
Критерии лизинга в ФРГ:
срок контракта - от 40 до 80% срока амортизации;
стоимость опциона должна соотноситься со стоимостью оборудования.
В Бельгии лизинг реализуется королевским постановлением от 10 ноября 1967 года. Критерии этого лизинга:
оборудование должно использоваться арендатором только с профессиональной целью;
оборудование должно быть специально купленным по заказу будущего арендатора;
срок аренды должен соотноситься со сроком эксплуатации оборудования;
арендную плату следует устанавливать так, чтобы вернуть стоимость арендуемого имущества в срок действия договора;
опцион на право последующей покупки оборудования по остаточной стоимости является обязательным.
Лизинг стал эффективным фактором интенсивного развития национальных экономик западных стран, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. В ряде восточноевропейских государств, а также в странах «третьего» мира специалисты видят в лизинге путь к завоеванию международных рынков, к возможности реализации продукции национальных и совместных предприятий за свободно конвертируемую валюту. По оценкам некоторых экспертов, к концу нынешнего тысячелетия уже около трети всей произведенной продукции будет поступать в сферу международного обмена, причем значительная часть будет реализовываться благодаря лизинговым контрактам, содержащим элементы лизинга.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В УКРАИНЕ
2.1. Правовое регулирование лизинговых отношений
С того времени как Украина обрела независимость, в ее действующем законодательстве появилось немало новых правовых институтов, необходимых для сбалансированного экономического положения государства. Одним из них стал лизинг.
К сожалению, в нашей стране лизинг чаще всего воспринимают как явление экономическое, не обосновывая его правовой природы. Несомненно, этот институт нуждается в подробной правовой регламентации, которая открыла бы перспективы эффективному использованию лизинга в Украине.
Именно поэтому 16 мая 1997 года в Донецке прошел научно-практический семинар «Перспективы развития лизинга в Украине и Донецком регионе», установивший, что в Украине нет практически работающей лизинговой компании, отсутствует законодательная база и опыт осуществления лизинговых операций. Результатом конференции стало решение о создании региональной организации «Лизинговый фонд», которая будет решать задачу создания правовых и финансовых основ для развития института лизинга в Донбассе и Украине.
Кроме того в Киеве создана всеукраинская ассоциация лизинга «Укрлизинг», целью которой является информационное, методическое и научное содействие развитию лизинга в Украине, внедрение новых рыночных институтов.
По своей правовой природе лизинг относится к такой форме хозяйственных связей, как аренда. Эта общепризнанная точка зрения, хотя Закон Украины «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций» в его действующей редакции от 14 марта 1995 года не содержит даже самого слова «лизинг».
В то же время, украинский законодатель в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от28 декабря 1994 года впервые дал понятие арендной (лизинговой) операции. Под этим термином нужно понимать «хозяйственную операцию субъекта предпринимательской деятельности (арендодателя), предусматривающую передачу права пользования материальными ценностями другому субъекту предпринимательской деятельности (арендатору) на платной основе и на определенный срок» (статья 1).
Особо нужно отметить, что закон очень нерешительно употребляет термин «лизинг», указывая его лишь в скобках после слова «аренда». Это свидетельство того, что законодатель практически полностью отождествляет эти два понятия, хотя с этим вряд ли можно согласиться.
Положительным моментом можно считать включение понятия «лизинг» и выделения целого раздела, регулирующего лизинговые отношения в проекте Гражданского кодекса Украины от 25 августа 1996 года.
Лизинг - это настолько многогранное правовое и экономическое явление, что для его эффективного функционирования в Украине необходимо введение в действие Закона Украины «О лизинге».
В соответствии со статьей 1 проекта Закона Украины «О лизинге» лизинг -это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных и заемных финансовых средств, состоящая в предоставлении лизингополучателю в исключительное пользование на определенный срок собственного имущества лизингодателя или в приобретении лизингодателем по поручению и с согласия лизингополучателя у продавца имущества и передаче его в исключительное пользование лизингополучателю на определенный срок, при условии выплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.
