Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного рынка кредитов в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения.
Предметом исследования является механизм функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него Республики Беларусь.
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение и динамика.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОНОГО РЫНКА КРЕДИТОВ……………………………... 6
1.1 Организация мирового кредитного рынка……………………………….. 6
1.2 Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций………………………………………………………….........16
2. АНАЛИЗ механизма функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него республики беларусь…
2.1 Взаимодействие Республики Беларусь с международными кредитными институтами
2.2 Анализ внешней задолженности Республики Беларусь.................. ……25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ беларусь...............................38
3.1 Проблемы механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь…………………………………………………………………...38
3.2 Пути совершенствования механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь.……………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
У Республики Беларусь сохраняется положительная платежная история, что свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности [21, c. 21].
Но в настоящее время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. [17, c. 3]
Среди прогрессивных изменений:
- отмена "золотой акции",
-
упрощение ряда
-
взят курс на модернизацию
налоговой системы как в части
сокращения числа налогов и
упрощения процедур налогового
администрирования, так и в
части снижения налоговой
- планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию;
-
планируется отмена субсидий
государственным предприятиям, что
должно способствовать
Направленные
на улучшение бизнес-климата
-
Согласно ежегодному отчету
- Республику Беларусь перевели в 6-ю группу по классификации ОЭСР, что позволяет удешевить стоимость кредитных ресурсов.
-
В августе 2007 года Республике
Беларусь были присвоены
В
соответствии со статьей 2 Бюджетного
кодекса Республики Беларусь, внешним
государственным долгом является общая
сумма основного долга
Внешний
государственный долг Республики Беларусь
по состоянию на 1 января 2011 года составил
9687,2 млн. долларов США при установленном
лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США
(таблица 2.1).
Таблица 2.1
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл.)
Привлечённые кредиты | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. | Темп роста,% | Абсолютное отклонение |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,8 |
9 486,2 |
122 |
1707,4 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 112,6 |
201,0 |
186,5 |
88,4 |
Всего | 7 891,4 | 9 687,2 | 122,8 | 1795,8 |
Источник: [15]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. | Темп роста,% | Абсолютное отклонение |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220 |
31,8 |
32,5 |
102,2 |
0,7 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50 |
16,5 |
17,8 |
107,9 |
1,3 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25 |
1,3 |
2,6 |
200 |
1,3 |
Источник: [15]
Среди стран СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от России, Украины, Латвии, Эстонии, Венгрии, Литвы, Болгарии, Румынии, Грузии, Казахстана, и других), что говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных мер, принимаемых правительством.
Совет директоров МВФ завершил четвертый и последний в рамках действующей программы "стэнд-бай" обзор экономики Беларуси. Директора отмечали, что все меры, предусмотренные программой для обеспечения макроэкономической стабильности в Беларуси, были выполнены. В нынешнем обзоре, как и в предыдущих, наиболее положительную оценку получает ужесточение денежно-кредитной политики. В то же время в части структурных реформ и внедрения рыночных элементов в хозяйственную систему Беларуси изменений недостаточно. На это намекают дипломатичные отчеты МВФ и откровенно говорят независимые эксперты. Как результат - не решается основная проблема белорусской экономики: устранение дефицита платежного баланса. По итогам прошлого года он составил 5,5 млрд. долл.
В рамках программы, которая была утверждена в январе 2009 года, Беларусь уже получила 2,9 млрд. долл. из предусмотренных 3,6 млрд. долл. Оказавшаяся в сложных условиях из-за сокращения российских энергетических субсидий и снижения платежеспособности на внешних рынках, Беларусь смогла удержаться от рецессии только за счет внешнего финансирования. С 2009 года валовой внешний долг возрос на 6,9 млрд. долл., или на 45,4%. На 1 января 2010 года он составил 22 млрд. долл., что составляет 45% ВВП. Задолженность экономики банкам увеличилась на 42%, а произведенная за кредитные деньги продукция остается на складах (70% среднемесячного объема производства).
Эксперты МВФ "санкционируют" такой рост задолженности, рассчитывая, что местная экономика повысит внутренние резервы в результате реформирования, то есть внедрения рыночных механизмов. Белорусское же правительство рассчитывает, что ситуация вернется к докризисной, спрос на белорусскую продукцию на российском рынке вернется к прежним цифрам (снижение около 45%), а создание Таможенного союза позволит получать дешевые российские энергоносители. Исходя из этого, Минск не проводит реальных реформ, а лишь имитируют их. Например, МВФ хвалит правительство за то, что оно отменило регулирование цен и не устанавливало ни на прошлый год, ни на этот предельного индекса их роста (ранее он утверждался постановлением правительства). В то же время этот показатель доведен всем предприятиям страны в виде "рекомендательного". Вместо приватизации идут лишь разговоры о ней: агентство, которое должно было заняться ее проведением, несмотря на обещания, так и не создано. Такая ситуация сохраняется практически по всем "реформированным" позициям. [8]
Следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.
Таким
образом, как показало исследование, проведённое,
во второй главе: под внешним государственным
займом понимают займы, привлекаемые от
нерезидентов Республики Беларусь, по
которым возникают долговые обязательства
Республики Беларусь как заемщика, эмитента
ценной бумаги или гаранта. Внешние государственные
заимствования осуществляются в пределах
лимита внешнего государственного долга,
установленного законом о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый год,
который на конец 2010 года на установлен
в размере 9,5 млрд. долларов США. К основным
кредиторам Республики Беларусь относятся:
МВФ (24,4% от суммарного внешнего государственного
долга), МБРР и ЕБРР (0,8%), Российская Федерация
(50,4%), Китай (12,7).
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО
ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ
беларусь
3.1
Проблемы механизма внешнего заимствования
в Республике Беларусь
С
функционированием
В свою очередь государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета. В общую сумму государственного долга включаются также денежные средства населения по договорам о личном страховании.
Текущий
государственный долг составляют расходы
по выплате причитающихся
В нашей стране контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии с законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», другими нормативными актами.
Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств, это — задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 9,5 % от валового внутреннего продукта.
Рост расходов за счет дополнительно привлеченных с помощью госкредита финансовых ресурсов сопровождается увеличением внутреннего и внешнего долга государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность проводимых госкредитных операций.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с другой стороны.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.
В первой половине 90-х гг. в нашей стране бюджетные расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями.
Внутренний долг государства постоянно растет. С каждым годом увеличивается и внешний долг. Наиболее высокими темпами растет задолженность международным финансовым организациям.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70 % привлекаемых иностранных кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним.