Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного рынка кредитов в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения.
Предметом исследования является механизм функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него Республики Беларусь.
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение и динамика.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОНОГО РЫНКА КРЕДИТОВ……………………………... 6
1.1 Организация мирового кредитного рынка……………………………….. 6
1.2 Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций………………………………………………………….........16
2. АНАЛИЗ механизма функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него республики беларусь…
2.1 Взаимодействие Республики Беларусь с международными кредитными институтами
2.2 Анализ внешней задолженности Республики Беларусь.................. ……25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ беларусь...............................38
3.1 Проблемы механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь…………………………………………………………………...38
3.2 Пути совершенствования механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь.……………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
Таким
образом, в первой главе мы раскрыли сущность
понятия "международный кредитный рынок",
рассмотрели принципы, функции и формы
международного кредита, изучили опыт
предоставления международных кредитов
на примере международных кредитно-финансовых
организаций.
2.
АНАЛИЗ механизма функционирования
международного кредитного
рынка и вовлечённость
в него республики беларусь
2.1
Взаимодействие Республики Беларусь с
международными кредитными институтами
В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь под внешним государственным займом (кредитом) понимают займы (кредиты), привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь, по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.
Гарантия Республики Беларусь по внешним займам - обязательство Республики Беларусь (гаранта), от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед иностранным кредитором нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком - резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору внешнего займа [5].
Внешние государственные займы привлекаются и используются для различных целей, основной из которых является покрытие дефицита республиканского бюджета [16, c. 208].
Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:
1. Международного валютного фонда (МВФ)
2. Группы Всемирного банка, в том числе:
Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
Международной финансовой корпорации (МФК);
Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).
3.
Европейского банка
Взаимодействие Республики Беларусь с Международным валютным фондом:
Республика Беларусь стала членом МВФ в 1992 году и внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долларов США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долларов США).
На протяжении всего периода членства сотрудничество с Фондом было сфокусировано на реализации рекомендаций по проведению экономической политики в рамках ежегодных консультаций по Статье IV Статей соглашений МВФ.
Также совместно с экспертами МВФ в рамках оказания технического содействия проводилась работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности. Результатом совместной работы стало существенное развитие системы инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности.
В 1993 и 1995 гг. Беларусь пользовалась ресурсами МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований для поддержки программы экономических реформ Правительства.
В 1995 г. была одобрена программа «стэнд-бай», средства по которой были предназначены для реализации Правительственной программы реформ и экономического развития на 1995-1996 гг.
Конструктивный характер взаимоотношений с Фондом приобрел особую значимость в период мирового финансового кризиса.
В январе 2009 года Фондом утверждена программа, рассчитанная на 15 месяцев, в размере 2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 3,5 млрд. долларов США.
В марте 2010 года Республика Беларусь завершила программу финансовой поддержки. В апреле Фонд перечислил последний транш стабилизационного кредита, общая сумма которого составила 3,5 млрд. долларов США.
Благодаря
согласованным с МВФ
В своих отчетах Международный валютный фонд неоднократно подчеркивал, что реализация программы является положительной, отмечал соответствие курсовой и бюджетно-налоговой политики целям программы, фиксировал стабилизацию объемов экспорта, улучшение конкурентоспособности, рост доверия среди населения к национальной валюте.
Традиционно
сотрудничество с Фондом продолжает
реализовываться в сфере
Сотрудничество с группой Всемирного банка:
в 1992 году Республика Беларусь стала членом организаций группы Всемирного банка. За период членства Советом Исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены шесть программ по сотрудничеству с Беларусью (1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.)
Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществляется в рамках Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. С момента вступления Республики Беларусь в члены этой организации республике Банком выделено около 635,3 млн. долларов США на реализацию 10 проектов; около 13 национальных программ получили грантовую поддержку на общую сумму 18 млн. долларов США.