Лизинг уже вышел и на международный уровень, благодаря чему появился международный лизинг, который делится соответственно на экспортный и импортный.
Согласно договору экспортного лизинга лизинговая фирма приобретает имущества у национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю. Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.
Вопросы правового регулирования международного лизинга и его видов следует отнести у нормам международного частного права, что уже сделано в книге восьмой «Международное частное право» проекта Гражданского кодекса Украины, в частности, в главе III «Коллизионные нормы обязательственного права.
Многообразие видов лизинга говорит о сложности их правового регулирования. Нужно найти тот правовой критерий регулирования отношений лизинга, который бы стал универсальным.
Возможно, таким критерием могло бы стать четкое и недвусмысленное определение самого понятия «лизинг». Имея такую дефиницию в законе, по поводу видов лизинга можно ограничиться одной нормой следующего содержания: «В зависимости от оснований разграничения и условий, предусмотренных в самом договоре, лизинг может быть финансовым, прямым, косвенным, оперативным, международным и любым иным, если это не противоречит закону и соответствует соглашению сторон.»
Эта норма дает сторонам лизинговой сделки возможность самостоятельно выбирать вариант поведения в отношении контрагента и имущества.
2.2. Практика лизинга в Украине
Лизинг незаметно вошел в жизнь Украины. Одной из форм приватизации государственного имущества является аренда с выкупом, а это - ни что иное, как аренда-продажа в Англии, кредит-аренда во Франции. Именно такой подход дает возможность государству путем включения определенных пунктов соглашения при составлении договора лизинга регулировать процессы приватизации в желаемом направлении (в практике американских компаний очень часто встречаются лизинговые соглашения, условиями которых предусмотрено составление платежей в зависимости от производительности и интенсивности их использования).
Население также начало широко привлекаться к лизинговым операциям, особенно это видно на примере жилищного строительства (составляется договор лизинга на квартиру). Даже при приватизации государственного и ведомственного жилья гражданин встречается с лизингом в соответствии с Законом Украины о приватизации жилья, хотя это происходит не в прямой форме.
Можно выделить следующие преимущества и недостатки лизинга на современном этапе развития Украины.
Лизинг выступает как коммерческий кредит в натуральной форме, что дает возможность покупать современное оборудование и технологии, а также наращивать сбыт изготовленной продукции и становится эффективным рычагом маркетинга для производителей. Наиболее активной остается проблема рационального использования «вспомогательных способов» в борьбе за экономическое выживание, и кредитные ресурсы являются одним из важнейших таких способов, а неразвитость внутренней финансово-кредитной сферы превращает внешние кредиты в первоочередную потребность.
За период с января 1992 года по международным и межправительственным договорам Украине открыто 11 кредитных линий на общую сумму 2448 млн. долларов США. На 1 января 1997 года в Украине действует 7 кредитных линий, под гарантии правительства, кредиторами оформлено экспортных кредитов на сумму 1740,7 млн. долларов США, из них 881 млн. долл. уже погашено.
Особого внимания заслуживает кредитование агропромышленного комплекса, ведь более половины полученных под гарантии правительства Украины иностранных кредитов - 1 млрд. 136 млн. долларов США - было направлено на развитие нашего сельского хозяйства.
Значительный интерес в деловых кругах Украины вызвало начинание корпорации «Украинский Фонд Гарантий» (УФГ) - создание в Украине международной лизинговой компании, которая будет предоставлять современное западное оборудование и технологии. Ее услуги будут в первую очередь адресоваться сельхозпроизводителям, работникам перерабатывающей и пищевой промышленности, транспорта. Значение этого проекта для отечественного хозяйства, задыхающегося от работы на устаревшем оборудовании трудно переоценить. Кроме того, учитывая тяжелейшее положение большинства потенциальных клиентов будущей компании, предполагается предоставлять технику и технологии не только на лизинговых условиях, но и на фьючерсных, то есть рассчитываться будущей продукцией, произведенной при помощи ресурсов, взятых в лизинг. Важнейшим фактором успеха данного проекта является участие в нем Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), который, как известно, участвует лишь там, где твердо уверен в стабильности и эффективности проекта.
