Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:37, реферат
Достаточная рентабельность лизинговых операций и соответствующая законодательная база могут вскоре вызвать бум на украинском рынке предоставления лизинговых услуг. А это, в свою очередь, в некоторой мере компенсирует дефицит внутренних капиталовложений и иностранных инвестиций.
Юридическая служба может быть разбита на отделы как условно так и формально, однако функциональные обязанности ее сотрудников целесообразно разделить по трем предложенным направлениям. В компетенции договорного отдела и отдела внешних экономических связей - совершение закупочных, лизинговых сделок, а также операций по изменению уставного фонда (а именно - ведение переговоров, заключение контрактов и контроль за их исполнением) соответственно на национальном и международном уровнях. Функции по юридическому оформлению лизинговых операций можно разделить иначе: управление закупками и управление непосредственно лизингом, а уже внутри соответствующих отделов можно выделить сектора по территориям. Выбор того или иного способа организации зависит от тех или иных задач компании, от масштабов ее деятельности и других факторов.
В обязанности специалистов претензионного отдела входит рассмотрение опорных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия лизинговой компании с клиентами, поставщиками, государственными учреждениями, органами государственной власти. Претензионный отдел занимается доарбитражным урегулированием споров, представляет лизинговую компанию в органах суда и арбитража.
Инженерно-экономическая служба, или служба основной деятельности, включает в себя отделы, занимающиеся осуществлением экономической стороны управления лизинговыми операциями.
Отдел маркетинга проводит исследования рынка потребителей услуг, предоставляемых лизинговой компанией, прогнозирует спрос на оборудование, помещения, транспортные средства и прочее имущество и планирует объемы и структуру приобретения необходимых объектов лизинговой компанией. Целесообразно разделение усилий специалистов по маркетингу по направлениям отраслевой классификации объектов лизинга (оборудование, здания, транспортные средства, электроника и т.д.). По сути, от результатов деятельности отдела маркетинга зависит выработка общей стратегии компании.
Отдел ценообразования занимается расчетом суммы арендной платы и планированием графиков расчетов с клиентами, а также совместно с отделом технической экспертизы разрабатывает продажную цену на отдельные объекты лизинговых операций в случае приобретения лизингополучателем арендованного имущества.
Отдел технической экспертизы производит оценку технического состояния имущества, поступающего в фонды компании от учредителей, приобретаемого непосредственно у производителей, а также по операциям возвратного лизинга, оказывает сторонним организациям и банкам-учредителям (при выдаче ипотечных кредитов) услуги по экспертизе промышленного оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, вычислительной техники и прочего имущества, осуществляет контроль за содержанием имущества компании, не сданного в аренду.
Отдел сервисного обслуживания обеспечивает арендатора запасными частями, программным обеспечением, необходимой технической документацией, осуществляет ремонт и сервисное обслуживание предоставляемого в аренду оборудования, оказывает консультационную помощь, если это предусмотрено лизинговым контрактом.
Предложенная структура лизинговой компании может быть применена на практике только на начальной стадии существования лизинговой компании. В процессе функционирования компании неизбежно усложнение ее структуры в связи с увеличением масштабов деятельности, увеличением числа клиентов и расширением спектра предоставляемых услуг.
Целесообразно, чтобы еще на стадии проектирования организационной структуры были разработаны:
схемы управленческих, функциональных и обслуживающих процессов внутри компании;
протоколы переговорных и коммуникационных процессов во взаимоотношениях с деловыми партнерами;
формы документов, используемых во внутренних коммуникациях;
систему внутреннего учета и отчетности, порядок отражения и регистрации результатов маркетинговых и других исследований;
определить для всех категорий получаемой и синтезируемой в компании информации статусы «секретной информации», «информации для служебного пользования» и «открытой информации».
Очень важно, чтобы перед началом функционирования компании была спроектирована ее деятельность не только по результатам и по кругу исполнителей, но и в процессах.
Численность контингента и бюджет вновь создаваемой лизинговой компании целесообразно планировать исходя из размера уставного фонда, который будет отражать стоимость предоставленного учредителями имущества, и первоначально прогнозируемого спроса на отдельные объекты этого имущества со стороны потенциальных арендаторов.
Что касается прогнозирования спроса на определенное оборудование на условиях лизинга, то здесь необходимо проведение специальных маркетинговых исследований с тщательным анализом платежеспособности и дальнейшей перспективности предполагаемых клиентов.
Минимальный контингент лизинговой компании может состоять из 13 человек, занимающих следующие должности:
директор, управляющий непосредственно (без заместителей) всеми отделами и совмещающий функции по кадровым вопросам;
главный бухгалтер;
секретарь компании с обязанностями кассира;
3 юриста;
3 эксперта (исходя из трех укрупненных направлений: промышленное оборудование и транспортные средства, строительные объекты, электроника);
2 специалиста по маркетингу и ценам;
1 штатная единица обслуживающего персонала;
водитель (либо распределить его ставку на специалистов с личным автотранспортом).
