Международный рынок кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного рынка кредитов в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения.
Предметом исследования является механизм функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него Республики Беларусь.
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение и динамика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОНОГО РЫНКА КРЕДИТОВ……………………………... 6
1.1 Организация мирового кредитного рынка……………………………….. 6
1.2 Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций………………………………………………………….........16
2. АНАЛИЗ механизма функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него республики беларусь…
2.1 Взаимодействие Республики Беларусь с международными кредитными институтами
2.2 Анализ внешней задолженности Республики Беларусь.................. ……25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ беларусь...............................38
3.1 Проблемы механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь…………………………………………………………………...38
3.2 Пути совершенствования механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь.……………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

Работа состоит из  1 файл

1,2.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

      Официальными  целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного  сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам - членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

      Устав МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976-1978 гг. - вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.

      Капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов фонда в соответствии с  установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.

      Исходя  из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих  органах МВФ. Каждое государство  располагает 250 голосами плюс один голос  на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и  странам ЕС, 34% - развивающимся. [8]

      Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год  в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых  странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

      В устав МВФ внесены изменения  в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947-1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов - с 26,7 до 19,3%, но всё же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. [7] Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран, главным образом стран - экспортеров нефти. Кредиты МВФ делятся на несколько видов.

      1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую.  В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте,  предоставленных ранее Фонду.  Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

      2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического   положения   страны   и   выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

      Стабилизационные  программы МВФ предусматривают  ограничение внутренних кредитов, бюджетных  расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

      Однако  получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных  банках.

      МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. - свыше ±2,25%). [8]

      В соответствии с Уставом МВФ государства - члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами - членами МВФ.

      Обострение  валютного кризиса в начале 70-х  гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

      Страны - члены МВФ обязаны предоставлять  ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

      Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации - Международной ассоциации развития.

      Международный банк реконструкции и развития {МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон. [9]

      Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики  посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

      С середины 50-х гг., когда хозяйство  стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей  степени стала ориентироваться  на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

      Высшими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится  президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.)- Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. [3]

      Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

      МБРР  предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран ~- членов банка, которые  выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

      Необходимо  подчеркнуть, что банк покрывает  своими кредитами лишь 30% стоимости  объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры; энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

      В последние годы МБРР занимается проблемой  урегулирования внешнего долга развивающихся  стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

      В дополнение к МБРР были созданы следующие  финансовые институты: Международная  ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

      Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год MAP выдает кредитов на сумму до 5 млрд долл.

      Международная финансовая корпорация (МФК) создана  по инициативе США в 1956 г. для поощрения  помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет  кредиты высокорентабельным частным  предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

      Многостороннее  агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

      Таким образом, создана группа МБРР с едиными  органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г., Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

      Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. - Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. - Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. [5] Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования - отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность.

      Основная  цель региональных банков развития - совершенствование  экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление  внешней зависимости.

      Необходимо  также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях "Европейского союза".

      Европейский инвестиционный банк (ЕИВ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных   проектов,   модернизацию   отраслевой   структуры производства.

      Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской  валютной системы, с 1994 г. - Европейский  валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

      Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации ~ Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший   СССР,    членом   банка   является   ныне    Российская Федерация. [4]

      ЕБРР  начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд франков распределяется следующим  образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12% - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе; США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы - 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации, - 6%. [10]

      Цель  ЕБРР - сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения  капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной я Восточной  Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый  риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

Информация о работе Международный рынок кредитов