На примере сельского хозяйства можно проследить, как сегодняшние потребности связываются со стратегическими планами наших сельскохозяйственных товаропроизводителей. Закупая высокопродуктивную технику, мы не только «предаем» кредиты, а и закладываем основы успешного развития села и экономики в целом.
Лизинг позволяет шире пользоваться ускоренной амортизацией, то есть уменьшает срок окупаемости инвестиций и риск, но увеличивает арендную плату.
Лизинг мог бы помочь осуществить необходимую структурную перестройку экономики Украины в сторону энергосбережения, как это произошло с экономикой США после энергетического кризиса 1974-75 г.г.
Очень эффективно лизинг действует при достаточном кредитовании и проверке финансового состояния предприятия, поскольку не учитывается счетами долгов. Американские ученые называют это преимущество «косметическим».
Отличие отечественной практики лизинга от практики западных стран состоит в том, что в договоре лизинга опцион на право последующей покупки короткий, без конкретных указаний на условия продажи. Поэтому для продажи оборудования необходимо составить новый договор купли-продажи.
Недостатком украинского законодательства является то, что по Гражданскому кодексу Украины срок аренды оборудования не может превышать 1 года; тут, однако, есть выход - не указывать срок аренды: тогда срок действия договора продлится до 10 лет. Исходя из национального валютного законодательства, очень сложно оплачивать лизинг от иностранных арендодателей, даже при расчете бартером.
Украина с помощью лизинга может поднять свою авиастроительную промышленность, исходя из того, что теперь воздушные грузы - наиболее прибыльные и что государство обладает наилучшим в мире грузовым самолетом. АН-225 «Мрія» имеет удобное геополитическое положение, позволяющее контролировать грузовые перевозки по направлениям: Западная Европа - Ближний Восток (через Северный полюс), Западная Европа - Дальний Восток (через Байконур в Казахстане). Украины эксплуатирует в лизинге 4 аэробуса «Боинг-737», полностью себя окупающих. Три из них по лизингу используют «Международные авиалинии Украины» (МАУ», выполняющие в среднем 35 регулярных рейсов в неделю в 12 городов Западной Европы. Одним «Боингом» владеет совместная Украинско-Израильская компания «Аеросвіт».
В настоящий момент европейская компания «Эрбас Индастри» предлагает сотрудничество Украине и готова противопоставить «Боингу» более выгодные финансовые условия, поставку вначале двух А-310, одного А-319, а затем более современных машин типа А-340. Но Украине экономическое положение вряд ли позволит в ближайшие 20 лет купить или приобрести в лизинг последние самолетные новинки.
Украина имеет большой положительный опыт по лизингу на компенсационных условиях - в частности с ФРГ при строительстве газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» по схеме «газ в обмен на трубы» (газопровод уже давно окупился, Россия получила канал экспорта природного газа, а Украина - его часть на транзитные платежи). Однако сегодня можно с сожалением констатировать, что в лизинг брались трубы, а не заводы для их изготовления с размещением их на территории Украины.
Тормозом на пути развития лизинга является требование налоговой инспекции списывать на себестоимость арендную плату только в границах норм амортизации на этот вид оборудования, то есть арендатору приходится оплачивать арендную плату за счет своей прибыли, что противоречит общепринятой мировой практике, когда прибыль одного хозяина входит в себестоимость другого. Чтобы предупредить это явление, предприниматели вынуждены завышать стоимость оборудования и ставки арендной платы. Эту проблему могут обойти на первых порах только малые предприятия (они имеют право в соответствии с нормами ускоренной амортизации списывать в первый год эксплуатации до 30% стоимости оборудования), но малое предприятие не может быть крупным лизингодателем.