В настоящее время Банком реализуются в Республике Беларусь 4 проекта, направленные на повышение энергоэффективности, качества систем водоснабжения, эффективности обращения с отходами и улучшения инфраструктуры в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 250 млн. долларов США. В течение оставшегося периода действия Стратегии Банком предполагается выделение средств на сумму около 310 млн. долларов США, в т.ч. на проекты по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, реконструкцию участка автомобильной дороги, реабилитацию районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.
В декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра программы кредитования и с учетом достигнутого республикой прогресса в области структурных реформ одобрен и выделен займ на цели развития в сумме 200 млн. долларов США. Займ поддерживает программу реформ, ориентированных на укрепление программ Правительства Республики Беларусь в усилении адресной социальной помощи бедным слоям населения, а также либерализацию цен, уменьшению регулирования и дальнейшее совершенствование налоговой политики для стимулирования инвестиций и восстановления устойчивого роста. Как отмечено директором отдела Украины, Беларуси и Молдовы Банка Мартином Райзером при одобрении Советом исполнительных директоров Банка займа: «К настоящему времени Беларусь накопила положительный опыт реализации проектов с группой Всемирного банка. Для Всемирного банка открылась возможность поддержать углубление структурных реформ в Беларуси. Мы надеемся, что договоренность, достигнутая с властями Беларуси, также послужит сигналом для частных инвесторов о том, что Беларусь становится более открытой».
По итогам проведенной в 2008 году Банком оценки системы государственных расходов и финансовой подотчетности государственная финансовая система республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии (ЕЦА)*. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.
О сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития:
Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития от 19 февраля 1992 года и Страновой стратегии для Беларуси.
В
настоящее время к постоянному
приоритету банка по финансированию
частного сектора, в особенности
малых и средних предприятий,
добавился ряд новых
К числу новых приоритетных направлений деятельности банка относятся:
расширение
программ кредитования малого бизнеса
и содействия развитию торговли для
коммерчески ориентированных
оказание технической помощи и финансовой поддержки деятельности по подготовке к приватизации и ее проведению;
повышение
энергоэффективности и
оказание поддержки в реформировании и технической модернизации экологической инфраструктуры и муниципальных услуг.
За
период с 1994 года по 2009 год общая
стоимость реализованных с участием
ЕБРР 29 проектов в Республике Беларусь
составила около 390 млн. евро, из них финансирование
ЕБРР составляет около 292 млн. евро.[14]
2.2
Анализ внешней задолженности Республики
Беларусь
Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст. 22 установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года в размере 9,5 млрд. долларов США.
В течение 2009 года наша страна привлекла кредиты (по состоянию на 1 октября 2009 г.):
- от МВФ на сумму $1 466,8 млн. долларов США;
- от правительства Российской Федерации ($ 500,0 млн. долларов США),
-
от банков Китая, Германии, Италии
на финансирование
Т.о.
суммарный внешний
В структуре внешнего
- государственного бюджета, составляют $6 074,1 млн. долларов США (98,1%);
- за счет собственных средств заемщиков - $117,1 млн. долларов США (1,9%).
-
25,2% внешнего государственного
- 74,8% на кредиты иностранных государств:
- кредиты Российской Федерации - 50,4%,
- кредиты Китая -12,7%.
Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь выданы на срок более 3 лет:
- на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1%
- сроком более 5 лет - 98,9%.
В условиях мирового финансового кризиса основными факторами, оказывающими влияние на стоимость заемных ресурсов, являются:
- наличие достаточной ликвидности на мировом рынке капитала;
- макроэкономическая ситуация в стране;
-
сложившиеся международные
- уровень внешней задолженности;
-
наличие суверенного
Среди суверенных заемщиков из стран с переходной экономикой, обратившихся в последнее время к рынкам капитала, находятся Польша, Литва, Филиппины, Турция, Венгрия, Бразилия, Словения, Южная Африка, Македония и другие. Для стран с аналогичными, как у нашей республики, международными кредитными рейтингами еще не сформировались приемлемые условия для заимствований. С учетом сохраняющейся нестабильной ситуации на международном финансовом рынке процентная ставка по дебютному выпуску государственных облигаций Республики Беларусь ориентировочно может составить порядка 10-11 % годовых [18, c. 8].