Международный лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, реферат

Описание

Достаточная рентабельность лизинговых операций и соответствующая законодательная база могут вскоре вызвать бум на украинском рынке предоставления лизинговых услуг. А это, в свою очередь, в некоторой мере компенсирует дефицит внутренних капиталовложений и иностранных инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

lizing.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

              Сегодня на рынке Украины предлагается достаточное количество механизированной техники. Однако единственной формой оплаты для большинства фермеров является лизинг. Ассоциация фермеров Украины неоднократно обращалась к представителям руководящего состава акционерных банков «Денди» и «Украина» с предложением по созданию специальной лизинговой компании. Но до этого пока дело не дошло, хотя упомянутые банки имеют некоторый опыт работы по лизинговым схемам.

              Формирование лизинговой инфраструктуры в Украине только начинается. Она позволяет на 2/3 покрыть потребности предпринимателя особенно мелкого и среднего, в денежных средствах.[11-92]

              Западные инвесторы оказывают помощь малому и среднему бизнесу в Украине. Так, основная цель, для которой был создан Немецко-Украинский кредитный Фонд (НУФ) - это рефинансирование кредитов частным украинским малым и средним предприятиям, а также немецко-украинским СП.

              Предоставлена кредитная линия Государственной инвестиционной компанией Германии DEG Первому Украинскому международному банку (ПУМБ) без государственных гарантий. Кредитная линия предоставлена, в основном, под финансирование экспортоориентированных промышленных предприятий. Запорожский завод «Мотор Сiч» ведет переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития и итальянской компанией Iveco о привлечении в уставный фонд СП «Ивеко - Мотор- Сiч» не менее 10 млн. долларов США иностранного капитала[9-85].

              В настоящее время существует определенная положительная практика лизинга в Украине. Так Харьковский областной исполнительный комитет, Харьковская объединение «Лизинговый фонд», Центр анализа риска, Харьковский филиал АБ ИНКО, лизинговая компания «Родослав», фирма «Аналитические банковские системы» в 1995 году организовали и провели в Харькове семинар-практикум «Развитие лизинговых отношений в Украине».

              В Украине уже были попытки ввести лизинг в конце 80-х годов.  Но в монополизированной экономике и при дешевом кредите ничего из этого не вышло.

              Решение проблем, связанных с реализацией лизинга необходимо не только лизинговым компаниям, заинтересованным в извлечении прибыли от этой деятельности, но и банкам и страховым компаниям, предприятиям различных форм собственности для расширения сферы деятельности, рынков сбыта своей продукции и услуг. Эта отрасль требует серьезной проработки, всестороннего изучения финансовых, экономико-правовых вопросов всеми участниками хозяйственного оборота.

              Для внедрения лизинга в Украине необходимо:

1.              провести демонополизацию производства основных средств;

2.              остановить инфляцию;

3.              уменьшить или отменить ставку налогообложения доходов от внереализационных операций после сдачи имущества в аренду;

4.              в Законе о приватизации государственного имущества четко указать, что арендные платежи являются выкупными;

5.              при валютном регулировании позволить вносить арендную плату в СКВ без ее обязательной продажи;

6.              внедрить в жизнь международную конвенцию о финансовом лизинге, которую в 1988 году подписал СССР; Украина является одной из его правоприемниц.

              Для развития лизинга дополнительный толчок дадут: широкое привлечение иностранных инвестиций; предоставление платежных льгот при временном ввозе оборудования; предоставление лизингодателю налоговых льгот при покупке отечественного оборудования; использование иностранной помощи не на закупку оборудования, а на лизинг, приводящий к экономии валюты, использование оборудования в отечественных условиях, его своевременному ремонту и обслуживанию; создание лизинговых отделов и дочерних компаний при машиностроительных заводах; при развитии рынка недвижимости и падения цен на нее - создание компаний по лизингу недвижимости; использование лизинга на компенсационных условиях для переработки отечественного сырья.

 

2.3. Роль банков в сфере лизинга

"Процесс становления лизингового  бизнеса в Украине можно условно  поделить на два периода. Первый приходится на 1989-1995 года, если такие операции  осуществляли лишь коммерческие банки. И второй - с 1995  по  сегодня - в этой сфере работают  также  специализированные лизинговые компании, созданные как при участии банковского капитала так и без  него.