Зная численность и качественный состав работников компании, можно рассчитать месячный бюджет. На 80% расходы по основной деятельности будут состоять из расходов на оплату труда и социальные начисления на зарплату. «Приблизительный расчет заработной платы приведен в таблице 3.3.1». Конечно, еще необходимо дополнительно уточнить максимальные пределы должностных окладов, надбавок и прочих выплат, осуществляемых за счет себестоимости, чтобы не превышался максимальный фонд потребления; для этого следует получить консультацию в налоговой администрации по вопросу о том, к какой отрасли и категории работ будет отнесена деятельность лизинговой компании, а затем произвести расчет размеров должностных окладов.
«В сводной таблице 3.3.2 приведен приблизительный расчет полных затрат на осуществление основной деятельности лизинговой компанией».
X - сумма амортизационный отчислений бездействующего оборудования и оборудования, по которому согласно договора лизинга сумма амортизационных отчислений не начисляется лизингополучателем.
Бесприбыльная работа компании, таким образом, будет обходиться:
(500+X)*1.2 (НДС)=6000+1,2Х
В международной практике размер лизинговых платежей 3-5% от стоимости имущества. Для расчетов объемов лизинговых операций в месяц примем ставку 4,5%, хотя размер лизинговых платежей следует определять экспертным путем по каждому объекту в отдельности, то есть 4,5% - величина условная.
Итак, при бесприбыльной работе лизинговой компании необходимо, чтобы ежемесячно при своевременной оплате лизинга клиентами было арендовано имущество на сумму, не меньшую, чем 134000+27Х.
Таблица 3.3.1- приблизительный расчет полных затрат на осуществление основной деятельности лизинговой компанией
Должность Сумма, грн. Кол. чел. Итого
Директор компании 330 1 330
Главный бухгалтер 300 1 300
Юрист 280 3 840
Экономист 280 2 560
Секретарь 150 1 150
Водитель 150 1 150
Обсл. перс. (0,5 ставки) 40 1 40
ВСЕГО 2370
Таблица 3.3.2- приблизительный расчет полных затрат на осуществление основной деятельности лизинговой компанией
№ n/n Статья расходов Сумма
1 Расходы на оплату труда 2370
2 Начисления на заработную плату (49%) 1120
3 Аренда / содержание помещения (120м2) 400
4 Аморт. отчисления 190+Х
5 Расходы на коммуникации
6 Служебные разъезды 200
7 Коммунальный налог 20
8 Охранная сигнализация 100
9 Прочие хоз. расходы 100
ИТОГО 500+Х
Итак, подводя итоги, можно сделать правомерный и обоснованный вывод о том, что лизинг является новым и перспективным правовым институтом, который нуждается в подробной законодательной регламентации. В связи с этим нужно провести следующие меры:
1. Привести проект Закона Украины «О лизинге» в соответствие с международными стандартами, установленными Объединением Европейских лизинговых обществ, в которое входят 17 европейских государств и ввести его в действие.
2. Создать программу поддержки промышленно-финансовых групп в Украине, поскольку такие объединения открывают широкие перспективы для лизинга, имея замкнутый технологический и экономический цикл.
3. Обеспечить равные условия налогообложения при поставках оборудования по импорту и внутри страны путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.
4. Необходимо принятие Верховной Радой Украины национальной комплексной программы развития лизинга на период до2005 года, содержащей мероприятия как на национальном, так и на региональном уровнях. Указанная программа должна быть соотнесена с государственными инвестиционными программами, с программой технического перевооружения отраслей экономики, с программой конверсии оборонных отраслей, с программами поддержки малого предпринимательства, с программой содействия занятости населения.
5. Создать Национальный фонд содействия развитию лизинга. Это должна быть некоммерческая организация со статусом юридического лица, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие лизинговой деятельности, посредствам аккумулирования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционных ресурсов предпринимательских структур (в том числе частных и иностранных), доходов от собственной хозяйственной деятельности, а также добровольных взносо юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
6. Принять Закон Украины «О лизинге» и ввести его в действие в ближайшее время, поскольку отсутствие такого законодательного акта приводит к восполнению этого пробела нелегальными путями, что, несомненно, наносит ущерб экономике Украины.
7. Провести законодательное разграничение правового регулирования лизинговых отношений при принятии Хозяйственного (Коммерческого) и Гражданского кодексов Верховной Радой Украины, поскольку оба проекта этих нормативных актов содержат указанные нормы.
На сегодняшний день существуют три главные проблемы в становлении лизинговой деятельности:
финансовая поддержка лизинга;
развитие его законодательной базы;
взаимоотношения лизинговых компаний и малого бизнеса.
Лизинг не может существовать без финансовой поддержки, и пока на местах не поймут этой простой истины, не помогут никакие программы по лизингу, сколько бы и как хорошо их не составлялось.
Важный вопрос - создание экономических предпосылок для реального привлечения крупных негосударственных инвестиций в экономику страны на условиях лизинга. Операции финансового лизинга, направленные на техническое перевооружение промышленных предприятий, имеют в зависимости от специфики отрасли долгосрочный кредитный характер и, не смотря на высокую степень защищенности используемых финансово-кредитных ресурсов, экономически крайне невыгодны для банков в связи с высоким уровнем рефинансирования имеющихся на рынке кредитных ресурсов.
Таким образом, единственно реальным путем стимулирования крупных негосударственных инвестиций в экономику является создание для них льготного налогового режима, компенсирующего финансовые затратты, связанные с долгосрочным характером вложений в реализацию операций финансового лизинга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Про лізинг"-Закон України від 16 грудня 1997 року