Переломным этапом становления и развития лизинговых  отношений стало второе полугодие и январь  1998 года, если были приняты  основные законодательные акты, которые регулируют этот вид деятельности, в частности Закон Украины "О лизинге". [14-62]

Итак,  рынок лизинга в Украине находится  на чрезвычайно  ранней стадии  развития. Украинская лизинговая  ассоциация была формально  основана в июне 1997 года. К ней  вошло 16  лизинговых  компаний  с  общим  количеством  100 человек. По данным  ассоциации,  количество лизинговых  компаний  возрастает, причем некоторые из  них  основанные, но лизинговой  деятельностью  не занимаются. Те же компании, которые функционируют, большей частью выполняют роль агентов или посредников между  поставщиками оборудования и конечными потребителями. Объем местных лизинговых операций,  которые финансируются из внутренних источников, довольно низкий и оценивается  равным 10 млн. долларов США. Все другие операции, связанные с лизингом или подобные к нему, финансируются международными поставщиками оборудования.

В последнее время процесс внедрения лизинга в Украине заметно  оживился, появились новые компании как государственного, так и коммерческого направления. Неподдельный интерес к новой  рыночной  структуре начали проявлять банки,  страховые компании. Разумеется, это те финансовые учреждения, которые могут стать реальными  катализаторами процесса утверждение лизинга.

"В Украине одним из  первых банков,  который начал проведение лизинговых  операций -  АКБ "Украина". Поскольку лизинговая операция принадлежат к  операциям с  высокой степенью  риска, здесь  применяются традиции английской банковской системы, а именно: созданная специализированная структура - "Финансово-лизинговый дом" банка "Украина", что аккумулирует риск, связанный с  проведением  этих  операций. Таким образом, вне риска остаются две главных банковских функции: сберегательная и расчетная.

Банком сформирована "Программа развития новых  производств",  что предусматривает  его финансовое участие  в приобретении отечественных  и иностранных технологий и оборудования,  целостных производственных комплексов. Уже действует лизинговый договор на снабжение в Украину микроавтобусов СП "IVECO-краз" на сумму 3 миллионы долларов.

По данным  специалистов  банка "Украина", сегодня стоимость  лизинговых  операций для лизингополучателя состоит из  таких  затрат (в зависимости от  вида лизинга и стоимости кредитных ресурсов цифры могут  отличаться):

1.      Привлечение иностранных кредитов для лизинговой операции-7-9% годовых.

2.      Стоимость гарантии банка 3-5% (гарантия выдается заграничному учреждению под  кредит).

3.      Маржа лизинговой  компании-7-8%.

Общая стоимость  операции-17-22% годовых.

   Прежде чем банк выдаст  кредит,  лизинговая компания разрабатывает для клиента наиболее эффективные условия  торговой  операции, финансовые схемы  ее обеспечения, осуществляет страхование имущества и заключает лизинговый договор.                               

"Сегодня банки  не занимаются непосредственно этой весьма  нужной  для нашей  страны  формой  бизнеса из-за  ряда объективных  причин:

-     они не могут  предоставлять услуги долгосрочного  характера;

-         банкам разрешено  покупать объекты лизинга для дальнейшей  передачи их лизингополучателю лишь за собственные средства;

-         банки  должны владеть недвижимым имуществом общей  стоимостью до 10% от объема собственного уставного капитала;

-         установлены  высокие процентные ставки на кредиты   Национального  банка;

-         для банков - лизингодателей не предусмотрены  инвестиционные  льготы.

Учитывая указанные факторы, украинские банки  предоставляют  преимущество опосредствованному участию в лизинговом бизнесе - создают лизинговые компании. То есть  речь идет о косвенном участии банковского капитала в лизинговом бизнесе. Но, даже  избрав такой путь, банк наталкивается на довольно ощутимую  преграду: сумма, которую он  имеет  право  инвестировать, не должна превышать 25% от  его собственного капитала. Затем  небольшие и низколиквидные коммерческие банки  не  в состоянии принимать участие в лизинговой деятельности.

Сегодня, кроме  "Финансово-лизингового дома" банка "Украина" в Украине действуют также  лизинговые компании  "Аваль-лизинг" (основанная на базе банка "Аваль" ), "Укрексімлізінг" (созданная Укрексімбанком 1997 года ) и Харьковская региональная лизинговая  компания "Реал банк".

Заключив договор  с Государственным лизинговым фондом (ГЛФ), компания работает частично  на полученные от  него бюджетные средства. [14-62]


РАЗДЕЛ 3

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЗИНГА В УКРАИНЕ

 

3.1.Причины сдерживания развития лизинга

Развитие лизинга в Украине сдерживается по многим  причинам  общего характера. Прежде всего  дают о себе знать:  отсутствие государственной  программы  развития лизинга, низкая квалификация специалистов, которые обслуживают  рынок этих  услуг. Лизинговые компании  финансово слабые, поскольку зависят от основателей, им часто не хватает средств для приобретения именно того оснащения, которое  интересует  производителей как потенциальных  лизингополучателей. Так средства транспорта стоят  десятки тысяч долларов США за единицу, оснащение для пищевой  промышленности (скажем, мельница)- 200-700 тысяч долларов, линия для производства  стеклянной  тары -8 млн. долларов  и т.д.

Кроме этого, сдерживание объемов лизинговых операций осуществляется также  через  несовершенство  украинского законодательства.  Главным  недостатком  законодательства  относительно лизинга есть то, что основным регулирующим параметром в лизинговых  соглашениях  установлен  срок амортизации, которая и есть  главным  тормозом.  В этом вопросе закон "О лизинге" противоречит  действующему закону "О налогообложении прибыли предприятий", согласно  которому оперативный и финансовый лизинг  могут быть использованы на срок, который не превышает  срока их  полной  амортизации  (ст. 1.18), то есть, по  сути, для финансового лизинга нижняя граница срока есть  нулевой.

Порядок начисления амортизации  по закону " О налогообложении прибыли предприятий" устанавливает  минимальный срок  договора финансового  лизинга свыше  пяти  лет  для третьей  группы  основных  фондов  и около  трех  лет- для второй, что никак  не привлекает  лизингодателей: ресурсы среднесрочного и долгосрочного  кредитования в стране найти непросто,  а стоят они  дорого.

Здесь уместно воспользоваться опытом России, которая перешла к  международным  нормам  лизинговых  операций,  определив коэффициент  ускоренной  амортизации, которая равняется  трем. После этого лизинговые компании  начали зявлятися очень быстро. Ныне их  количество  достигло 400.

Не замортизованнюу по договору финансового  лизинга стоимость лизингового  оборудования согласно  закону  "О лизинге" необходимо  выкупить. А это - остаточные 40 % при выполнении минимального  объема лизинга в 60% стоимости, и выкуп их для лизингополучателя  становится  довольно  затрудненным. При продлении соответствующего  договора речь  может идти только об  оперативном лизинге, но здесь возникают проблемы  защиты лизингодателя. Возникает также много  разногласий в системе налогообложения прибыли как  лизингодателя, так и лизингополучателя вместе с составом  их  валовых  затрат.

В законе  "О  лизинге" совсем  не нашла отображения проблема сублизинга, что сдерживает реализацию международных  лизинговых  проектов. Мировой лизинговый бизнес не может эффективно  внедряться в Украине путем договоров  с украинскими лизинговыми  компаниями, которые потом  сами могли бы  выступать по  лизинговым  объектам  лизингодателями.

Такая схема была распространена на начальном этапе развития лизинга в соседних  странах, например,  в Беларусии. И это  правильная схема, поскольку  лизинговые компании, которые возникают  на постсоветской территории, немногочисленны, маломощны и не владеют в достаточной мерой  техникой  управления лизингом. Отечественным лизинговым компаниям  также  необходима операция сублизинга, поскольку при отсутствии заказов лизингополучатель вынужден сам прибегать к сублизингу.

К этому следует  добавить, что не направленные на поддержку этого дела таможенное законодательство. Так закон "О налоге на добавленную стоимость" содержит  очевидные разногласия. В статьи 1 указано, что лизинг - это  продажа услуг, выступающая объектом обложения налогом на добавленную стоимость; а согласно  статье 3 передача  имущества в пользование и выплата лизиногового платежа не входят  в перечень операций, которые облагаются НДС (лишь в случае финансового лизинга).  Вместе с тем соответственно  этому же закону, если  взятый в лизинг товар пересекает таможенную территорию государства, он все же облагается налогами НДС. Такая неопределенность обходится недешево. Учитывая то, что объектами международного лизинга есть производственное оснащение, автотранспорт и т.п., приходится платить значительные суммы. Поэтому  международный лизинг на территории Украины не скоро приобретет желательного  расцвета.

Информация о работе Международный лизинг